РО С С И Й С К А Я Ф Е Д Е РА Ц И Я
М и н истерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательн ое учреж дение С вердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.
Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.
Рабочая программа
учебного курса
«Человек»
для обучающихся 3 класса
(АООП У О 2 вариант)
Составитель:
Прозорова
Галина
Николаевна,
учитель,
I. кв. категории
Камышлов, 2025
Пояснительная записка по предмету «Человек»
Рабочая программа по
предмету «Человек» для обучающихся 3 класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта
обучающихся сумственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства образования и науки
Российской
Федерации от 19.12.2014 г №1599, на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с
умственной
отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),
приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г №1026
Приобщение ребенка к социальному миру
начинается с развития
представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при
условии его активности, познания им окружающего мира, смысла
человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира.
Социальную природу «я» ребенок начинает
понимать в процессе
взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и
близкими.
Цель учебного курса «Человек» - формирование представлений о себе как
«Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности
в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием
пищи».
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Человек» входит в обязательную часть учебного плана в
предметную область «Окружающий мир». На изучение предмета отводится
по 2 часа в неделю; курс рассчитан на 68 часов (34 учебных недели)
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования — введения
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы «Человек» включают
индивидуально-личностные
качества
и
социальные
(жизненные)
компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
*проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном
общении;
адекватное взаимодействие
с объектами
окружающего мира; сформированность адекватных представлений о
собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
*овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
*овладение
социально-бытовыми
навыками,
используемыми
в
повседневной жизни; принятие и освоение социальной роли обучающегося.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами .
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от
других. Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей: прием пищи, туалет,
гигиена тела, одевание/раздевание. Умение поддерживать образ жизни,
соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья;
поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Представления о своей семье, о взаимоотношениях в семье, адекватное
поведение в семье, в школе, на улице в условиях реальной или
смоделированной учителем ситуации.
Содержание учебного курса
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает
формирование представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении
и повышение уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием
пищи».
Раздел «Представления о себе»включает следующее содержание:
представления о своем теле, его строении, о своих двигательных
возможностях, правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон,
прогулка,
гигиена,
занятия
физической
культурой
и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений
умываться, чистить зубы, мыть руки, стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по
формированию умений ориентироваться в одежде, в её застёжках/шнуровках,
соблюдать последовательность действий при одевании и снятии предметов
одежды, обуви. Знакомство с одеждой по сезонам и погоде.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время
еды столовых приборов, питью из кружки, пользованию салфеткой.
Раздел «Туалет» предполагает формирование навыков обслуживания себя
в туалете.
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о
своем ближайшем окружении: членах семьи, их и своём социальном статусе,
о взаимоотношениях между родными, семейных традициях. Ребенок учится
соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным
операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под
струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он
учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения
предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например,
формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения
мыть руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится
принимать душ, мыть голову и т.д.
Программа по предмету реализует современный взгляд на обучение и
выдвигает на первый план накопление опыта взаимодействия с предметами,
познания их в игровой, коммуникативной и практической деятельности.
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2, 3
класс/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2023
Дидактические пособия для обучающихся: Презентации, раздаточный
материал, демонстрационный материал
Наш выбор - здоровье. Досуговая программа, разработки мероприятий,
рекомендации /Авт.-сост. Н.Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель,2009
Алямовская В.Г. Ребенок за столом: методическое пособие. - М.: Сфера,
2005
Клюшник Л.В. Тело человека: энциклопедия/Л.В.Клюшник.- М.:Росмэн,2022
Тематическое планирование
Темы уроков
Беседа. П редставления и знания ребёнка о себе.
М ой возраст. М ой день и месяц рождения.
Чем я люблю заниматься в свободное время.
Знакомство с частями тела: руки, ноги, голова.
Знакомство с собственным телом, его частями: руки, ноги, голова,
туловище.
Руки (плечи, пальцы, ногти).
Пальцы. П альчиковые игры. Самомассаж пальцев.
Ноги (колени, пятки, пальцы, ногти).
И гры на различение право - лево.
Туловище (спина, живот).
И гры на различение право - лево.
Части тела человека. Названия, назначения частей тела.
К ож а человека. Её функции. Гигиена кожи.
М альчики, девочки.
И дентификация себя со своей половой принадлежностью.
М ой адрес.
«Как смогу о себе расскажу». Названия, назначения частей тела.
Закрепление.
Для чего нужна зарядка.
П редметы санитарии и гигиены: мыло, полотенце, туалетная
бумага.
Гигиена тела.
Действия, связанные с гигиеной тела. М ытьё рук мылом.
Умывание лица. М ытьё шеи.
Подстригание ногтей.
П равильный уход за ушами.
Знакомство со своими зубами и полостью рта.
П редметы санитарии и гигиены: зубная паста, зубная щётка.
Чистка зубов. Значение. Правила.
Виды расчесок. П равила причесывания.
П равила личной гигиены.
Здоровье человека.
Закрепление темы «Гигиена тела».
Одежда по сезонам.
Виды верхней зимней одежды.
Одежда по сезонам. Весна/осень.
Летняя одежда.
Виды одежных застежек: липучки, молнии, пуговицы, кнопки,
ремни, шнурок.
Застёгивание и расстёгивание липучки.
Застёгивание и расстёгивание молнии.
Застёгивание и расстёгивание пуговиц.
Застёгивание и расстёгивание кнопки.
Застёгивание и расстегивание ремня.
Завязывание и развязывание шнурков.
Последовательность раздевания/одевания на прогулку.
Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Обувь по сезонам.
Детали застёжек, завязок одежды, обуви.
Закрепление темы: «О бращ ение с одеждой, обувью».
Полезные и вредные продукты.
Режим питания школьника.
1
1
1
1
1
Напитки. В иды напитков (чай, компот, молоко), их называние.
Столовая посуда. Н азывание предметов посуды. Тарелка, ложка,
чашка.
Н азывание продуктов питания, которые едят руками (хлеб,
печенье, яблоко).
П родукты питания, которые едят с помощью ложки (суп, каша).
Вилка. Еда с помощью вилки.
Различение. Еда с помощью ложки и вилки, еда руками.
Закрепление знаний темы: «Приём пищи».
Сообщ ение о желании сходить в туалет. П ользование туалетной
бумагой.
П равила пользования туалетом.
Закрепление темы «Туалет».
М ой возраст, день рождения.
Профессии взрослых членов семьи.
Что лю бит дома делать каждый член семьи?
Повторение. М оя семья и я.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1