Домоводство 3 класс, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Домоводство»
для обучающихся 3 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Прозорова
Галина
Николаевна,
учитель,
I. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка по уроку «Домоводство»
Рабочая программа по предмету «Домоводство» для обучающихся 3 класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии
с
требованиями
Федерального
государственного
образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19.12.2014 г №1599, на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г
№1026
Обучение ребенка с умственной отсталостью, ведению домашнего
хозяйства является важным направлением подготовки к самостоятельной
жизни. Благодаря занятиям по домоводству реализуется возможность
посильного участия ребенка в работе по дому, воспитывается потребность
устраивать свой быт в соответствии с общепринятыми нормами и правилами.
Овладение простейшими хозяйственно - бытовыми навыками не только
снижает зависимость ребёнка от окружающих, но и укрепляет его
уверенность в своих силах.

Цель обучения - повышение самостоятельности обучающихся в
выполнении хозяйственно-бытовой деятельности.
Основные задачи: формирование умений обращаться с инвентарем и
электроприборами; освоение действий по приготовлению пищи,
осуществлению покупок, уборке помещения и территории, уходу за вещами.
Освоенные действия ребенок может в последующем применять как в быту,
так и в трудовой деятельности.
Виды и формы организации учебного процесса
Основной формой работы по предмету «Домоводство» является урок занятие.
Виды деятельности: дидактическая игра, опрос, практические
упражнения, экскурсия, беседа, сюжетно - ролевая игра, решение
ситуационных задач.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа «Домоводство» является обязательной частью в предметной
области «Окружающий мир» на изучение предмета отводится по 3 часа в
неделю, курс рассчитан на 102 часа в год 34 недели и составляет 102 часа (34
учебных недели)

Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, (вариант 2)
результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом
особенностей его психофизического развития и особых образовательных

потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения
образовательных программ представляют собой описание возможных
результатов образования данной категории обучающихся.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Домоводство".
Овладение умением выполнять доступные бытовые поручения (обязанности),
связанные с выполнением повседневных дел дома: умение выполнять
доступные бытовые виды работ: приготовление пищи, уборка, стирка,
глажение, чистка одежды, обуви, сервировка стола; умение соблюдать
технологические процессы в хозяйственно-бытовой деятельности: стирка,
уборка, работа на кухне; умение соблюдать гигиенические и санитарные
правила хранения домашних вещей, продуктов, химических средств
бытового назначения; умение использовать в домашнем хозяйстве бытовую
технику, химические средства, инструменты, соблюдая правила безопасности

Личностные результаты
Включают овладение обучающейся социальными (жизненными)
компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающейся в различных средах:
• основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
• работа в коллективе (ученик - ученик);
• слушание и понимание инструкции педагога;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• обращение за помощью и принятие помощи педагога.
Содержание учебного предмета
Покупки Основные задачи раздела: формировать понятие о местах и
способах осуществления покупок.
Планирование покупок. Выбор места совершения покупок. Ориентация
в расположении отделов магазина, кассы и др. Нахождение нужного товара в
магазине. Складывание покупок в сумку. Соблюдение последовательности
действий при расчете на кассе: выкладывание товара на ленту, оплата товара,
получение чека и сдачи, складывание покупок в сумку.
Обращение с кухонным инвентарем
Основные задачи раздела: формирование умений обращения с
кухонным инвентарем.
Обращение с посудой. Различение предметов посуды для сервировки
стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи
(кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Различение чистой и грязной
посуды. Очищение остатков пищи с посуды. Протирание посуды губкой.
Ополаскивание посуды. Сушка посуды.
Накрывание на стол. Выбор посуды и столовых приборов.
Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола.
Приготовление пищи

Основные задачи раздела: освоение простейших действий по
приготовлению пищи. Подготовка к приготовлению блюда. Знание
(соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи. Выбор продуктов,
необходимых для приготовления блюда. Выбор инвентаря, необходимого для
приготовления блюда.
Обработка продуктов.
Мытье продуктов.
Раскатывание теста. Перемешивание продуктов ложкой. Соблюдение
последовательности действий при приготовлении бутерброда (без
нарезания): выбор продуктов в нарезке (хлеб, колбаса, сыр), выбор кухонного
инвентаря (тарелка), сборка бутерброда (хлеб сыр, хлеб колбаса).
Уход за вещами Основные задачи раздела: формирование умений по
уходу за вещами. Ручная стирка. Наполнение емкости водой. Замачивание
белья. Полоскание белья. Отжим белья. Вывешивание белья на просушку.
Соблюдение последовательности действий при ручной стирке: наполнение
емкости водой, замачивание белья, полоскание белья, выжимание белья,
вывешивание белья на просушку.
Складывание белья и одежды. Чистка одежды. Уход за обувью.
Соблюдение последовательности действий при мытье обуви (протирание
обуви влажной тряпкой, протирание обуви сухой тряпкой). Просушивание
обуви.
Уборка помещения Основные задачи раздела: формирование умений
по уборке помещения и обращения с уборочным инвентарем.
Уборка мебели. Уборка с поверхности стола остатков еды и мусора.
Вытирание поверхности мебели.
Уборка пола. Сметание мусора на полу в определенное место.
Заметание мусора на совок.
Уборка территории Основные задачи раздела: формирование умений
по уборке помещения и обращения с уборочным инвентарем.
Подметание территории. Сгребание травы и листьев. Уход за
уборочным инвентарем.
Для того чтобы обучающиеся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития успешно освоили программу по
предмету Домоводство педагогу необходимо: широко использовать
наглядный материал, многократное повторение изучаемых понятий,
предметов и явлений, практических действий. Максимально опираться на
чувственный опыт ребенка, учитывать индивидуальные особенности каждого
ученика, создавать условия для включения каждого ребенка в коллективную
деятельность. Приоритетным направлением в обучении является игровая
практико-ориентированная деятельность. Деятельность педагога должна
носить практическую направленность, позволяющую подготовить детей к
доступным для них видам труда, социальной адаптации. Необходимо
использовать технические средства обучения, компьютер и дидактические
материалы, соблюдать охранительный режим. Необходим замедленный темп
обучения.
Учебно-методическое обеспечение

Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Примерные рабочие программы по учебным предметам и
коррекционным курсам образования обучающихся с умственной
отсталостью. Вариант 2 3 классы/ М-во образования и науки Рос. Федерации.
- М.: Просвещение, 2023
Материально-техническое
оснащение
учебного
предмета
"Домоводство" предусматривает: дидактический материал: изображения
(картинки, фото, пиктограммы) предметов посуды, кухонной мебели,
продуктов питания, уборочного инвентаря, бытовой техники; альбомы с
демонстрационным материалом, составленным в соответствии с изучаемыми
темами учебной программы; кухонная мебель, кухонная посуда (кастрюли,
сковороды, чайники, тарелки, ложки, ножи, вилки, кружки), предметы для
украшения интерьера (ваза, скатерть).
Тематическое планирование
Тема урока

Количество
часов

Ф ормирование представлений о том, откуда берутся в быту различные вещи и 1
продукты
Введение понятия денег, как необходимого атрибута процесса покупки того
1
или иного предмета (продукта питания, одежды, инструмента)
1
П ланирование покупок
Выбор места совершения покупок
1
О риентация в расположении отделов магазина, кассы
1
1
У борка бытового мусора
1
У борка мусора
1
П одметание территории
Сгребание травы и листьев
1
Сгребание листьев и травы
1
1
Знакомство с кухней
Кухонная мебель
1
1
Плита. Техника безопасности
Х олодильник
1
1
П осуда
Кухонные принадлежности
1
Бытовая техника
1
1
Различение кухонного инвентаря по его назначению
Различение чистой и грязной посуды
1
У борка с поверхности стола остатков еды и мусора
1
У борка остатков еды и мусора с поверхности стола
1
Вытирание поверхности мебели
1
П родукты питания
1
Овощ и и фрукты
1
Н апитки
1
1
Различение напитков
1
Складывание одежды

Одежда. Складывание
Одежда. Вывеш ивание на «плечики»
Вывеш ивание одежды на «плечики»
Чистка обуви
Обувь. Чистка
Просуш ивание обуви
П равила поведения за столом
Очищение остатков еды с посуды
Очищение с посуды остатков еды
Замачивание посуды
Посуда. Замачивание
П ротирание посуды губкой
Посуда. П ротирание губкой
Вытирание поверхности мебели
М ытье поверхности мебели. Соблю дение последовательности действий
Соблю дение последовательности действий при мытье поверхности мебели
М олочные продукты
Различение молочных продуктов
М учные изделия, готовые к употреблению
М учные изделия - полуфабрикаты
Кондитерские изделия
Ручная стирка: наполнение ёмкости водой
Виды моющих средств
Выбор моющего средства
Отмеривание необходимого количества мою щ его средства
Замачивание белья
Застирывание белья
Белье. Застирывание
П олоскание белья
Белье. П олоскание
Выжимание белья
Белье. Выжимание

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Замачивание посуды
Посуда. Замачивание
П ротирание посуды губкой
Посуда. П ротирание губкой
Инструменты, необходимые для уборки помещ ения
Сметание мусора на полу в определённое место
Заметание мусора на совок
М усор. Заметание на совок
О риентация в расположении отделов магазина, кассы
Н ахождение нужного товара в магазине
Раскладывание продуктов в места хранения
Кухонные принадлежности
Различение кухонных принадлежностей
Кухонные принадлежности. Узнавание
Бытовые приборы
Техника безопасности при пользовании электробытовыми приборами.
П осуда для приготовления пищи
М ясные продукты, готовые к употреблению и требую щ ие обработки.
Способы хранения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Рыбные продукты, готовые к употреблению. П равила хранения
Крупы и бобовые
Способы обработки, правила хранения круп и бобовых
Виды верхней одежды
Чистка верхней одежды
Верхняя одежда. Чистка
Виды головных уборов
Различение головных уборов
П одметание территории
Сгребание травы и листьев
У борка травы и листьев
Различение предметов посуды для сервировки стола
Предметы посуды для сервировки стола
Раскладывание столовых приборов и посуды при сервировке стола
Столовые приборы и посуда при сервировке стола
П осуда и столовые приборы при сервировке стола
Виды обуви
Различение видов обуви
П равила ухода за обувью
Обувь. П равила ухода
Последовательность действий при чистке обуви
Чистка обуви
Пылесос
Чистка поверхности пылесосом
Пылесос. Чистка поверхности

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».