Альтернативная коммуникация, 4 класс, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»
для обучающихся 4 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Баданина
Елена
Сергеевна,
учитель,
в. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка
Рабочая
программа
коррекционного
курса
«Альтернативная
коммуникация» для обучающихся 4 класса с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.12.2022 г. № 1026.
Рабочая
программа
коррекционных
занятий
«Альтернативная
коммуникация» направлена на обучение детей с ограниченными
возможностями здоровья, их социализацию в современном мире через
привитие им норм социально-адекватного поведения, повышение уровня
коммуникативной компетентности.
У обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с
ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с
окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и
интеллектуальное развитие. В этой связи обучение обучающегося речи
с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации
является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической
работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для
дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее
отсутствия.
Цель: формировать коммуникативные и речевые навыки, расширять
жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных для
ребёнка пределах, тем самым способствуя успешной адаптации в учебной
деятельности и дальнейшей социализации детей с нарушением интеллекта
Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного
ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным
средством
коммуникации
и
использование
его
для
решения
соответствующих возрасту житейских задач.
В процессе таких занятий у обучающихся повышается речевая активность,
обучающиеся становятся открытыми для общения, комплексный подход
позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания.
Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими детьми,
снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения,
происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через
использование игровых приёмов.
Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и
потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.
Данное сопровождение обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

позволит улучшить их социальную адаптацию, даст возможность для
дальнейшего развития ребёнка и компенсации нарушений.

Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в часть учебного
плана, формируемую участниками образовательных отношений.
Количество
часов в 4 классе: 2 часа в неделю; 68 часов в год.
Ожидаемые результаты освоения программы
У обучающихся могут быть сформированы:
1.Потребность в коммуникации.
2.Способность понимать обращённую речь, понимать смысл
доступных жестов и графических изображений: рисунков, фотографий, символов.
3.Умение
использовать средства альтернативной коммуникации в процессе
общения:
-использовать предметы для выражения потребностей путём указания на них
жестом;
-использовать доступные жесты, взгляд, мимику для передачи сообщений;
-использовать графические изображения (символы) объектов и действий путём
указания на изображение или передачи карточки с изображением, либо другим
доступным способом.
4.Способность понимать слова, обозначающие объекты и явления природы,
объекты рукотворного мира и деятельность человека.
5.Умение
использовать вербальные средства коммуникации.

Содержание коррекционного курса
Коммуникация
Реагирование 1. Реагирование на присутствие одного или нескольких людей.
2. Реагирование на контакт со взрослым.
Установление контакта 1. Установление зрительного контакта.
2. Реагирование на собственное имя. 3. Использование мимики адекватной
ситуации. 4. Привлечение к себе внимания различными средствами: мимика
и жесты; пиктограмма; слово. 5. Ответ ребенком на приветствие собеседника
при помощи: мимики и жестов (привет здравствуй доброе утро и т.п.);
пиктограмм; слов (привет, здравствуй, доброе утро и т.п.). 6. Использование
согласованных движений рук, глаз и тела при общении (например, похлопать
по плечу другого человека, посмотреть ему в глаза, сказать «дай ножницы»
при выражении просьбы).

Поддержание контакта 1. Поддержание зрительного контакта.2. Выражение
своих желаний при помощи: мимики и жестов; пиктограмм; слова; коротких
предложений.3. Выражение просьбы о помощи с использованием мимики и
жестов; пиктограмм; слова; коротких предложений. 4. Выражение согласия
или несогласия, используя: жесты (кивок головы, да, нет), жест рукой (да,
нет); пиктограммы (слова, да, нет).5. Выражение благодарности: жест (кивок
головой); пиктограмма; слово «спасибо»; короткое предложение.
Завершение контакта 1. Поддержание зрительного контакта.2. Прощание с
собеседником, используя мимику и жесты (пока, до свидания);
соответствующую пиктограмму; слова (пока, до свидания).
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации
Импрессивная речь

1. Понимание простых по звучанию слов: «мама», «папа», «дядя» и др.
2. Понимание существительных: имена членов семьи, педагогов, учащихся
класса.
3. Понимание существительных: объекты, явления.
4.Понимание простых предложений (бытовые и учебные инструкции).
Экспрессивная речь

1. Употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.
2. Употребление простых слов (мама, папа, дядя, тётя и т.д.).
3. Употребление своего имени.
4.Употребление имен членов семьи, педагогов, учащихся класса.
5.Употребление в речи существительных.
6.

Употребление простых предложений типа «Я хочу пить».

Графомоторные навыки
1. Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.
2. Рисование вертикальных линий разной длины.
3. Рисование горизонтальных линий.

4. Закрашивание контурных изображений предметов.
5. Обведение по трафарету простых предметов.

Учебно-методическое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2.Воспитание и обучение детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной
недостаточностью/ А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Просвещение, 2003.
3.Шипицына Л.М. Уроки общения для детей с нарушение интеллекта - СПб.:
Просвещение, 2006
Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения,
знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами,
наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради,
записывающие и воспроизводящие устройства.
На занятиях используются: карточки с эмоциями, рисунки, графические
изображения, предметы, игрушки, дидактические пособия, символы,
индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения
(презентации), коммуникативные тетради для общения, сюжетные картинки
различной тематики для развития речи.

Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
Я вижу, я слышу.
М имика лица.
П риветствие и прощание.
Я вижу, я слышу.
Я и мои жесты.
Звучащ ие предметы.
М ои помощники.
Я и мои помощники.
Пойми меня. И гра «Клубок».
П онимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тётя).
М оё имя.
М оя семья.
М ои одноклассники.
Ш кола, в которой я учусь.
П онимание слов, обозначаю щ их предмет «Посуда».
П онимание слов, обозначаю щ их предмет «М ебель».
П онимание слов, обозначаю щ их предмет «Игрушки».
П онимание слов, обозначаю щ их предмет «Одежда».
Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.

Количество
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3

Рисование горизонтальных и вертикальных линий разной длины.

3

Закраш ивание контурных изображений предметов.

3

Обведение по трафарету простых предметов.

3

П онимание
П онимание
П онимание
П онимание
П онимание
П онимание
П онимание
Итого:

3
3
3
3
3
3
3
68 часов

слов,
слов,
слов,
слов,
слов,
слов,
слов,

обозначаю щ их
обозначаю щ их
обозначаю щ их
обозначаю щ их
обозначаю щ их
обозначаю щ их
обозначаю щ их

предмет
предмет
предмет
предмет
предмет
предмет
предмет

«Ж ивотные».
«Овощи».
«Фрукты».
«Продукты».
«Транспорт».
«Бытовые приборы».
«Птицы».


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».