Человек 1 класс, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Человек»
для обучающихся 1 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Прозорова
Татьяна
Ивановна,
учитель,
в. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Человек» для обучающихся класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)разработана в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599, на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022
г.№1026.

Цель: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи:
*формирование представлений о собственном теле;
*распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
*соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале;
*отнесение себя к определенному полу;
*развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
*формировать представления о возрастных изменениях;
*формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
*формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему
возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
*формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми
оздоровительными процедурами;
*формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или
плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
*формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,
вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
*формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей;
*формировать умения обслуживать себя;
*формировать умения следить за своим внешним видом;
*формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и
досуговой деятельности;
*формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
*развитие собственной активности ребенка;
*формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
*формирование и развитие целенаправленных действий;
*развитие планирования и контроля деятельности;
*развитие способности применять полученные знания для решения новых
аналогичных задач.

Общая характеристика учебного предмета

Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития
представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии
его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих
отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу
«Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми,
и в первую очередь со своими родными и близкими.
Направления коррекционной работы
*Налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого
впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе
совместной деятельности.
*Принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью
взрослого. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать
подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук,
жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими.
*Постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие
социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного
участия ребенка в процессе.
*Одним из показателей активности ребенка является его положительное
отношение к заданию. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за
его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а
сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, истерика и т.
п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше.
*У ребёнка может быть свой темп восприятия происходящих событий, поэтому
педагог должен стараться взаимодействовать с ним, не навязывая свой темп, а
терпеливо дожидаясь ответной реакции.
*Взрослый поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех
ситуациях, когда ребенок не может справиться самостоятельно, но при этом не
делает за ребенка то, что он может (пусть и с трудом) сделать сам.
*С поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации
деятельности. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от
деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего
такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков,
тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации
достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную.
На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная
структура. Каждое занятие должно иметь явно выраженные начало и конец,
отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано
и пространство помещения - определенные задания связаны с определенным
местом или предметом.
Сложные задания чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением. Для
этого включаются тактильно-ритмические игры (или другие занятия, которые
нравятся ребенку).

Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Человек» входит в обязательную часть учебного плана раздела
«Окружающий мир». Количество часов в 1 классе: 3 часа в неделю; 99 часов в
учебный год (33 учебных недели).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования — введения обучающихся
с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным
опытом.
Личностные результаты должны отражать:
•
осознание себя как гражданина России;
•
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы;
•
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
•
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
•
овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни.
Предметные результаты:
*понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических
изображений), жестов;
*овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила поведения;
*умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач;
*умение использование предметов для выражения путем на них жестом,
взглядом;
Использование доступных жестов для передачи сообщения;
*понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
*умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях;
*обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
*формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с
образца отдельных букв.

Содержание учебного предмета состоит из следующих разделов
* Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с
другими

■ Представления о собственном теле.
■ Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
■ Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
■ Отнесение себя к определенному полу.
■ Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои
интересы, желания.
■ Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, свои интересы, хобби и др.
■ Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к
своим возрастным изменениям.
* Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами

■ Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или
плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них
взрослым.
■ Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером,
мытье рук после посещения туалета и перед едой).
*Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье

■ Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой
деятельности семьи.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) /мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2. 1
дополнительный, 1 классы/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:
Просвещение, 2018
- Невербальные средства общения (жест, мимика, голос).
- Электронные презентации.
- Дидактические игры по лексическим темам.
- Шнуровки, липучки.

- Посуда - вставления (стаканчики одинаковой величины).
- Виды одежды и обуви.
- Принадлежности для ухода за своим телом- оборудования, позволяющего
выполнять упражнения на сортировку, группировку различных
предметов, их соотнесения по определенным признакам.
- Пазлы, лото, разрезные картинки.
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).
- Персональный компьютер.
- Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,
бусины).
- Звучащие предметы для встряхивания.
- Предметы для сжимания (фактуры разного диаметра).
- Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч.
природного).
- Мозаики.

Тематическое планирование
Название раздела, темы урока

Количество
часов

Представления о себе
Я - человек.
Моё имя
Кто я?
Все люди разные

3
2
2
2

ч.
ч.
ч.
ч.

Представления о частях тела
Мои руки
Уход за руками
Мои ноги
Уход за ногами

1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.

Представления о себе
Мой рот и язычок

1 ч.

Уход за полостью рта
Мои зубки
Уход за зубами

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Мои глаза
Уход за глазами
Мои уши
Уход за ушами
Повторение
Мой нос

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Уход за носом

1 ч.

Гигиена тела
Умывальная комната
Атрибуты в умывальной комнате
Намачивание и намыливание рук
Мытьё рук
Смывание мыла с рук

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Вытирание рук
Туалет

1 ч.
1 ч.

Раковина
Унитаз
Кнопка слива
Смывание унитаза
Нужды человека
Я хочу есть, пить
Снятие нижнего белья
Туалетная бумага. Отматывание бумаги
Одевание нижнего белья
Изнаночная и лицевая сторона

1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Гигиенические процедуры после посещение туалета
Мытье рук, вытирание рук
Моё личное полотенце

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Моя метка
Повторение

1 ч.
1 ч.

Гигиена тела
Водные процедуры, душ
Изучаем своё тело

1 ч.
1 ч.

Голова. Туловище
Моё не моё
Мои не мои

1 ч.
1 ч.
1 ч.

Возрастные изменения
Я малыш
Я подросток

1 ч.
1 ч.

Виды одежды
Нижняя одежда. Лицевая и изнаночная сторона

2 ч.

Верхняя одежда. Лицевая и изнаночная сторона

3 ч.

Виды обуви
Виды обуви
Виды застежек

2 ч.
1 ч.

Режим дня
Утро

1 ч.

День
Вечер

1 ч.
1 ч.

Правильное питание
Правильное питание

1 ч.

Овощи и фрукты в жизни человека

2 ч.

Культура поведения в столовой
Культура поведения в столовой
Добрые слова
Посуда
Сервировка стола
К нам пришли гости, накроем на стол

2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.

Моё самочувствие
Моё самочувствие

1

У меня болит голова
Мне плохо

1
1

Мои данные
Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?

2

Моя семья
Мама, папа, братья, сестры

2

Наши праздники
Наши праздники
Новый год
8 марта

1
2
1

Мой дом
Мой дом
Мои учителя
Игра, хобби

1
1
1

Закрепление пройденного материала
Мои части тела

2

Овощи и фрукты в жизни человека
Нужды человека
Моё самочувствие
Повторение

2
2
2
2

Итого:

99 ч.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».