РО С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.
Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.
Рабочая программа
учебного курса
«Человек»
для обучающихся 1 класса
(АООП У О 2 вариант)
Составитель:
Прозорова
Татьяна
Ивановна,
учитель,
в. кв. категории
Камышлов, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Человек» для обучающихся класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)разработана в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599, на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022
г.№1026.
Цель: формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Задачи:
*формирование представлений о собственном теле;
*распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта;
*соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале;
*отнесение себя к определенному полу;
*развитие способности осознавать и выражать свои интересы;
*формировать представления о возрастных изменениях;
*формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям;
*формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему
возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
*формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми
оздоровительными процедурами;
*формирование умений определять своё самочувствие (как хорошее, или
плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому;
*формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,
вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета);
*формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей;
*формировать умения обслуживать себя;
*формировать умения следить за своим внешним видом;
*формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и
досуговой деятельности;
*формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
*развитие собственной активности ребенка;
*формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
*формирование и развитие целенаправленных действий;
*развитие планирования и контроля деятельности;
*развитие способности применять полученные знания для решения новых
аналогичных задач.
Общая характеристика учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития
представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии
его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих
отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу
«Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми,
и в первую очередь со своими родными и близкими.
Направления коррекционной работы
*Налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого
впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе
совместной деятельности.
*Принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью
взрослого. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать
подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук,
жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими.
*Постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие
социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного
участия ребенка в процессе.
*Одним из показателей активности ребенка является его положительное
отношение к заданию. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за
его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а
сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, истерика и т.
п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше.
*У ребёнка может быть свой темп восприятия происходящих событий, поэтому
педагог должен стараться взаимодействовать с ним, не навязывая свой темп, а
терпеливо дожидаясь ответной реакции.
*Взрослый поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех
ситуациях, когда ребенок не может справиться самостоятельно, но при этом не
делает за ребенка то, что он может (пусть и с трудом) сделать сам.
*С поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации
деятельности. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от
деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего
такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков,
тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации
достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную.
На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная
структура. Каждое занятие должно иметь явно выраженные начало и конец,
отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано
и пространство помещения - определенные задания связаны с определенным
местом или предметом.
Сложные задания чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением. Для
этого включаются тактильно-ритмические игры (или другие занятия, которые
нравятся ребенку).
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Человек» входит в обязательную часть учебного плана раздела
«Окружающий мир». Количество часов в 1 классе: 3 часа в неделю; 99 часов в
учебный год (33 учебных недели).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования — введения обучающихся
с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным
опытом.
Личностные результаты должны отражать:
•
осознание себя как гражданина России;
•
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы;
•
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
•
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
•
овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни.
Предметные результаты:
*понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических
изображений), жестов;
*овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила поведения;
*умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач;
*умение использование предметов для выражения путем на них жестом,
взглядом;
Использование доступных жестов для передачи сообщения;
*понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека;
*умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях;
*обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах;
*формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с
образца отдельных букв.
Содержание учебного предмета состоит из следующих разделов
* Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с
другими
■ Представления о собственном теле.
■ Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
■ Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
■ Отнесение себя к определенному полу.
■ Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои
интересы, желания.
■ Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, свои интересы, хобби и др.
■ Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к
своим возрастным изменениям.
* Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами
■ Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или
плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них
взрослым.
■ Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером,
мытье рук после посещения туалета и перед едой).
*Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье
■ Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей
социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой
деятельности семьи.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) /мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2. 1
дополнительный, 1 классы/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.:
Просвещение, 2018
- Невербальные средства общения (жест, мимика, голос).
- Электронные презентации.
- Дидактические игры по лексическим темам.
- Шнуровки, липучки.
- Посуда - вставления (стаканчики одинаковой величины).
- Виды одежды и обуви.
- Принадлежности для ухода за своим телом- оборудования, позволяющего
выполнять упражнения на сортировку, группировку различных
предметов, их соотнесения по определенным признакам.
- Пазлы, лото, разрезные картинки.
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).
- Персональный компьютер.
- Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары,
бусины).
- Звучащие предметы для встряхивания.
- Предметы для сжимания (фактуры разного диаметра).
- Различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч.
природного).
- Мозаики.
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
Количество
часов
Представления о себе
Я - человек.
Моё имя
Кто я?
Все люди разные
3
2
2
2
ч.
ч.
ч.
ч.
Представления о частях тела
Мои руки
Уход за руками
Мои ноги
Уход за ногами
1 ч.
2 ч.
1 ч.
2 ч.
Представления о себе
Мой рот и язычок
1 ч.
Уход за полостью рта
Мои зубки
Уход за зубами
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Мои глаза
Уход за глазами
Мои уши
Уход за ушами
Повторение
Мой нос
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Уход за носом
1 ч.
Гигиена тела
Умывальная комната
Атрибуты в умывальной комнате
Намачивание и намыливание рук
Мытьё рук
Смывание мыла с рук
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Вытирание рук
Туалет
1 ч.
1 ч.
Раковина
Унитаз
Кнопка слива
Смывание унитаза
Нужды человека
Я хочу есть, пить
Снятие нижнего белья
Туалетная бумага. Отматывание бумаги
Одевание нижнего белья
Изнаночная и лицевая сторона
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Гигиенические процедуры после посещение туалета
Мытье рук, вытирание рук
Моё личное полотенце
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Моя метка
Повторение
1 ч.
1 ч.
Гигиена тела
Водные процедуры, душ
Изучаем своё тело
1 ч.
1 ч.
Голова. Туловище
Моё не моё
Мои не мои
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Возрастные изменения
Я малыш
Я подросток
1 ч.
1 ч.
Виды одежды
Нижняя одежда. Лицевая и изнаночная сторона
2 ч.
Верхняя одежда. Лицевая и изнаночная сторона
3 ч.
Виды обуви
Виды обуви
Виды застежек
2 ч.
1 ч.
Режим дня
Утро
1 ч.
День
Вечер
1 ч.
1 ч.
Правильное питание
Правильное питание
1 ч.
Овощи и фрукты в жизни человека
2 ч.
Культура поведения в столовой
Культура поведения в столовой
Добрые слова
Посуда
Сервировка стола
К нам пришли гости, накроем на стол
2 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
1 ч.
Моё самочувствие
Моё самочувствие
1
У меня болит голова
Мне плохо
1
1
Мои данные
Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?
2
Моя семья
Мама, папа, братья, сестры
2
Наши праздники
Наши праздники
Новый год
8 марта
1
2
1
Мой дом
Мой дом
Мои учителя
Игра, хобби
1
1
1
Закрепление пройденного материала
Мои части тела
2
Овощи и фрукты в жизни человека
Нужды человека
Моё самочувствие
Повторение
2
2
2
2
Итого:
99 ч.