Окружающий Социальный мир 3 класс, 2 вариант, 2025

Р О С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М и нистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий социальный мир»
для обучающихся 3 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Прозорова
Галина
Николаевна,
учитель,
I. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка по предмету «Окружающий социальный мир»
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» для
обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 г №1599, на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.12.2022г №1026
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться
в социальные отношения. В силу различных особенностей физического,
интеллектуального, эмоционального развития дети с ТМНР испытывают
трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа
учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно
формировать осмысленное восприятие социальной действительности и
включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения - формирование представлений о человеке и окружающем
его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные
правила поведения в социальной среде.
Основными задачами программы являются:
1) знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность,
общепринятые нормы поведения),
2) формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие,

функциональное

назначение

окружающих

предметов,

действия с ними).
Развитие навыков самообслуживания у обучающихся с умственной
отсталостью существенно отстает. При тяжелой степени интеллектуального
недоразвития
возникают

данные

трудности

навыки
в

могут

овладении

отсутствовать.
навыками,

Наиболее

требующими

часто
тонких

дифференцированных движений пальцев: шнурование ботинок, застегивание
пуговиц,

завязывание ленточек и шнурков.

Некоторые обучающиеся

полностью зависят от посторонней помощи в обращении с одеждой и
обувью, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур.
Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в
координации,
неуклюжи.

точности
У

и

темпе

обучающихся

движений.

возникают

Движения

большие

замедленны,

сложности

при

переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с
умеренной, умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость,
неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность,
сочетающаяся

с

не

целенаправленностью,

беспорядочностью,

нескоординированностью движений.
В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления
о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории,
современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными
явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их
характерные

признаки,

объединять

в

группы

по

этим

признакам,

устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной
жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и
поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и
общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в
различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в
частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в
школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам.
Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе
необходима

совместная

целенаправленная

последовательная

работа

специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели
поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте,
покупок в магазине, во время пожара и др.
Особенности обучения
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир»
заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и во дворе,
2

в местах общего пользования (вокзал, магазин и т.д.) Ребенок выходит в
город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги
населению, с транспортом, наблюдает за деятельностью окружающих людей,
учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
На уроках ведущая роль принадлежит педагогу. Для обучения создаются
такие условия, которые дают возможность каждому ребенку работать в
доступном

темпе,

проявляя

возможную

самостоятельность.

Учитель

подбирает материал по объему и компонует по степени сложности, исходя из
особенностей развития каждого ребенка.
В процессе урока учитель использует различные виды деятельности:
игровую (сюжетно-ролевую, дидактическую, театрализованную, подвижную
игру), элементарную трудовую (хозяйственно-бытовой и ручной труд),
конструктивную, изобразительную (лепка, рисование, аппликация), которые
будут

способствовать

расширению,

повторению

и

закреплению

представлений.
Индивидуальные

формы

работы

на

занятиях

по

формированию

математических представлений органически сочетается с фронтальными и
групповыми.
Дидактический материал подобран в соответствии с содержанием и
задачами

урока-занятия,

с

учетом

уровня

развития

математических

представлений и речи детей.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий социальный мир» входит в обязательную часть
учебного плана в предметную область область «Окружающий мир».
На
изучение предмета «Окружающий социальный мир» отводится по 2 часа в
неделю; 68 часов в год.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
* освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
*развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
3

на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
*развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из
спорных
ситуаций;
*основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому
полу,
осознание
себя
как
«Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
*овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
Предметные:
*узнавать
изученные
объекты
неживой
и
живой
природы;
*сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую
классификацию
изученных
объектов
природы;
*использовать различные источники для получения разного рода
информации,
опираясь
на
сохранные
анализаторы;
*понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в
доме,
на
улице
(игровой
площадке);
*оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (семья, общество сверстников), в том числе с позиции развития
этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания
окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации;
*осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими
социальными
группами;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договорённости и правила, в том числе правила общения с взрослыми и
сверстниками участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
*определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения,
договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих.

Содержание программы
Программа
представлена
следующими
разделами:
«Школа»,
«Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Предметы
и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна»,
4

«Традиции и обычаи».
Школа
Узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений
школы. Нахождение помещений школы. Знание профессий людей,
работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией.
Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание назначения
участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на
территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание назначения
зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание
(различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец,
учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал,
ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения
школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива
класса. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду.
Знание положительных качеств человека. Знание способов проявления
дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому
человеку.
Квартира, дом, двор
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок,
пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный),
каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание
(различение) мест общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд,
лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия
дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время
движения лифта и др. Соблюдение правил безопасности, поведения в местах
общего пользования в доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не
залезать на чердак, не трогать провода и др. Соблюдение правил пользования
домофоном, почтовым ящиком, кодовым замком.
Узнавание (различение) помещений квартиры (комната (спальная, детская,
гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание
функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего
домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание
своего домашнего адреса (на слух).
Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха,
игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей,
место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с
мусором, газон).
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.
5

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея,
вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы),
водоснабжение (вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина),
электроснабжение (розетка, свет, электричество).
Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации.
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка,
вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.
Узнавание (различение) часов (механические (наручные, настенные),
электронные (наручные, настенные).
Знание строения часов (циферблат, стрелки (часовая, минутная).
Продукты питания
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот,
квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком.
Узнавание (различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог,
сметана, кефир, масло, морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание
упаковок с молочным продуктом.
Узнавание (различение) мясных продуктов: готовых к употреблению
(колбаса, ветчина), требующих обработки (приготовления) мясо (свинина,
говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька, котлета, фарш).
Узнавание (различение) рыбных продуктов: готовых к употреблению
(крабовые палочки, консервы, рыба (копченая, соленая, вяленая), требующих
обработки (приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета,
рыбный фарш.
Узнавание (различение) муки и мучных изделий: готовых к употреблению
(хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари), требующих
обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель,
рожки).
Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное,
конфета, шоколад).
Предметы быта
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа,
вентилятор,
обогреватель,
микроволновая печь,
тостер,
блендер,
электрический чайник, фен, кондиционер).
Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности
при пользовании электробытовым прибором.
Узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка,
кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели.
Различение видов мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).
Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка,
вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение
предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря (терка,
овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание
назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора,
скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
6

Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание (различение) часов (наручные, настенные, механические,
электронные часы).
Узнавание (различение) частей часов: стрелки,
циферблат. Знание назначения часов (частей часов).
Предметы и материалы, изготовленные человеком
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание
(различение) видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная
бумага, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и др.). Узнавание
предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с
бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол).
Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные
игрушки, двери и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью
которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор).
Узнавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное
стекло, очки и др.).
Соблюдение правил безопасности при обращении с предметами,
изготовленными из стекла.
Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки,
сапоги, игрушки и др.).
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля и
др.).
Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора,
покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.). Узнавание (различение)
инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла).
Узнавание предметов, изготовленных из пластмассы (бытовые приборы,
предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Город
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (районы,
улицы (проспекты, переулки), площади здания, парки).
Узнавание
(различение),
назначение
зданий:
кафе,
вокзал
(железнодорожный, автовокзал), службы помощи (банк, больница,
поликлиника, парикмахерская, почта), магазин (супермаркет, одежда, посуда,
мебель, цветы, продукты), жилой дом.
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар,
строитель, парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка).
Знание (соблюдение) правил поведения в общественных местах.
Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть,
тротуар).
Знание (соблюдение) правил перехода улицы.
Знание (соблюдение) правил поведения на улице.
Узнавание (различение) достопримечательностей своего города.
Транспорт
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый).
Знание (называние) профессий людей, работающих на транспорте.
7

Узнавание (различение) общественного транспорта.
Знание (соблюдение) правил поведения в общественном транспорте.
Узнавание (различение) специального транспорта (пожарная машина,
скорая помощь, полицейская машина).
Знание назначения специального транспорта.
Знание профессий людей, работающих на специальном транспорте.
Знание места посадки
и
высадки
из
автобуса. Пользование
общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.).
Страна
Знание названия государства, в котором мы живем.
Узнавание президента РФ (на фото, видео).
Знание государственных праздников. Знание названия столицы России.
Традиции, обычаи
Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8
марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций.
Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест,
Библия, свеча, ангел). Знание нравственных традиций, принятых в
православии.

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2 3
класс/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2023
Для

реализации

программы

материально-техническое

обеспечение

предмета включает: натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и
сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во
дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.
Кроме

того,

используются

аудио

и

видеоматериалы,

презентации,

мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей,
правила поведения в общественных местах и т.д.; рабочие тетради с
различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания,
вырезания, наклеивания и другой материал; способствующие формированию

8

у

детей

доступных

социальных

представлений.

По

возможности,

используются технические и транспортные средства.
Необходимым оборудованием для иллюстрации социальных явлений
являются: ноутбук.

Тематическое планирование
Темы уроков

Количество
часов

Различение помещ ений школы. Знание назначения помещ ений школы.

1 ч.

Знание и соблюдение правил поведения на территории школы.

1 ч.

Узнавание и различение школьных принадлежностей.

1 ч.

П редставление о себе как члене коллектива класса.

1 ч.

Узнавание и различение частей дома.

1 ч.

У знавание и различение мест общ его пользования в доме.

1 ч.

Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в

1 ч.

доме.
Соблюдение правил пользования домофоном, почтовым ящиком, кодовым

1 ч.

замком.
Узнавание и различение помещ ений квартиры (комната, прихожая, кухня,

1 ч.

ванная комната, санузел, балкон).
Сообщ ение своего домашнего адреса. Узнавание своего домашнего адреса (на

1 ч.

слух).
Узнавание и различение частей территории двора.

1 ч.

Знание правил безопасности и поведения во дворе.

1 ч.

Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление, канализация,

1 ч.

водоснабжение, электроснабжение.
Знание правил поведения в чрезвычайной ситуации.

1 ч.

У знавание и различение предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка,

1 ч.

вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник.
Узнавание и различение часов: механические и электронные.

1 ч.

Узнавание и различение напитков по внешнему

на вкус. Узнавание

1 ч.

Узнавание и различение молочных продуктов по внешнему виду, на вкус.

1 ч.

виду,

упаковок с напитком.

Узнавание упаковок с молочным продуктом.
9

Узнавание и различение мясных продуктов.

1 ч.

Узнавание и различение рыбных продуктов.

1 ч.

Узнавание и различение муки и мучных изделий.

1 ч.

Узнавание (различение) кондитерских изделий.

1 ч.

У знавание электробытовых приборов.

1 ч.

Знание назначения электроприборов. Знание правил техники безопасности при

1 ч.

пользовании электробытовым прибором.
У знавание предметов мебели. Знание назначения предметов мебели.

1 ч.

Различение предметов посуды. Знание назначение предметов посуды.

1 ч.

У знавание предметов интерьера (светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза,

1 ч.

статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает).

1 ч.

Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета,

1 ч.

книга и др.).
У знавание инструментов, с помощью которых работаю т с бумагой (ножницы,

1 ч.

шило для бумаги, фигурный дырокол).
У знавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные
игрушки, двери

и др.).

Узнавание инструментов,

с помощью

1 ч.

которых

обрабатываю т дерево.
У знавание предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло,

1 ч.

очки и др.). Соблюдение правил безопасности при обращ ении с предметами,
изготовленными из стекла.
Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые перчатки, сапоги,

1 ч.

игрушки и др.).
Узнавание предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрю ля и др.).

1 ч.

Узнавание предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора,

1 ч.

покрывала, постельное бельё, обивка мебели и др.).
Узнавание предметов,

изготовленных из пластмассы

(бытовые приборы,

1 ч.

предметы посуды, игрушки, фломастеры, контейнеры и т.д.).
Узнавание элементов городской инфраструктуры (районы, улицы (проспекты,

1 ч.

переулки), площ ади здания, парки).
У знавание и назначение зданий: кафе, вокзал (железнодорожный, автовокзал),
службы помощ и (банк, больница, поликлиника, парикмахерская, почта),
магазин (супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), ж илой дом.
10

1 ч.

Различение профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель, парикмахер,

1 ч.

почтальон, работник химчистки, работник банка).
Знание особенностей деятельности лю дей разных профессий.

1 ч.

Соблюдение правил поведения в общ ественных местах.

1 ч.

Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар).

1 ч.

Узнавание технических средств организации дорожного движения (дорожный

1 ч.

знак («П еш еходный переход»), разметка («зебра»), светофор).
Соблюдение правил перехода улицы.

1 ч.

Соблюдение правил поведения на улице.

1 ч.

Узнавание достопримечательностей своего города.

1 ч.

Различение общ ественного транспорта.

1 ч.

Соблюдение правил поведения в общ ественном транспорте.

1 ч.

Различение специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь,

1 ч.

полицейская машина).
Знание назначения специального транспорта.

1 ч.

Знание профессий людей, работаю щ их на специальном транспорте.

1 ч.

Знание места посадки

1 ч.

и

высадки

из автобуса.

П ользование общ ественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и
Знание названия государства, в котором мы живем.

1 ч.
1 ч.

Узнавание президента РФ (на фото, видео).

1 ч.

Знание государственных праздников.

1 ч.

Знание названия столицы России.

1 ч.

Знание традиций и атрибутов праздника «Новый Год».

1 ч.

Знание традиций и атрибутов праздника «День Победы».

1 ч.

Знание традиций и атрибутов праздника «8 Марта».

1 ч.

Знание традиций и атрибутов праздника «М асленица».

1 ч.

Знание традиций и атрибутов праздника «23 февраля».

1 ч.

Знание традиций и атрибутов праздника «Пасха».

1 ч.

Знание школьных традиций.

1 ч.

Знание символики и атрибутов православной церкви (храм, икона, крест,

1 ч.

Библия, свеча, ангел).
Знание нравственных традиций, принятых в православии.

1 ч.

Знание некоторых значимых исторических событий России.

1 ч.

Знание выдаю щ ихся лю дей России.

1 ч.
11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».