РО С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М и нистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.
Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.
Рабочая программа
учебного курса
«Изобразительная деятельность»
для обучающихся 4 класса
(АООП У О 2 вариант)
Составитель:
Баданина
Елена
Сергеевна,
учитель,
в. кв. категории
Камышлов, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность» для
обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022 г. № 1026.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Вместе
с
формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка
воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия,
воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по
аппликации, лепке, рисованию дети выражают себя как личность, проявить интерес
к деятельности или к предмету изображения, доступными для них способами
осуществить выбор изобразительных средств. Многообразие используемых в
изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид
деятельности всех детей без исключения. Разнообразие используемых техник делает
работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много
положительных эмоций.
Цель обучения: формирование умений изображать предметы и объекты
окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи:
*развитие интереса к изобразительной деятельности,
*формирование умений пользоваться инструментами,
*обучение доступным приемам работы с различными материалами,
*обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов, развитие
художественно-творческих способностей.
Направления коррекционной работы:
-
налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого
впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной
деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать с взрослым, принимать
поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно
обучение. Поэтому для каждого ребенка, сначала нужно подобрать подходящий для
него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, рисунок), а затем
обучать его пользоваться ими;
- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие
предметной деятельности невозможно без активного и сознательного участия
ребенка в процессе;
- одним из показателей активности ребенка является его положительное отношение
к заданию. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями,
так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к
деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше
устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;
- у ребенка может быть свой темп восприятия происходящих событий, поэтому
педагог должен стараться взаимодействовать с ним, не навязывая свой темп, а
терпеливо дожидаясь ответной реакции;
- взрослый поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех ситуациях,
когда ребенок не может справиться самостоятельно, но при этом не делает за
ребенка то, что он может (пусть и с трудом) сделать сам;
- с поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации
деятельности.
Каждый урок должен иметь явно выраженные начало и конец, отдельные задания
внутри урока отделяются друг от друга. Структурировано и пространство
помещения предметом.
определенные задания связаны с определенным местом или
Например,
обводим
карандашом
изображение,
раскрашиваем,
дорисовываем детали; играем в тактильно-ритмические игры.
Сложные задания чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением. Для этого
включаются тактильно-ритмические игры (или другие занятия, которые нравятся
детям).
Описание места учебного курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта изобразительная
деятельность обозначена как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое
значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часа, 3
часа в неделю, 34 учебные недели. «Изобразительная деятельность» входит в
образовательную область «Искусство».
•
•
•
•
•
Предполагаемые результаты:
Использовать средства изобразительной деятельности в повседневной жизни.
Использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).
Использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования,
лепки, аппликации.
Выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности.
Использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной
деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках
поделок, конкурсах рисунков.
Содержание учебного предмета
Рабочая программа по изобразительной деятельности включает три
раздела: «Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной
деятельностью необходимо вызывать у ребенка положительную эмоциональную
реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать
самостоятельность. Ребенок обучается уважительному
отношению к своим
работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно
видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны
другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его
самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные
на занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять
в последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении
полиграфических и керамических изделий, изделий в технике батик, календарей,
блокнотов и др.
Лепка
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина.
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными
материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание
пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка
материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска.
Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала
стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура).Катание колбаски на
доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках).получение формы путем
выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой (ножом,
шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик.
Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание отверстия в детали.
Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).
Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали.
Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка
предмета из одной (нескольких) частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение
декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями.
Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного
(геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.
Аппликация
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга,
салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет,
дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера).
Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа
бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол
бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги
ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру.
Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из
бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой.
Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной
аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей
клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение последовательности действий при
изготовлении декоративной аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента
способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей
к фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной
аппликации: придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации,
заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону.
Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти,
емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования
карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками:
опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание ворса
кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе бумаги,
опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием касания,
прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для рисования.
Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. Рисование
точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий. Соединение
точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри
контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям
(по опорным точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание
части (отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета
(объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов орнамента.
Дополнение готового орнамента растительными (геометрическими) элементами.
Рисование орнамента из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в
квадрате). Дополнение сюжетного рисунка отдельными предметами (объектами),
связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности листа
при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта.
Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного рисунка по
образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из предложенных объектов (по
представлению). Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипии,
«по - сырому», рисования с солью, рисования шариками, «под батик».
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
учебного предмета включает:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Г аврилушкина, О.П. Обучение конструированию в дошкольных учреждениях.
Для умственно - отсталых детей: книга для учителя/ О.П. Гаврилушкина. - М.:
Просвещение, 1991
Методика обучения ИЗО и конструированию/ под ред. Т.С. Комаровой. - М.:
Просвещение, 1991
Материально-техническое обеспечение
Материалы и оборудование: : наборы инструментов для занятий
изобразительной деятельностью, включающие кисти, ножницы, стеки,
пластиковые подложки и т.д.; натуральные объекты; изображения готовых
изделий и операций по их изготовлению; рабочие альбомы (тетради) с
материалом для раскрашивания, вырезания, наклеивания, рисования;
презентации, компьютер;расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная,
папиросная, цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), фломастеры,
маркеры, краски, бумага разных размеров для рисования; пластичные
материалы (пластилин) и другое.
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
И гровые графические упраж нения - рисование прямых вертикальных и
горизонтальных линий.
Рисование по ш аблону больш их и маленьких квадратов. Ш триховка в заданном
направлении.
И гровые графические упраж нения - рисование предметов круглой формы.
Рисование по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам. Круг, квадрат.
И гровые графические упраж нения - рисование предметов квадратной формы по
опорным точкам. Кубики.
Рисование по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам. Треугольник.
О бводка по трафарету и закраш ивание предметов круглой формы (яблоко,
апельсин).
Работа с трафаретом "рыбы". Ш триховка и раскрашивание.
Рисование по замыслу: "Что бывает круглым?"
Рисование с натуры "Флажок".
Работа с трафаретом "посуда". Ш триховка и раскрашивание.
Рисование с помощью трафарета узора из геометрических фигур с опорой на
образец.
Рисование геометрического орнамента в квадрате "Украсим платочек"
Рисование по трафаретам пройденных букв.
Повторение.
Различение разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка.
Различение инструментов и приспособлений, используемых для изготовления
аппликации.
Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера).
Соблю дение последовательности действий при изготовлении предметной
аппликации.
Соблю дение последовательности действий при изготовлении декоративной
аппликации.
Соблю дение последовательности действий при изготовлении сюжетной
аппликации.
А ппликация «Разноцветный дождик».
Геометрическая композиция.
Композиция «Листопад».
П анно «О сенний ковер».
Заяц на картоне.
А ппликация манкой и пластилином.
А ппликация из салфеток «Зимний лес».
Различение пластичных материалов: пластилин, тесто, глина.
Различение инструментов и приспособлений для работы с пластичными
материалами: стека, нож, скалка, валик, подложка, штамп.
Разминание пластилина (теста, глины).
О трывание кусочка материала от целого куска.
О тщ ипывание кусочка материала от целого куска.
Количество
часов
1
2
2
2
1
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Размазывание пластилина по ш аблону (внутри контура).
Сгибание колбаски в кольцо.
Расплю щ ивание материала на доске (между ладонями, между пальцами).
Скручивание колбаски (лепёшки, полоски).
Защ ипывание краёв детали.
Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием).
Лепка предмета из одной части.
Лепка предмета из нескольких частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью).
Н анесение декоративного материала на изделия.
«Пластилинография». Открытка.
Лепка «Кусочки пластилина на бумаге».
Лепка «Угощ ение для мамы».
И зготовление кормуш ки для птиц.
П ластилиновое панно.
Ф игурки из пластилина.
П оделка «Пасхальное яйцо».
П ластилиновый зоопарк.
Рисование по замыслу "Что получилось"
Раскраш ивание по образцу. Пирамидка.
Рисование круга по шаблону. Деление круга на части.
Рисование красками с соблю дением контура.
Составление и закраш ивание растительного узора в полосе (по трафарету).
Рисование на тему "Погода весной".
Рисование на свободную тему.
Рисование красками (пальчиками) "Одуванчики на лугу".
Рисование красками на тему "Ярко светит солнышко".
Рисование карандаш ами на тему "Весна".
Рисование и раскраш ивание красками "Весеннее солнышко".
Рисование ватными палочками "Цыплята".
Рисование губкой. Цветы.
Рисование на свободную тему.
Рисование по трафарету на тему «Ягоды».
Рисование по трафарету на тему «Грибы».
Рисование по трафарету на тему «Фрукты»
Рисование по трафарету на тему «Овощи»
Рисование по трафаретам пройденных букв.
Рисование по трафаретам пройденных цифр.
Рисование с элементами аппликации игрушки «М атреш ка» (по шаблону).
Итого:
3
1
1
2
1
2
2
2
1
3
1
1
1
2
2
2
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
102 часа