РО С С И Й С К А Я Ф Е Д Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.
Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.
Рабочая программа
учебного курса
«Адаптивная физическая культура»
для обучающихся 1-4 классов
(АООП У О 2 вариант)
Составитель:
Попов
Владимир
Николаевич,
учитель,
I кв. категории
Камышлов, 2025
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Адаптивная физическая культура»
составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации № 1599 от 19.12.2014г.,на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2022г. № 1026 .
В основу обучения положена система простейших физических
упражнений, направленных на коррекцию дефектов физического развития и
моторики, укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых
двигательных умений и навыков у обучающегося с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью. Необходимо отметить, что обучающихся этой
категории имеют значительные отклонения в физическом и двигательном
развитии. Это сказывается на содержании и методике уроков адаптивной
физической культуры. Замедленность психических процессов, конкретность
мышления, нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную
медлительность образования у них двигательных навыков.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение
двигательной активности детей и обучение использованию полученных
навыков в повседневной жизни.
Основные задачи:
• формирование и совершенствование основных и прикладных
двигательных навыков;
• формирование туристических навыков, умений ходить на лыжах,
играть в спортивные игры;
• укрепление и сохранение здоровья обучающихся;
• профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Основные
педагогические
требования,
соответствующие
формированию личности обучающегося с выраженным недоразвитием
интеллекта на уроке адаптивной физической культуры:
- учет индивидуальных особенностей (морфофункциональное развитие,
состояние сохранных функций, медицинские противопоказания, состояние
двигательных функций и координационных способностей, уровень
физической подготовленности, способность к обучению движениям,
отношение к занятиям физическими упражнениями: интересы, мотивы);
- адекватность средств, методов и методических приемов обучения
двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция
психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки,
сообщение новых знаний;
- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное
оборудование и пр.);
- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи,
обеспечение безопасности;
- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;
- контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и
функциональным состоянием.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Адаптивная физкультура» входит в обязательную часть учебного
плана образовательной области «Физическая культура». Количество
учебного времени: 2 часа в неделю с 1-4 класс. За учебный год -1 класс - 66
часов; 2, 3,4 классы - 68 часов.
Содержание учебного предмета
Программа включает 5 разделов: «Коррекционные подвижные игры»,
«Велосипедная
подготовка»,
«Лыжная
подготовка»,
«Физическая
подготовка», «Туризм».
Раздел «Коррекционные подвижные игры» включает элементы
спортивных игр и спортивных упражнений, подвижные игры. Основными
задачами являются формирование умения взаимодействовать в процессе
игры и соблюдать правила игры.
Раздел «Велосипедная подготовка» включает обучение езде на
трехколесном и на двухколесном велосипеде.
Раздел «Лыжная подготовка» предусматривает формирование навыка
ходьбы на лыжах и дальнейшее его совершенствование.
Раздел «Физическая подготовка» включает построения и перестроения,
общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Программный материал раздела «Туризм» предусматривает овладение
различными туристическими навыками.
В соответствии с требованиями Стандарта к АООП для обучающихся с
умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Показателем усвоения обучающимися программы учебного материала
являются следующие критерии:
Ребенок:
Проявляет интерес
• к видам физкультурно-спортивной деятельности:
• подвижным играм,
• выполнению основных видов движений.
Умеет:
• выполнять основные виды движений (ходьба, бег, прыжки,
лазание, ползание, упражнения в равновесии);
• играть в подвижные и коррекционные игры.
Различает состояния:
• бодрость-усталость,
• напряжение-расслабление,
• больно-приятно и т.п.
Управляет произвольными движениями:
• статическими,
• динамическими.
Проявляет двигательные способности:
• общую выносливость,
• быстроту,
• гибкость,
• координационные способности,
• силовые способности.
Личностные результаты освоения программы включают:
- основы персональной идентичности, осознание своей
принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и
совместной деятельности;
- формирование уважительного отношения к окружающим;
- овладение начальными навыками адаптации;
- освоение доступной социальной роли (обучающегося);
- развитие мотивов учебной деятельности и первичное формирование
личностного смысла обучения;
- развитие первичной самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях.
Предметные результаты освоения учебного предмета
Предметные
результаты
Восприятие
собственного тела,
осознание своих
физических
возможностей и
ограничений
1, 2 класс
3,4 класс
*Освоение доступных
способов контроля над
функциями собственного
тела: сидеть, стоять,
передвигаться с помощью
учителя.
*Освоение двигательных
навыков, последовательности
движений с помощью
учителя, развитие
координации.
*Освоение доступных
способов контроля над
функциями
собственного тела: сидеть,
стоять,
передвигаться с помощью
учителя.
*Освоение двигательных
навыков, последовательности
движений с помощью
учителя, развитие
Соотнесение
самочувствия с
настроением,
собственной
активностью,
самостоятельностью и
независимостью
Освоение доступных
видов физкультурно
спортивной
деятельности:
подвижные игры
*Умение определять свое
самочувствие в связи с
физической нагрузкой:
усталость, болевые
ощущения, др. с помощью
учителя.
*Интерес к определенным
видам физкультурно
спортивной деятельности:
подвижные игры,
физическая подготовка с
помощью учителя
*Умение кататься на санках,
играть в подвижные игры и
др.
с помощью учителя
координации
Совершенствование
физических качеств:
ловкости, силы,
быстроты, выносливости
с помощью учителя.
*Умение радоваться успехам:
выше прыгнул, быстрее
пробежал и др. с помощью
учителя.
*Умение определять свое
самочувствие в связи с
физической нагрузкой:
усталость, болевые
ощущения, др. с помощью
учителя.
*Интерес к определенным
видам физкультурно
спортивной деятельности:
ходьба на лыжах,
подвижные игры, физическая
подготовка с помощью
учителя.
*Умение кататься на санках,
играть в подвижные игры и
др.
с помощью учителя
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) \Мин-во просвещения РФ. - М.: Просвещение
2.Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант 2. 1
дополнительный, 1 классы/ М-во образования и науки РФ. - М.:
Просвещение, 2018
3.Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант ы 1,2.
2 класс/ М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2023
4.Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Вариант ы 1,2.
3 класс/ М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2023
5.Копилка педагогического опыта: сборник методических статей./ под ред.
И.В. Тимофеевой. - Екатеринбург, 2013
6.Копилка педагогического опыта. Кн.2: сборник методических статей./ под
ред. И.В. Тимофеевой. - Екатеринбург, 2013
7.
Мозговой, В.М. Уроки физической культуры в начальных классах: пособие
для учителей СКОШ VIII вида/ В.М. Мозговой. - М.: Просвещение,2009.
8.Белоусов, А.И. Физическое воспитание в специальных медицинских
группах: учеб-метод. Пособие/ А.И. Белоусов. - Екатеринбург, 2006
9.Исаева, С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое
пособие/ С.А. Исаева. - М.: Айрис-пресс, 2004
10.Ковалько, В.И. Школа физкультминуток. 1-4 классы/В.И. Ковалько. - М.:
ВАКО,2005
11.Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном
образовательном учреждении/И.М. Воротилкина. - М.: ЭНАС, 2004
12.Сонькин,
В.Д. Как правильно закаливать ребёнка/В.Д. Сонькин, И.А.
Анохина. - М.: Вентана-Граф, 2004
13.3айцева, В.В. Зачем учиться физкультуре/В.В. Зайцева. - М.: ВентанаГраф, 2004
14.Копылов, Ю.А. Физическое воспитание младшего школьника в семье/
Ю.А. Копылов. - М.: Вентана-Граф, 2004
Подвижные игры (дополнительная литература)
1.Козак, О.Н. Путешествие в страну игр. - СПб.: Союз,2005
2.Детские народные подвижные игры/А.С. Кенеман. - М.: Просвещение,2005
3.Лепёшкин, В.А. Подвижные игры для детей: пособие для учителя
физкультуры. - М.: Школьная пресса, 2004
4.Страковская, В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до
14 лет. - М.: Новая школа, 2004
•
•
•
•
•
•
•
•
•
-
Оборудование
Гимнастическая скамейка - 2 шт.
Гимнастическая стенка -2 шт.
Гимнастические маты -4 шт.
Дорожка-змейка из каната - 1 шт.
Кегли и шары пластмассовые, конусы, скакалки - 10 шт.
Индивидуальные коврики -8 шт.
Стоики для прыжков в высоту - 2 шт.
Магнитофон, аудиокассеты и компакт-диски с записями различных
мелодий и детских песен; а также музыкально-ритмических
комплексов для гимнастики
Мячи разного размера и цвета (большие, средние и маленькие, легкие и
тяжелые, в том числе набивные) - 10 шт.
Велосипеды - 5 шт.
Тематическое планирование 1 класс
Н азвание раздела, темы урока
Кол-во
часов
Физическая подготовка
Правила поведения в спортивном зале
Дыхательные упражнения
Основные положения в движении
Упражнения для формирования правильной осанки
Ритмические упражнения
Построение и перестроение в колонну по одному
Построение в одну шеренгу
Перестроение из шеренги в круг
Ходьба, бег в колонне по одному
Ходьба на носках
Ходьба с различным положением рук
Ходьба по кругу, взявшись за руки
Быстрый и медленный бег
Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движением рук)
Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, назад, вправо, влево
Прыжки в длину с места
Ползание на животе, на четвереньках
Ползание под препятствия на животе, на четвереньках
Лазание по гимнастической стенке вверх, по наклонной, через препятствия
Передача предметов в шеренге
Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх
Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками
Сбивание предметов большим, малым мячом
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Велосипедная подготовка
Узнавание составных частей трехколесного велосипеда
Последовательность действий при посадке на трехколесный велосипед
Управление трехколесным велосипедом
Езда на велосипеде по прямой и с поворотом
Лыжная подготовка
1
1
1
1
Узнавание лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки)
Транспортировка лыжного инвентаря
Последовательность действий при креплении ботинок к лыжам
Выполнение ступающего шага
Выполнение поворотов, стоя на лыжах
Выполнение скользящего шага
Выполнение попеременного двушажного хода
Выполнение бесшажного хода
Преодоление подъемов ступающим шагом
Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Туризм
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря
Последовательность действий при складывании вещей в рюкзак
Последовательность действий при складывании спального мешка
1
1
1
Элементы спортивных игр и упражнений
Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча
Ловля баскетбольного мяча без откоса от пола, с откосом от пола
Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой
Ведение баскетбольного мяча по прямой. Броски мяча в кольцо двумя руками
Волейбол. Узнавание волейбольного мяча
Прием волейбольного мяча (сверху, снизу)
Футбол. Узнавание футбольного мяча
Выполнение удара в ворота с места
Приём мяча стоя в воротах
Бадминтон. Узнавание (различие) инвентаря для бадминтона
Удар по волану: нижняя, верхняя подача
Отбивание волана снизу, сверху
Игра в паре
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Подвижные игры
Подвижная игра «Строим дом»
Подвижная игра «Кошки-мышки»
Игра-эстафета «Полоса препятствий»
Подвижная игра «Пятнашки»
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
Игра-эстафета «Собери пирамидку»
Подвижная игра «Бросай-ка»
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 2 класс
Н азвание раздела, темы урока
Кол-во
часов
Физическая подготовка
Правила поведения в спортивном зале
Дыхательные упражнения
Основные положения в движении
Упражнения для формирования правильной осанки
Ритмические упражнения
Построение и перестроение в колонну по одному
Построение в одну шеренгу
Перестроение из шеренги в круг
Ходьба, бег в колонне по одному
Ходьба на носках
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
Ходьба с различным положением рук
Ходьба по кругу, взявшись за руки
Быстрый и медленный бег
Прыжки на двух ногах
Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движением рук)
Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, назад, вправо, влево
Прыжки в длину с места
Ползание на животе, на четвереньках
Ползание под препятствия на животе, на четвереньках
Лазание по гимнастической стенке вверх, по наклонной, через препятствия
Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх
Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками
Сбивание предметов большим, малым мячом
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Велосипедная подготовка
Узнавание составных частей трехколесного велосипеда
Последовательность действий при посадке на трехколесный велосипед
Управление трехколесным велосипедом
Езда на велосипеде по прямой и с поворотом
1
1
1
1
Лыжная подготовка
Узнавание лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки)
Транспортировка лыжного инвентаря
Последовательность действий при креплении ботинок к лыжам
Чистка лыж от снега
Состояние на параллельно лежащих лыжах
Выполнение ступающего шага
Выполнение поворотов, стоя на лыжах
Выполнение скользящего шага
Выполнение попеременного двушажного хода
Выполнение бесшажного хода
Преодоление подъемов ступающим шагом
Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Туризм
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря
Последовательность действий при складывании вещей в рюкзак
Последовательность действий при складывании спального мешка
Соблюдение правил поведения в походе
1
1
1
1
Элементы спортивных игр и упражнений
Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча
Ловля баскетбольного мяча без откоса от пола, с откосом от пола
Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой
Ведение баскетбольного мяча по прямой. Броски мяча в кольцо двумя руками
Волейбол. Узнавание волейбольного мяча
Прием волейбольного мяча (сверху, снизу)
Футбол. Узнавание футбольного мяча
Выполнение удара в ворота с места
Приём мяча стоя в воротах
Бадминтон. Узнавание (различие) инвентаря для бадминтона
Удар по волану: нижняя, верхняя подача
Отбивание волана снизу, сверху
Игра в паре
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Подвижные игры
Подвижная игра «Строим дом»
1
Подвижная игра «Болото»
Игра-эстафета «Полоса препятствий»
Подвижная игра «Пятнашки»
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
Игра-эстафета «Собери пирамидку»
Подвижная игра «Бросай-ка»
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 3 класс
Н азвание раздела, темы урока
Кол-во
часов
Физическая подготовка
Правила поведения в спортивном зале
Дыхательные упражнения
Основные положения в движении
Упражнения для формирования правильной осанки
Ритмические упражнения
Построение и перестроение в колонну по одному
Построение в одну шеренгу
Перестроение из шеренги в круг
Ходьба, бег в колонне по одному
Ходьба на носках
Ходьба с различным положением рук
Ходьба по кругу, взявшись за руки
Быстрый и медленный бег
Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, назад, вправо, влево
Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед
Прыжки в длину с места
Ползание на животе, на четвереньках
Ползание под препятствия на животе, на четвереньках
Лазание по гимнастической стенке вверх, по наклонной, через препятствия
Передача предметов в шеренге
Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх
Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками
Сбивание предметов большим, малым мячом
1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Велосипедная подготовка
Узнавание составных частей трехколесного велосипеда
Последовательность действий при посадке на трехколесный велосипед
Управление трехколесным велосипедом
Езда на велосипеде по прямой и с поворотом
1
1
1
1
Лыжная подготовка
Узнавание лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки)
Транспортировка лыжного инвентаря
Последовательность действий при креплении ботинок к лыжам
Чистка лыж от снега
Состояние на параллельно лежащих лыжах
Выполнение ступающего шага
Выполнение поворотов, стоя на лыжах
Выполнение скользящего шага
Выполнение попеременного двушажного хода
Выполнение бесшажного хода
Преодоление подъемов ступающим шагом
Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Туризм
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря
Последовательность действий при складывании вещей в рюкзак
Последовательность действий при складывании спального мешка
Соблюдение правил поведения в походе
1
1
1
1
Элементы спортивных игр и упражнений
Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча
Ловля баскетбольного мяча без откоса от пола, с откосом от пола
Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой
Ведение баскетбольного мяча по прямой. Броски мяча в кольцо двумя руками
Волейбол. Узнавание волейбольного мяча
Прием волейбольного мяча (сверху, снизу)
Футбол. Узнавание футбольного мяча
Выполнение удара в ворота с места
Приём мяча стоя в воротах
Бадминтон. Узнавание (различие) инвентаря для бадминтона
Удар по волану: нижняя, верхняя подача
Отбивание волана снизу, сверху
Игра в паре
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Подвижные игры
Подвижная игра «Строим дом»
Подвижная игра «Болото»
Игра-эстафета «Полоса препятствий»
Подвижная игра «Пятнашки»
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
Игра-эстафета «Собери пирамидку»
Подвижная игра «Бросай-ка»
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование 4 класс
Н азвание раздела, темы урока
Кол-во
часов
Физическая подготовка
Основы знаний. Закаливание организма: способы и средства
Дыхательные упражнения
Основные положения и движения
Упражнения для формирования правильной осанки
Ритмические упражнения
Построение и перестроение - размыкание по команде учителя
Повороты направо, налево, с указанием направления учителем
Равнение на носки в шеренге
Выполнение команд «Становись», «Равняйсь»
Ходьба, бег начиная с левой ноги
Ходьба, бег начиная с левой ноги. Ходьба с носка
Ходьба с носка
Ходьба с различным положением рук
Ходьба по кругу, взявшись за руки
Быстрый и медленный бег
Прыжки на одной ноге на месте, с продвижением вперед, назад, вправо, влево
Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед
Прыжки в длину с места
Ползание на животе, на четвереньках
Ползание под препятствия на животе, на четвереньках
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Лазание по гимнастической стенке вверх, по наклонной, через препятствия
Передача предметов в шеренге
Броски среднего (маленького) мяча двумя руками вверх
Ловля среднего (маленького) мяча одной (двумя) руками
Сбивание предметов большим, малым мячом
1
1
1
1
1
Велосипедная подготовка
Узнавание составных частей трехколесного велосипеда
Последовательность действий при посадке на трехколесный велосипед
Управление трехколесным велосипедом
Езда на велосипеде по прямой и с поворотом
1
1
1
1
Лыжная подготовка
Узнавание лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки)
Транспортировка лыжного инвентаря
Последовательность действий при креплении ботинок к лыжам
Чистка лыж от снега
Состояние на параллельно лежащих лыжах
Выполнение ступающего шага
Выполнение поворотов, стоя на лыжах
Выполнение скользящего шага
Выполнение попеременного двушажного хода
Выполнение бесшажного хода
Преодоление подъемов ступающим шагом
Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Туризм
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря
Последовательность действий при складывании вещей в рюкзак
Последовательность действий при складывании спального мешка
Соблюдение правил поведения в походе
1
1
1
1
Элементы спортивных игр и упражнений
Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча
Ловля баскетбольного мяча без откоса от пола, с откосом от пола
Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой
Ведение баскетбольного мяча по прямой. Броски мяча в кольцо двумя руками
Волейбол. Узнавание волейбольного мяча
Прием волейбольного мяча (сверху, снизу)
Футбол. Узнавание футбольного мяча
Выполнение удара в ворота с места
Приём мяча стоя в воротах
Бадминтон. Узнавание (различие) инвентаря для бадминтона
Удар по волану: нижняя, верхняя подача
Отбивание волана снизу, сверху
Игра в паре
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Подвижные игры
Подвижная игра «Строим дом»
Подвижная игра «Болото»
Игра-эстафета «Полоса препятствий»
Подвижная игра «Пятнашки»
Подвижная игра «Рыбаки и рыбки»
Игра-эстафета «Собери пирамидку»
Подвижная игра «Бросай-ка»
1
1
1
1
1
1
1