РО С С И Й С К А Я Ф Е Д Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное п роф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании LLIMO
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.
Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.
Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий природный мир»
для обучающихся 3 класса
(АООП У О 2 вариант)
Составитель:
Прозорова
Галина
Николаевна,
учитель,
I. кв. категории
Камышлов, 2025
Пояснительная записка по предмету «Окружающий природный мир»
Рабочая программа по
предмету «Окружающий природный мир» для
обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г №1599, на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2022г №1026
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об
окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету
"Окружающий природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся
представлений о природе, ее многообразии, о взаимосвязи живой, неживой
природы и человека.
Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой
природе, о взаимодействии человека с природой, бережного отношения к
природе.
Основными
задачами
программы
являются:
формирование
представлений об объектах и явлениях неживой природы, формирование
временных представлений, формирование представлений о растительном и
животном мире.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок
получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в
природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях
(утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности
природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и
животного мира, получает представления о среде обитания животных и
растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим
признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на
связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к
изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др.
Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и
растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив,
уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое
внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному
отношению к ней.
Направления коррекционной работы:
1. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление
при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно двигательного аппарата. Но не менее важно и при работе со здоровыми детьми,
отстающими или имеющими парциальные недостатки в развитии этих функций.
Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях формирования
творческих способностей детей.
2. Формирование и развитие речи.
3. Развитие познавательной деятельности. Система психологического и
педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации
нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти,
восприятия, мышления, речи).
4. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей,
коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т. п.).
Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать
эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и
чувства, важно для всех категорий детей.
5. Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного
развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на
формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной
самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации
субъекта (например, застенчивости) и т. п.
6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов
(рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой
деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по
формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при
обучении. Эта работа предполагает комплексное психолого-педагогическое
воздействие, направленное на коррекцию и формирование всех элементов
учебной деятельности от формирования мотивов до конкретных операций,
умений и навыков.
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть учебного
плана в предметную область «Окружающий мир». На изучение предмета в 3
классе отводится по 2 часа в неделю; курс рассчитан на 68 часов (34 учебных
недели).
Планируемые результаты изучения учебного курса.
Личностные результаты:
1. Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей.
2. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты:
1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён
года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений
адаптироваться к конкретным природным и климатическим
условиям:
-интерес к объектам и явлениям неживой природы;
-расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна,
звёзды, вода, воздух, земля);
-представления о временах года, характерных признаках времён года,
погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
-умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
2. Представления о животном и растительном мире, их значении в
жизни человека:
-интерес к объектам живой природы;
-расширение представлений о животном и растительном мире (растения:
деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» «домашние» и др.);
-опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода
за ними;
-умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки
и другое).
3. Элементарные представления о течении времени:
-умение различать части суток, дни недели;
-представления о течении времени: смена событий дня, суток.
Содержание курса состоит из следующих разделов:
«Растительный мир»
«Животный мир»
«Временные представления»
«Объекты неживой природы»
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам
формирования социально окружающего мира у детей.
Содержание обучения на уроках очень разнообразно, что определяется
многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной
отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности
зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на
возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью,
требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих
нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они
включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности.
Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и
игры.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя,
побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен
стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках окружающий природный мир необходимо
строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые
виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на
различных уроках.
Учебно-методическое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2, 3
класс/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2023
Технические средства обучения
-ноутбук, интерактивная доска
,
Специальный учебный и дидактический материал отвечающий особым
образовательным потребностям обучающихся
• натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;
• печатные пособия (таблицы) по разделам программы;
• предметные и сюжетные картинки по темам;
• пиктограммы для составления предложений, рассказов по плану
• рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания,
вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные
программы, способствующие формированию у обучающихся
доступных представлений о природе; аудио- и видеоматериалы.
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
Количество
часов
Узнавание и различение частей суток (утро, день, вечер, ночь).
Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер,
ночь).
Соотнесение частей суток с видами деятельности.
Неделя. Представление о неделе как о последовательности 7 дней.
Неделя. Различение выходных и рабочих дней. Соотнесение дней
недели с определенными видами деятельности.
«Осень, в гости просим!» Узнавание (различение) времени года по
характерным признакам.
Изменения, происходящие в жизни человека осенью. Одежда и обувь
человека осенью.
Занятия и труд людей осенью.
«Что нам осень принесла?» - Овощи.
«Что нам осень принесла?» - Фрукты.
«Что нам осень принесла?» - Грибы.
Ягоды.
Узнавание растений (Дерево). Части дерева (корень, ствол, лист).
Изменения в жизни растений осенью (листопад).
Экскурсия в природу.
В мире животных. Строение животного.
Дикие животные. Заяц.
Дикие животные. Волк.
Дикие животные. Медведь.
Дикие животные. Белка.
Изменения в жизни животных осенью.
«Здравствуй, зимушка-зима!» Узнавание (различение) времени года по
характерным признакам.
Изменения, происходящие в жизни человека зимой. Одежда и обувь
человека зимой.
Зимние забавы. Новый год.
Занятия и труд людей зимой.
Что делают растения зимой? Елка.
Домашние животные. Кошка. Уход.
Домашние животные. Собака. Уход.
Домашние животные. Корова. Уход.
Домашние животные. Лошадь. Уход.
Животные и их детеныши.
Кто такие птицы? Строение птицы.
Птицы домашние.
Птицы дикие.
Сравнение зверей и птиц.
Животные и птицы зимой.
Весна. Оживает всё кругом! Явления природы: солнце, ветер.
Экскурсия в природу.
Растения весной. Части растений (лист, ветки).
Мир растений (обобщение).
Жизнь птиц и животных весной.
Аквариумные рыбки.
Мир животных (обобщение).
2
2
2
2
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Лето. Узнавание (различение) времени года по характерным
признакам.
Времена года (обобщение).
Экскурсия в природу.
Человек и природа. Солнце. Земля и небо.
Лес. Животные и растения леса.
Вода. Река.
Огонь.
2
1
1
2
2
2
2