РО С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М и нистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.
Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.
Рабочая программа
учебного курса
«Человек»
для обучающихся 4 класса
(АООП У О 2 вариант)
Составитель:
Баданина
Елена
Сергеевна,
учитель,
в. кв. категории
Камышлов, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Человек» для обучающихся 4 класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной адаптированной
основной общеобразовательной программы образования обучающихся с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022 г. № 1026.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития
представлений о себе. Становление личности ребенка происходит при условии
его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих
отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу
«я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и
в первую очередь со своими родными и близкими.
Цель учебного курса «Человек» - формирование представлений о себе как
«Я» и своем ближайшем окружении и повышение уровня самостоятельности в
процессе самообслуживания.
Основными задачами программы по предмету «Человек» являются:
Формирование
представлений
о
своем
теле,
его
строении,
о
своих
двигательных возможностях, правилах здорового образа жизни.
Формирование гигиенических умений.
Формированию
умений
ориентироваться
в
одежде,
соблюдать
последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Формированию умений использовать во время еды столовые приборы, питью
из кружки, пользоваться салфеткой.
Формирование навыков обслуживания себя в туалете.
Формирование представлений о своем ближайшем окружении: членах семьи,
взаимоотношениях между ними, семейных традициях.
Формированию умений соблюдать правила и нормы культуры поведения и
общения в семье.
Формированию умений понимать окружающих людей, проявлять к ним
внимание, общаться и взаимодействовать с ними.
Общая характеристика учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: «Представления о
себе», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи»,
«Чистка зубов».
Образовательные задачи раздела «Представления о себе» направлены
на формирование представлений о своем теле, о своих двигательных
возможностях, ощущениях, о своих потребностях.
Раздел
«Гигиена
тела»
включает
задачи
по
формированию
гигиенических навыков и умений: умываться, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по
формированию
умений
ориентироваться
в
одежде,
соблюдать
последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение навыкам приема пищи и
питья, использованию во время еды столовых приборов.
Раздел
«Туалет»
включает задачи
по
формированию
навыков
обслуживания себя в туалете.
Образцом
культуры
общения
для
ребенка
должно
являться
доброжелательное и заботливое отношение к окружающим, спокойный
приветливый тон.
При
формировании
навыков
самообслуживания
необходимо
объединять усилия специалистов и родителей. Работа, проводимая в школе,
должна продолжаться дома. В домашних условиях возникает больше
естественных ситуаций для совершенствования навыков самообслуживания.
Процесс обучения предусматривает поэтапность в плане усложнения самих
навыков.
Программа предполагает следующие виды уроков: комбинированный и
урок отработки умения обучающихся. Независимо от вида урока, основную
часть составляет индивидуальная работа с каждым учеником.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Человек» входит в обязательную часть учебного плана в
образовательную область «Окружающий мир». Количество часов в 4 классе: 2
часа в неделю; 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования — введения обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы «Человек» включают
индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции
обучающегося, социально значимые ценностные установки:
*проявление активности в организации совместной деятельности и
ситуативном общении; адекватное взаимодействие с объектами окружающего
мира;
сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
*овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
*овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни; принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Предметные результаты
Представление о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других.
Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением
первоочередных потребностей: прием пищи, туалет, гигиена тела,
одевание/раздевание. Умение поддерживать образ жизни, соответствующий
возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами. Представления о своей семье, о
взаимоотношениях в семье, адекватное поведение в семье, в школе, на улице в
условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Содержание учебного курса
Содержание обучения в рамках предмета «Человек» включает формирование
представлений о себе как «Я» и своем ближайшем окружении и повышение
уровня самостоятельности в процессе самообслуживания.
Программа представлена следующими разделами: «Представления о себе»,
«Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Одевание и раздевание», «Прием пищи».
Раздел «Представления о себе» включает следующее содержание:
представления о своем теле, его строении, о своих двигательных возможностях,
правилах здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, гигиена,
занятия
физической
культурой
и
профилактика болезней), поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье.
Раздел «Гигиена тела» включает задачи по формированию умений умываться,
чистить зубы, мыть руки, стричь ногти, причесываться и т.д.
Раздел «Обращение с одеждой и обувью» включает задачи по формированию
умений ориентироваться в одежде, в её застёжках/шнуровках, соблюдать
последовательность действий при одевании и снятии предметов одежды, обуви.
Знакомство с одеждой по сезонам и погоде.
Раздел «Прием пищи» предполагает обучение использованию во время еды
столовых приборов, питью из кружки, пользованию салфеткой.
Раздел «Туалет» предполагает формирование навыков обслуживания себя в
туалете.
В рамках раздела «Семья» предполагается формирование представлений о
своем ближайшем окружении: членах семьи, их и своём социальном статусе, о
взаимоотношениях между родными, семейных традициях. Ребенок учится
соблюдать правила и нормы культуры поведения и общения в семье.
Большинство разделов включает задачи, требующие обучения отдельным
операциям, например, при мытье рук ребенок учится удерживать руки под
струей воды, намыливать руки и т.д. После того как ребенок их освоит, он
учится соблюдать последовательность этих операций. Процесс обучения
предусматривает поэтапность в плане усложнения самих навыков. Например,
формирование гигиенических навыков начинают с формирования умения мыть
руки, лицо, чистить зубы. На последнем этапе обучения ребенок учится
принимать душ, мыть голову и т.д.
Учебно-методическое обеспечение учебного курса:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник для
специальных
(коррекционных)
учреждений
VIII
вида.
Москва
«Просвещение» 2012г
Дидактические пособия для обучающихся:
Презентации, раздаточный материал, демонстрационный материал
Дидактические и методические пособия для учителя:
• Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и
профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе /Авт.-сост. П.П.
Кучегашева. - М.: Глобус, 2010
• С. В. Кудрина «Окружающий мир». Учебник для специальных
(коррекционных) учреждений VIII вида. Москва ВЛАДОС, 2012г.
• Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова «Живой мир». Учебник
для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Москва
«Просвещение» 2012г.
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Представление о себе как о мальчике (девочке).
Представление о себе. М оё имя. М оя фамилия.
Внеш ний облик человека: голова, шея, туловищ е, руки, ноги.
Части тела. Голова. Части лица. Глаза, нос, рот.
Рука, локоть, кисть, пальцы.
М ытьё и вытирание рук. П рактическая работа.
Ухаживание за ногтями на руках.
Нога, колено, ступня.
Человек. Пол, возраст, имя, фамилия.
Я -человек.
Я и моя семья.
М оя семья. Работа с фотографиями и иллюстрациями.
П иктограмма «мама»,«папа».
Я и моя семья. П иктограмма «бабуш ка»
Я и моя семья. П иктограмма «дедушка».
П иктограмма «брат», «сестра».
Узнавание детей и взрослых
Повторение.
Семейный альбом. У знавание членов семьи.
Традиции в семье.
Твой режим дня.
Что такое безопасность. Какие бываю т опасности
Опасности у тебя дома. Электроприборы.
Огонь - друг. Огонь-враг.
П равила поведения при возникновении пожара.
П равила поведения на детской площадке.
Средства гигиены: зубная паста, зубная щётка.
П равила чистки зубов и уход за полостью рта.
Средства гигиены: мыло, полотенце.
Последовательность действий при умывании лица.
Уход за носом и полостью рта.
Уход за уш ами и глазами.
Повторение.
Закрепление умения различать предметы одежды.
Приучения к навыкам складывания одежды.
Закрепление навыков обувания. Ш нуровка ботинок.
Н авыки приема пищи.
Умение различать предметы, нужные для приема пищи:
ложка, тарелка, салфетка.
Умение различать предметы, нужные для приёма пищи:
стакан, кружка.
Закрепление понятий предметов нужных для приема пищи.
Закрепление навыков уборки стола после еды.
Режим питания. Закрепление понятий: завтрак, обед.
Режим питания. Закрепление понятий: полдник, ужин.
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Культура приёма пищи. Умение пользоваться салфеткой.
Умение правильно держать ложку.
П осуда и столовые приборы. Н азвание предметов посуды и их
назначение.
Столовые приборы. Обучение использованию столовых приборов.
Сервировка стола к чаю с помощью учителя.
Дидактические и ролевые игры: помоги кукле расставить
посуду к завтраку.
Дидактические и ролевые игры: помоги кукле расставить
посуду к обеду.
Дидактические и ролевые игры: помоги кукле расставить
посуду к ужину.
Н азывание основных приёмов пищи.
Повторение.
И гровые и речевые образные действия по правилам поведения.
Н аш а семья дома, помощ ники по дому.
Х обби нашей семьи, развлечения.
Кем работаю т мои родители.
Кем работаю т мои бабуш ки и дедушки.
Дежурство в классе. Отработка алгоритма действий.
И гры на различение право -лево.
Для чего нужна зарядка.
М ой возраст.
День рождения.
Представление о себе. Чем я люблю заниматься.
Повторение. Части тела. Правая рука/нога, левая рука/нога.
Повторение. Части суток.
Повторение.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итого:
1
1
3
68 часов