Изобразительная деятельность 3 класс, 2 вариант, 2025

Р О С С И Й С К А Я Ф Е Д Е РА Ц И Я
М и нистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Изобразительная деятельность»
для обучающихся 3 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Прозорова
Галина
Николаевна,
учитель,
I. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка по предмету «Изобразительная деятельность»
Рабочая программа по предмету «Изобразительная деятельность» для
обучающихся 3 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г №1599, на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2022г №1026
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Вместе
с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка
воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия,
воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по
аппликации, лепке, рисованию дети выражают себя как личность, проявить
интерес к деятельности или к предмету изображения, доступными для них
способами осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие
используемых в изобразительной деятельности материалов и техник
позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения.
Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее,
богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Цель обучения: формирование умений изображать предметы и объекты
окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи:
*развитие интереса к изобразительной деятельности,
*формирование умений пользоваться инструментами,
*обучение доступным приемам работы с различными материалами,
*обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие
художественно-творческих способностей.

Направления коррекционной работы:
- налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого
впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе
совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать с взрослым,
принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого
невозможно обучение.

Поэтому для каждого ребенка, сначала нужно

подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза,
слово, звук, жест, рисунок), а затем обучать его пользоваться ими;
- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие
предметной деятельности невозможно без активного и сознательного участия
ребенка в процессе;
- одним из показателей активности ребенка является его положительное
отношение к заданию. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за
его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а
сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия,
истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие
пораньше;
- у ребенка может быть свой темп восприятия происходящих событий, поэтому
педагог должен стараться взаимодействовать с ним, не навязывая свой темп, а
терпеливо дожидаясь ответной реакции;
- взрослый поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех
ситуациях, когда ребенок не может справиться самостоятельно, но при этом не
делает за ребенка то, что он может (пусть и с трудом) сделать сам;
- с поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации
деятельности. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от
деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие
действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем
более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации
достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную.
На

первых

уроках

поддерживается

четкая

пространственно-временная

структура. Каждый урок должен иметь явно выраженные начало и конец,
отдельные задания внутри урока отделяются друг от друга. Структурировано и
пространство помещения - определенные задания связаны с определенным
местом

или

предметом.

Например,

обводим

карандашом

изображение,

раскрашиваем, дорисовываем детали; играем в тактильно-ритмические игры.

Сложные задания чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением. Для
этого включаются тактильно-ритмические игры (или другие занятия, которые
нравятся детям).

Описание места учебного курса в учебном плане:
На его изучение отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели. Предмет
«Изобразительная деятельность» входит в образовательную часть учебного плана.
предметную область «Искусство». На изучение предмета отводится по 3 часа в
неделю, Курс рассчитан на 102 часа (34 учебные недели)

Планируемые результаты освоения программы
Личностные:
*освоение доступной социальной роли обучающихся, развитие мотивов
учебной
деятельности
и
формирование
личностного
смысла учения;
*развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
*развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из
спорных
ситуаций;
Предметные:.
1) Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка,
аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях.

Предполагаемые результаты:
• Использовать средства изобразительной деятельности в повседневной жизни.
• Использовать инструменты и материалы в процессе
доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
• Использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования,
лепки, аппликации.
• Выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности.
• Использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной
деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках
поделок, конкурсах рисунков.

Содержание учебного предмета
Рабочая программа по изобразительной деятельности включает три
раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий

изобразительной
деятельностью
необходимо
вызывать
у ребенка
положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его
творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается
уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в
выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его
творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь
ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует
чувство
собственного
достоинства.
Сформированные на занятиях
изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в
последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении
полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик,
календарей, блокнотов и др.
Лепка
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина.
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с
пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка,
штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины)
скалкой. Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание
кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого
куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по
шаблону (внутри контура).Катание колбаски на доске (в руках). Катание
шарика на доске (в руках).получение формы путем выдавливания формочкой.
Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.).
Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение:
плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали.
Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).
Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали.
Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).
Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение
декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями.
Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного
(геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых
сюжетом.
Аппликация
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга,
салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок,
трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы
(размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали).
Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем.

Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по прямой линии,
выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза,
разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта
из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги: заготовка
отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении предметной аппликации:
заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем,
приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента
способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении
сюжетной аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета
аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей
клеем, приклеивание деталей к фону.
Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти,
емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов
рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе
с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти,
обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки,
рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов
рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания
массы. Выбор цвета для рисования.
Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных)
линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал,
квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура
(заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура точками.
Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка.
Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по
трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части (отдельных
деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с
натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.
Дополнение
готового
орнамента
растительными
(геометрическими)
элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в
полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными
предметами (объектами), связанными между собой по смыслу. Расположение
объектов на поверхности листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование

приближенного и удаленного объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом
рисунка. Рисование сюжетного рисунка по образцу (срисовывание готового
сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по представлению).
Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии, «по сырому», рисования с солью, рисования шариками, «под батик».

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета включает:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2. 3
класс/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2023
-Г аврилушкина,
О.П.
Обучение
конструированию
в
дошкольных
учреждениях. Для умственно - отсталых детей: книга для учителя/ О.П.
Гаврилушкина. - М.: Просвещение, 1991.
-Методика обучения ИЗО и конструированию/ под ред. Т.С. Комаровой. - М.:
Просвещение, 1991
-Доронова, Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре:
книга для воспитателя детского сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон.- М.:
Просвещение, 1992.
-Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими
школьниками: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991
-Евдокимова, М. Волшебный карандаш: пособие для занятий с детьми по
рисованию/ М. Евдокимова. - М.: Школьная Пресса, 2002.
-Калинина, Т. Искусство. Путешествие с красками: рабочая тетрадь для 13классов/ Т. Калинина М.: Открытый мир, 1998
Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы по
предмету «Изобразительная деятельность» соответствует общим и особым
образовательным потребностям обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), соответствует
общим требованиям, предъявляемым к организациям, в области:
соблюдения санитарно-гигиенических норм организации образовательной
деятельности;
обеспечения санитарно-бытовых и социально-бытовых условий;
соблюдения пожарной и электробезопасности;
соблюдения требований охраны труда;
соблюдения своевременных сроков и необходимых объемов текущего и
капитального ремонта и др.

В организации имеются отдельные специально оборудованные помещения для
проведения занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом и другими
специалистами, отвечающие задачам программы коррекционной работы
психолого-педагогического сопровождения обучающегося.
Временной режим образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (учебный год, учебная неделя, день)
установлен в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ
«Об образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а
также локальными актами общеобразовательной организации.
Технические средства обучения дают возможность удовлетворить особые
образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), способствуют мотивации учебной
деятельности, развивают познавательную активность обучающихся.
В организации созданы условия для системы широкого доступа детей с
ограниченными
возможностями
здоровья,
родителей
(законных
представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к
информационно-методическим
фондам,
предполагающим
наличие
методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам
деятельности,
наглядных
пособий,
мультимедийных,
аудиои
видеоматериалов.
Материалы и оборудование: : наборы инструментов для занятий
изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы, стеки,
пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты; изображения готовых
изделий и операций по их изготовлению; рабочие альбомы (тетради) с
материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
презентации, компьютер; расходные материалы для ИЗО: клей, бумага
(цветная, папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные),
фломастеры, маркеры, краски, бумага разных размеров для рисования;
пластичные материалы (пластилин) и другое.

Тематическое планирование
Темы урока

Количество
часов

Урок-знакомство. Что лежит на парте?

1

О ткрытка другу.

1

Я ркие кусочки бумаги.

1

А ппликация «Разноцветный дождик».

1

Геометрическая композиция.

1

Композиция «Листопад».

2

П анно «О сенний ковер».

2

А ппликация из кругов «Веселая гусеница».

1

Осенние листья.

1

Рисование пальчиками «О сеннее дерево».

1

Рисование пальчиками «Воздуш ные шарики».

1

Рисование ватными палочками «Зонт».

1

Разноцветные мячи.

1

Рисуем цветными карандашами.

1

Флажки на веревочке.
П одготовка фона для аппликации.

1

Рисование «Ш тапминг» листьями «Осень».

1

Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в квадрате.

1

Лепка «П ластилиновая гусеница».

1

Разноцветный коврик.

1

«Радуга».

1

«Грибная поляна».

1

«Пластилинография». Открытка.

1

Сборное панно «Лесная полянка».

1

Лепка плетенки, крендели, батон, булочки, пряники, печенье, бублики.

1

Корзина с овощами.
М иска с вишенками.

1

М аленькие лепешки, больш ие блинчики.

1

Трафаретное рисование пластилином: «Божья коровка».

1

П ластилиновое конфетти: «Дождик».

1

П ластилин и пальчики.

1

Дорисовывание симметричной половины (мяч, ёлка, дом»).

1

Рисование воздуш ными ш ариками «капитошками».

1

Рисуем по трафарету «Рыбка».

1

«Рисование с солью». Зимний пейзаж.

1

Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе.

1

Рисование предмета (объекта) с натуры: Снежинка.

1

Рисование геометрических элементов орнамента Узор на варежке.

1

Н овогодняя открытка.
А ппликация «Зимний лес».

1

Композиция из ваты «Зимние узоры».

1

Н овогоднее панно.
А ппликация из салфеток «Зимний лес».

1

Заяц на картоне.

1

А ппликация манкой и пластилином.

1

К артина чаем «Загадка».

1

А ппликация из рваной бумаги «Домик бабы-яги».
А ппликация из ватных комочков «Белый медведь».

1

А ппликация из ватных дисков «Снеговик».

1

А ппликация из крупы «Ёжик».

1

Гирлянда.

1

Рисуем пальчиками «Зимнее дерево».

1

Рисуем пальчиками «Елка».

1

А ппликации к сказкам.

1

Кисточка - наша помощница.

1

Разноцветные краски.

1

Рисуем сказку.

1

Открытка «День святого Валентина».

1

Картинка «М ыльные пузыри».

1

Рисуем ватными палочками.

1

Открытка. 23 февраля.

1

Работа с кистью.

1

Рисуем цветными карандашами.

1

Я люблю пластилин!

1

«Пластилинография». О ткрытка маме.

1

Лепка «Кусочки пластилина на бумаге».

1

Лепка «Угощ ение для мамы».

1

И зготовление кормуш ки для птиц.

1

П ластилиновое панно.

1

Размазывание пластилина по пластику.

1

Декорирование пластилином.

1

Фигурки из пластилина.

1

Техника размазывания: «Космос».

1

П ластилинография. О ткрытка ко Дню Космонавтики.

1

Поделка: «Пасхальное яйцо».

1

П ластилиновый зоопарк.

1

Рисуем пальчиками: «Весеннее дерево».

1

Рисуем ватными палочками.

1

Рисуем ромашку.

1

Ц ветные карандаши.

1

Открытка «1 мая».

1

Геометрическая аппликация: «М икки-М аус».

1

Открытка: «День Победы»
М акаронная картинка.
Дерево из рваной бумаги.

1

А ппликация из трафаретов: «Лесные жители».
Лебедь из ваты.
Рисуем пальчиками: «Летнее дерево».

1

Рисуем ватными палочками

1

М етод «тычка»: Букет цветов.

1

Здравствуй, лето! Рисование картин.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».