КРЗ Говорим красиво, 10-12 классы, 2 вариант, 2025

РОССИ ЙС КАЯ ФЕДЕРАЦИ Я
М инистерство образования Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
старших классов
протокол № 3
от 17.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
коррекционного курса
«Говорим правильно»
для обучающихся 10-12 классов
(АООП УО 2 вариант)

Составитель:
Матвеева
Александра
Юрьевна,
учитель,
I. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Говорим красиво» для обучающихся 10-12 классов
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с интеллектуальными нарушениями, 2 варианта, приказ
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599,
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2022 г. №1026.
Общие цели и задачи учебного курса
Занятия по коррекции и развитию правильной речи в школе-интернате для
детей с нарушением интеллекта являются одной из важных составляющих процесса
обучения, коррекции и успешной социализации детей данной категории. Развитие
речи происходит параллельно с психофизическим развитием ребенка, эти процессы
взаимообусловлены и взаимозависимы. Степень недоразвития речи, как правило,
соответствует степени общего психического недоразвития. Поэтому правильно и
своевременно организованная логопедическая помощь детям с умственной
отсталостью решает не только задачи речевого развития, но и способствует
коррекции интеллектуальной сферы учащихся, развитию навыков коммуникативного
поведения, формированию социально адаптированной личности выпускника, что и
является конечной целью организации процесса обучения и воспитания.
Цель программы: коррекция и компенсация недостатков нарушений
письменной и устной речи обучающихся.
Задачи:
1. Коррекционно - образовательные;
обогащение словаря (за счет усвоения новых слов и их значений);
- преодоление и предупреждение ошибочных словосочетаний в речи учащихся,
усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений разной
структуры;
- формирование лексической системности и семантических полей;
- формирование навыков точного отбора слов для выражения мысли, выбора
удачной синтаксической конструкции, интонационных умений;
- формирование умения читать письменные и печатные тексты, соблюдая
правильную интонацию, паузы, логические ударения и др.;
- расширение представлений о различных способах стилистического
оформления речи и алгоритме составления текстов разной стилистической окраски и
жанров;
- последовательное и грамотное изложение своих мыслей в устной и
письменной форме с учетом соблюдения знаков препинания;
- формирование и развитие навыков использования справочной литературы,
продукции периодической печати, современных носителей информации;
- формирование умения составлять и письменно оформлять деловые бумаги;
- формирование умения самостоятельно добывать и обмениваться
информацией, расширять способы коммуникации посредством обучения работы на
-

современных технических носителях информации.
2. Коррекционно - развивающие;
коррекция и развитие словаря (путем усвоения смысловых и эмоциональных
оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний в предложении
и тексте);
- коррекция и развитие фразовой речи учеников путем ознакомления их с
явлением многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических
конструкций;
- коррекция и развитие диалогической и монологической форм устной и
письменной речи;
- коррекция и развитие каллиграфических умений;
- активизация и развитие компенсаторных механизмов посредством развития
ВПФ;
- коррекция и развитие навыков изложения собственных мыслей с учетом
речевой ситуации.
3. Коррекционно - воспитательные;
- воспитание эмоциональной адекватности поведения, волевого усилия путем
осознания детьми необходимости доводить начатое дело до конца;
- воспитание речевой культуры и речевого внимания через умение замечать
образцы правильной и ошибочной речи в устном и письменном вариантах;
- воспитание у детей интереса к слову и любви к родному языку;
- развитие стимула к речевому общению на эмоциональной основе;
- развитие оценочного отношения к собственным достижениям (на основе
формирования адекватной самооценки).
Описание места курса в учебном плане
Курс «Говорим красиво» входит в обязательную часть учебного плана. На
изучение курса в 10-12 классах отведено по 2 часа в неделю, курс рассчитан на 34
учебные недели:
• в 10 классе составляет - 68 часов в год;
• в 11 классе составляет - 68 часов в год;
• В 12 классе составляет - 68 часов в год.
-

Содержание курса «Говорим красиво» в 10-12 классах
Отбор содержания коррекционно-обучающего материала каждого класса
определяется характером и степенью нарушений письма и чтения, так же возрастом
учащихся.
Материал занятий тесно связан с содержанием предметов: русский язык и
чтение, а в начальной школе и с развитием речи. Изучение материала проходит
параллельно с изучением материала данных дисциплин, что позволяет закреплять
знания, полученные детьми во время уроков, отрабатывать умения в практической
работе с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический анализатор. Благодаря
использованию графических опор, схем, специфических упражнений, направленных
на развитие артикуляционной моторики, просодической стороны речи, речевого
дыхания, и т.д., а также отбору и содержанию материала, логопедические занятия не
дублируют уроки русского языка, чтения и развития речи, но дополняют, расширяют

и уточняют те компетенции, которые получают учащиеся на этих уроках. На первом
этапе обучения основным является игровой метод, который используется и на
старшей ступени обучения в сюжетно-ролевых ситуациях для создания речевой
среды. Также приоритетными для проведения логопедических занятий являются
предметно-практический метод обучения, наглядный и демонстрационный методы.
Организация единого речевого режима осуществляется благодаря организации
внутрисистемного взаимодействия в работе учителя-логопеда и других педагогов,
узких специалистов, родителей, определяется тематическим планом, где указаны
упражнения, которые используются на занятиях, уроках, домашних заданиях, в
рамках изучаемой темы и в организации построения речевой среды взаимодействия
детей со сверстниками и взрослыми.
Темы занятий на 10-12 класс спланированы одинаковые, но содержание занятий
будет включать разные коррекционно-развивающие упражнения.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов
освоения программы по курсу
Система оценки достижений обучающимися программы по коррекционно­
развивающему курсу "логопедические занятия" включает в себя карта речевого
развития обучающихся.
1.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /мин-во
образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2.
Аксёнова, А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания в 5-9 классах СКОУ: пособие для учителя/ А.К. Аксёнова, Н.Г.
Г алунчикова. - М .: Просвещение, 2024
3.
Аксёнова, А.К. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и
правописания. - М .: Просвещение, 2022
4.
Бараяева, Л.Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и
тяжёлой умственной отсталостью: пособие для учителя/ Л.Б. Баряева, Е.Т. Логинова,
Л.В. Лопатина. - СПб.: Союз, 2024
5.
Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона практикум.
- М.: Просвещение, 2021
6.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: пособие для логопеда - М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС!»,
2021 г.
7.
Ивановская, О.Г. Читаем сказки с логопедом. - СПб.: КАРО, 2020
8.
Иншакова,
О.Б. Альбом для логопеда. - М.: ВЛАДОС, 2020
9.
Ишимова, О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных
классов. Чтение. Программно-метод. материалы: учебное пособие/О.А. Ишимова. М.: Просвещение, 2020. - 76с.
10. Ишимова, О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных
классов. Письмо. Программно-метод. материалы: учебное пособие/О.А. Ишимова. М.: Просвещение, 2020. - 126с.
11. Ишимова, О.А. Развитие речемыслительных способностей детей. - М.:
Просвещение, 2021

12. Ишимова О.А. Чтение. От слога к слову: тетрадь помощница /О.А.
Ишимова. - М.: Просвещение, 2021. -64 с.
13. Ишимова О.А. Чтение. Читаю и понимаю: тетрадь помощница /О.А.
Ишимова. - М.: Просвещение, 2021. - 111с
14. Ишимова О.А. Чтение. Читаю словами: тетрадь помощница /О.А.
Ишимова. - М.: Просвещение, 2021. -78 с.
15. Капинос, В.И. Развитие речи: теория и практика обучения. - М.: ЛинкаПресс, 2022
16. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.
Методическое пособие для учителя-логопеда. - М .: «Г уманит. Изд. Центр ВЛАДОС»,
2021 г.
17. Морозова, С.Л. Занимательная грамматика / С.Л. Морозова. - М.:
Финансы и статистика, 2020
18. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2021
19. Рыбакова, Е.В. Фонематические загадки: методическое пособие для
педагогов и родителей/ Е.В. Рыбакова. - Сызрань: Первая частная типография
Брагиных, 2022
20. Речь. Речь. Речь./Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Педагогика, 2020 год.
21. Хватцев, М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. - М.: Аквариум, 2021

Тематическое планирование, 10 класс

Название раздела, темы занятий
Обследование обучающихся
Развитие мелкой и общей моторики
Звуки речи. Буквы. Гласные и согласные звуки
Согласные: звонкие-глухие, твердые-мягкие
Артикуляция и постановка гласных звуков
Автоматизация и дифференциация звуков
Развитие фонематического слуха
Словарь по предметам окружающей среды
Лексико-грамматический строй речи
Постановка и автоматизация согласных звуков
Понимание обращённой речи
Уточнение значений слов и расширенный словарь
Предлоги и пространственное ориентирование
Чтение адаптированных текстов и обсуждение
Исправление ошибок слоговой структуры слова
Просодия речи (ритм, темп, интонация)
Текст
Проговаривание предложений и рассказывание историй
Чтение, повторение и завершение изучения
Переход к новой форме социального взаимодействия
Интеграция речи и социальных ролей
Составление рассказов по картинкам
Творческие пересказы: составление рассказов по данному началу и концу
Творческие пересказы: составление рассказов по опорным словам
Работа с текстом: изложение рассказов по вопросам
Работа с текстом: изложение рассказов по словам-действиям
Работа с текстом: изложение рассказов по плану
Обследование обучающихся
Итого

Кол-во
часов
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
3
3
3
4
68

Тематическое планирование
11 класс
Название раздела, темы занятий
Обследование обучающихся
Развитие мелкой и общей моторики
Звуки речи. Буквы. Гласные и согласные звуки
Согласные: звонкие-глухие, твердые-мягкие
Артикуляция и постановка гласных звуков
Автоматизация и дифференциация звуков
Развитие фонематического слуха
Словарь по предметам окружающей среды
Лексико-грамматический строй речи
Постановка и автоматизация согласных звуков
Понимание обращённой речи
Уточнение значений слов и расширенный словарь
Предлоги и пространственное ориентирование
Чтение адаптированных текстов и обсуждение
Исправление ошибок слоговой структуры слова
Просодия речи (ритм, темп, интонация)
Текст
Проговаривание предложений и рассказывание историй
Чтение, повторение и завершение изучения
Переход к новой форме социального взаимодействия

Кол-во
часов
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3

Интеграция речи и социальных ролей
Составление рассказов по картинкам

3
3

Творческие пересказы: составление рассказов по данному началу и концу

3

Творческие пересказы: составление рассказов по опорным словам

3

Работа с текстом: изложение рассказов по вопросам

3

Работа с текстом: изложение рассказов по словам-действиям

3

Работа с текстом: изложение рассказов по плану

3

Обследование обучающихся
Итого

4
68

Тематическое планирование
12 класс
Название раздела, темы занятий
Обследование обучающихся
Развитие мелкой и общей моторики
Звуки речи. Буквы. Гласные и согласные звуки
Согласные: звонкие-глухие, твердые-мягкие
Артикуляция и постановка гласных звуков
Автоматизация и дифференциация звуков
Развитие фонематического слуха
Словарь по предметам окружающей среды
Лексико-грамматический строй речи
Постановка и автоматизация согласных звуков
Понимание обращённой речи
Уточнение значений слов и расширенный словарь
Предлоги и пространственное ориентирование
Чтение адаптированных текстов и обсуждение
Исправление ошибок слоговой структуры слова
Просодия речи (ритм, темп, интонация)
Текст
Проговаривание предложений и рассказывание историй
Чтение, повторение и завершение изучения
Переход к новой форме социального взаимодействия

Кол-во
часов
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3

Интеграция речи и социальных ролей
Составление рассказов по картинкам

3
3

Творческие пересказы: составление рассказов по данному началу и концу

3

Творческие пересказы: составление рассказов по опорным словам

3

Работа с текстом: изложение рассказов по вопросам

3

Работа с текстом: изложение рассказов по словам-действиям

3

Работа с текстом: изложение рассказов по плану

3

Обследование обучающихся
Итого

4
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».