Р О С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.
Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.
Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий социальный мир»
для обучающихся 2 класса
(АООП У О 2 вариант)
Составитель:
Казанцева
Татьяна
Викторовна,
учитель,
в. кв. категории
Камышлов, 2025
Пояснительная записка к уроку «Окружающий социальный мир»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир»
для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599, на
основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.12.2022г. № 1026.
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его
социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых
правилах поведения.
Основными задачами программы "Окружающий социальный мир"
являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его
деятельность,
общепринятые
нормы
поведения),
формирование
представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие,
функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет входит в обязательную часть учебного плана, в предметную
область «Окружающий мир». На изучение предмета отведен 1 час в неделю,
34 часа в год.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета
Личностные
- социально- эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
- формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций;
- освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира), развитие мотивов учебной деятельности и формирования
личностного смысла учения;
Предметные результаты
Представления о мире, созданном руками человека:
- интерес к объектам, созданным человеком;
- представления о доме, школе, объектах (мебель, оборудование, одежда,
посуда, игровая площадка и др.), транспорте и т.д.;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,
на улице, в транспорте, в общественных местах;
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных
ролях людей:
- представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребёнка
(учитель, врач, повар, водитель и т.д.);
- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель
и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных
ситуациях;
- конструктивное взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной
деятельности,
Развитие межличностных и групповых отношений:
- представление о дружбе, товарищах, сверстниках;
- умение находить друзей на основе личных симпатий;
- умение сопереживать, сочувствовать;
- умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, др. видах
доступной деятельности;
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в
общественной жизни:
- представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании,
участие в них;
- использование простейших эстетический ориентиров (эталонов) о внешнем
виде, на праздниках, в хозяйственно- бытовой деятельности;
- умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных
праздников;
Базовые учебные действия
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию
с
группой
обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения),
пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения;
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Отбор содержания курса «Окружающий социальный мир» направлен на
формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную
адаптацию учащихся; повышение уровня общего развития учащихся и
воспитание у них максимально возможного уровня самостоятельности.
В силу различных особенностей физического, интеллектуального,
эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании
социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета
«Окружающий социальный
мир» позволяет планомерно формировать
осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на
доступном уровне в жизнь общества. Обучение детей жизни в обществе
включает формирование представлений об окружающем социальном мире и
умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения.
В ходе организации и проведения уроков по данному предмету
необходимо исходить из положения о том, что общение является особым
видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Задачи
формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на
комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению.
Они структурируются в виде тематических групп: «Квартира, дом, двор»,
«Продукты питания», «Предметы быта», «Школа». «Транспорт», «Страна»,
«Традиции и обычаи».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным
этапам формирования социально окружающего мира у обучающихся.
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном
городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории,
современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными
явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их
характерные признаки, объединять в группы по этим признакам,
устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной
жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и
поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и
общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в
различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в
частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в
школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для
формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима
совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и
родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в
различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в
магазине, поведение в опасной ситуации и др.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир»
заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах
общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в
город
(поселок),
знакомится
с
различными
организациями,
предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью
окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам
поведения.
Школа
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений
школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей,
работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией.
Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения
участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на
территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения
зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание
(различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел,
ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер,
пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание
назначения школьных принадлежностей. Представление о себе как члене
коллектива класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему
виду. Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления
дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому
человеку.
Квартира, дом, двор
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок,
пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный),
каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание
(различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская, гостиная),
прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание функционального
назначения помещений квартиры. Знание (соблюдение) правил безопасности
и поведения во дворе.
Предметы быта
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг,
чайник). Знание назначения электроприборов. Знание правил техники
безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание
(различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло,
кровать). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели
(кухня, спальная, санитарная комната). Узнавание (различение) предметов
посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода,
чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды.
Продукты питания
Знание напитков (вода, чай, сок, какао, компот,) по внешнему виду, на вкус.
Узнавание упаковок с напитком. Различение молочных продуктов (молоко,
йогурт, творог, сметана, кефир, масло) по внешнему виду, на вкус. Узнавание
упаковок с молочным продуктом.
Город
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры: улицы,
площади, здания, парки. Узнавание (различение), назначение зданий: кафе,
вокзал железнодорожный, автовокзал, службы помощи (банк, больница,
поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда,
мебель, цветы, продукты), жилой дом. Знание профессий (врач, продавец,
повар, строитель, почтальон. Знание особенностей деятельности людей
разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в общественных
местах. Узнавание частей территории улицы (проезжая часть, тротуар,
«Пешеходный переход», светофор). Соблюдение правил перехода улицы,
правил поведения на улице.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) /мин-во образования и науки
РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Федеральная
адаптированная
образовательная
программа
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья. - М.: ТЦ Сфера,2023
3. Примерные рабочие программы по учебным предметам и
коррекционным курсам образования обучающихся с умственной
отсталостью. Варианты 1,2. 2 класс/ М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2023
4. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью/ под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - Спб.: ЦДК проф.
Л.Б. Баряевой, 2011.
6. Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях.
- М.: Сфера, 2018
7. Шорыгина Т.А. Понятные сказки. Беседы с детьми об игрушках,
растениях, животных. - М.: Сфера, 2018
8. Алямовская В.Г. Ребенок за столом: методическое пособие. - М.: Сфера,
2005
9. Нефёдова К. Дом. Какой он? Знакомство с окружающим миром. М.:ГНОМ,2004
Технические средства обучения
Компьютер
Материалы и оборудование: натуральные объекты, муляжи, макеты,
предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в
школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д., аудио и
видеоматериалы,
презентации,
мультипликационные
фильмы,
иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в
общественных местах и т.д.;
- натуральные объекты (игрушки, одежда), муляжи;
- детские наборы посуды, предметы быта;
- предметные, сюжетные картинки;
- дидактические игры: « Одежда», «Лото», «Пазлы», «Транспорт»;
- аудио и видеоматериалы, презентации о правилах поведения в
общественных местах;
- тетради - раскраски с различными объектами окружающего социального
мира;
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10-11
12-13
Тема урока
Узнавание (различение) помещ ений школы
Знание профессий людей, работаю щ их в школе
Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы.
Знание (соблюдение) распорядка школьного дня
Узнавание (различение) школьных принадлежностей
Представление о себе как члене коллектива класса
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
Знание способов проявления дружеских отнош ений (чувств).
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь,
потолок, пол).
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный
(многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский,
дачный) дом.
Узнавание (различение) помещ ений квартиры (комната (спальная,
детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел,
балкон).
Количество
уроков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
14-15 Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе
16
П овторение
17 У знавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг,
ик).
18
Знание правил техники безопасности при пользовании
электробытовым прибором.
19-20 У знавание (различение) предметов мебели(стол, стул, диван, шкаф,
полка, кресло, кровать)
21
У знавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан,
кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник,
нож).
22
Знание напитков (вода, чай, сок, какао, компот,) по внешнему виду,
на вкус.
23-24 Различение молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана,
кефир, масло) по внешнему виду, на вкус.
25-26 П овторение
27
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры:
улицы, площади, здания, парки.
2
1
1
28
1
29
30
31-32
33-34
У знавание (различение), назначение зданий: кафе, вокзал
железнодорожный, автовокзал
Узнавание назначений зданий службы помощи (банк, больница,
поликлиника, парикмахерская, почта),
Узнавание назначений зданий магазин (супермаркет, одежда,
посуда, мебель, цветы, продукты), жилой дом.
Знание профессий (врач, продавец, повар, строитель, почтальон.
Узнавание частей территории улицы (проезжая часть, тротуар,
«Пешеходный переход», светофор). Соблюдение правил перехода
улицы, правил поведения на улице.
Итого:
1
2
1
1
2
2
1
1
1
2
2
34