РО С С И Й С К А Я Ф Е Д Е РА Ц И Я
М и нистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.
Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.
Рабочая программа
коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»
для обучающихся 2 класса
(АООП У О 2 вариант)
Составитель:
Казанцева
Татьяна
Викторовна,
учитель,
в. кв. категории
Камышлов, 2025
Пояснительная записка к коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация»
Рабочая
программа
коррекционного
курса
«Альтернативная
коммуникация» для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014г. №1599, на основе федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г. № 1026.
У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью,
с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с
окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и
интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи с
использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации
является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической
работы.
Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения
речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного
ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным
средством
коммуникации
и
использование
его
для
решения
соответствующих возрасту житейских задач.
Цель - формировать коммуникативные и речевые навыки с использованием
средств
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного
ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным
средством
коммуникации
и
использование
его
для
решения
соответствующих возрасту житейских задач.
Места курса в учебном плане
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в часть
учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений. На
проведение занятий отведено 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
-положительное отношение к учителю
- положительное отношение к использованию альтернативных средств
коммуникации
-умение активизировать и поддерживать контакт с окружением в ситуациях,
приближенных к жизненному опыту обучающегося
Предметные результаты:
- овладение оптико-кинетической, пара-и экстралингвостической системами
знаков, дополнительными средствами альтернативной коммуникации для
выражения своих желаний, потребностей, обозначение интересов и
отношения к окружающим.
Содержание коррекционного курса
Коммуникация с использованием невербальных средств
Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на
вопрос. Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.
Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы с использованием жеста. Привлечение
внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия),
благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на
вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием
звучащего предмета. Выражение своих желаний, благодарности, обращение
за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением
предметного символа. Выражение согласия (несогласия), удовольствия
(неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание),
обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с
использованием графического изображения (фотография, цветная картинка,
черно-белая картинка, пиктограмма). Выражение согласия (несогласия),
удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие
(прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов
с использованием карточек с напечатанными словами. Выражение согласия
(несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов с использованием таблицы букв.
Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия),
благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием
устройства технических устройств. Привлечение внимания, выражение
согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за
помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с
использованием коммуникативной кнопки.
Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д.
с использованием пошагового коммуникатора .
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора.
Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности,
приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы,
задавание вопросов, рассказывание с
использованием компьютера
(планшетного компьютера).
Развитие речи средствами невербальной коммуникации
Импрессивная речь
Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и
др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов
семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет
(посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты,
бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы
и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда,
обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные
принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов,
обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак
предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих
признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо,
плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его
признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число,
количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих
взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.). Понимание
простых предложений. Понимание сложных предложений. Понимание
содержания текста.
Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова
(электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса,
педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного
устройства). Использование графического изображения (электронного
устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель,
игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы,
школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование графического изображения (электронного устройства) для
обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать,
рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет,
величина, форма и др.). Использование графического изображения
(электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда,
мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые
приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
Использование
графического
изображения
(электронного
устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо,
быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Использование
напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Использование электронного устройства для обозначения числа и количества
предметов (пять, второй и др.). Составление простых предложений с
использованием графического изображения (электронного устройства).
Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического
изображения (электронного устройства). Составление рассказа по
последовательно продемонстрированным действиям с использованием
графического изображения (электронного устройства). Составление рассказа
по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения
(электронного устройства). Составление рассказа по серии сюжетных
картинок с использованием графического изображения (электронного
устройства). Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с
использованием графического изображения (электронного устройства).
Составление рассказа о себе с использованием графического изображения
(электронного устройства).
Чтение и письмо
Глобальное чтение.
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей,
названия предметов, действий. Использование карточек с напечатанными
словами как средства коммуникации.
Учебно-методическое обеспечение
1. Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) /мин-во образования и науки
РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Федеральная адаптированная
образовательная
программа
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья. - М.: ТЦ Сфера,2023
3. Примерная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. - М.:
Просвещение,2023
4. Примерные рабочие программы по учебным предметам и
коррекционным курсам образования обучающихся с умственной
отсталостью. Варианты 1,2. 2 класс/ М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2023
5. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью/ под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - Спб.: ЦДК проф.
Л.Б. Баряевой, 2011.
6. Екжанова, Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений
компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Е.А
Екжанова, Е.А. Стребелева. - М.: Просвещение, 2005
7. Маллер, А.Р. Программа обучения детей с умеренной тяжёлой
отсталостью /А.Р. Маллер. - М.: Просвещение, 1992.
8. Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушение интеллекта СПб.: Просвещение, 2006
Техническое оснащение: тактильные предметы (игрушки, буквы),
графические изображения, таблицы букв, карточки с напечатанными
словами, наборы букв, интерактивная панель, сюжетные картинки.
Тематическое планирование, 2 класс
№ п/п
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
Реагирование на собственное имя
Узнавание (различение) имён членов семьи
Узнавание имен учащ ихся класса
П онимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя)
П онимание слов, обозначаю щ их предмет посуда
П онимание слов, обозначаю щ их предмет мебель
П онимание слов, обозначаю щ их предмет игрушки
П онимание слов, обозначаю щ их предмет одежда
П онимание слов, обозначаю щ их предмет обувь
П онимание слов, обозначаю щ их предмет овощи
П онимание слов, обозначаю щ их предмет фрукты
П онимание слов, обозначаю щ их предмет бытовые приборы
П онимание слов, обозначаю щ их предмет транспорт
П онимание слов,
обозначаю щ их предмет
ш кольные
принадлежности
П онимание слов, обозначаю щ их предмет продукты
П онимание слов, обозначаю щ их предмет животные
П онимание обобщ ающ их понятий посуда
П онимание обобщ ающ их понятий мебель
П онимание обобщ ающ их понятий игрушки
П онимание обобщ ающ их понятий одежда
П онимание обобщ ающ их понятий обувь
П онимание обобщ ающ их понятий овощи
П онимание обобщ ающ их понятий фрукты
П онимание обобщ ающ их понятий бытовые приборы
П онимание обобщ ающ их понятий транспорт
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
28
29
30
3!
32
з3
34
35
36
37
38
39
40
4!
42
43
44
45
46
47
48
49
50
5!
52
53
54
55
П онимание обобщ ающ их понятий ш кольные принадлежности______
П онимание обобщ ающ их понятий продукты_______________________
П онимание обобщ ающ их понятий животные_______________________
П онимание слов, обозначающих признак предмета-цвет____________
П онимание слов, обозначаю щ их признак предмета-величина_______
П онимание слов, обозначаю щ их признак предмета-форма__________
П онимание слов, указываю щ их на предмет, его признак (я, он, мой,
твой и др.)________________________________________________________
Понимание слов, обозначающих число, количество предметов
(пять, второй и др.)________________________________________________
Понимание
слов,
обозначающих
взаимосвязь
слов
в
предложении (в, на, под, из, из-за и др.).____________________________
Понимание простых предложений_________________________________
Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова
Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)
посредством напечатанного слова_________________________________
Сообщ ение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)
посредством напечатанного слова_________________________________
И спользование
графического изображения для
обозначения
предметов и объектов посуды______________________________________
И спользование
графического изображения для
обозначения
предметов и объектов мебели______________________________________
И спользование
графического изображения для
обозначения
предметов и объектов игрушек____________________________________
И спользование
графического изображения
для обозначения
предметов и объектов одежды_____________________________________
И спользование
графического изображения
для обозначения
предметов и объектов обуви_______________________________________
Использование
графического изображения
для обозначения
предметов и объектов овощей_____________________________________
И спользование
графического изображения
для обозначения
предметов и объектов фруктов_____________________________________
И спользование
графического изображения
для обозначения
предметов и объектов фрукты_____________________________________
И спользование
графического изображения
для обозначения
предметов и объектов школьных принадлежностей_________________
И спользование
графического изображения
для обозначения
предметов и объектов продуктов___________________________________
И спользование
графического изображения
для обозначения
предметов и объектов транспорта__________________________________
И спользование
графического изображения для
обозначения
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять)______________________
И спользование
графического изображения для
обозначения
действия предмета - бегать, спать__________________________________
И спользование
графического изображения для
обозначения
действия предмета - рисовать, играть, гулять_______________________
И спользование напечатанного слова для обозначения слова,
указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)._____
И спользование напечатанного слова для обозначения слова,
указываю щ его на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)._____
Составление простых предложений с использованием графического
изображения
56
57
58
59
60
б!
62
63
64
65
66
67
68
"
Составление простых предложений с использованием графического
изображения______________________________________________________
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям с использованием графического изображения____________
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям с использованием графического изображения____________
Составление
рассказа
по
одной
сюжетной
картинке
с
использованием графического изображения________________________
Составление
рассказа
по
серии
сюжетных
картинок
с
использованием графического изображения________________________
Составление
рассказа
по
серии
сюжетных
картинок
с
использованием графического изображения________________________
Составление рассказа о себе с использованием графического
изображения______________________________________________________
Составление рассказа членах семьи с использованием графического
изображения______________________________________________________
Составление рассказа о учащихся класса
с использованием
графического изображения________________________________________
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена
людей
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих
названия предметов_______________________________________________
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих
названия действий
Повторение
Итого:
68