М инистерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камыш ловский гуманитарно-технологический техникум» V «Камыш ловский гуманитарно- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ для специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» Форма обучения - очная Срок обучения 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический Камыш лов, 2022 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Ф едерального государственного образовательного профессионального образования обеспечения» и философии» для примерной стандарта 40.02.01 программы образовательных по «Право учебной учреждений, специальности и организация дисциплины среднего социального ОГСЭ.01 реализую щ их «Основы образовательные программы СПО, рекомендованной ФГУ «Федеральный институт развития образования» в качестве примерной программы для использования образовательными учреждениями при разработке программы учебной дисциплины «Основы философии» (разработчик Горелов А.А., доктор философских наук, вед. н. сотр. И нститута философии РАН). Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников общ еобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ» СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР л J u L O U b / Т. А. М адыгина Составитель: К азанцева Ольга М ихайловна, преподаватель КГТТ, ВКК СОДЕРЖАНИЕ П АСП О РТ РАБОЧЕЙ ДИ СЦИПЛИНЫ СТРУКТУРА И ДИ СЦИПЛИНЫ ПРОГРАМ М Ы ПРИ М ЕРН ОЕ СОДЕРЖ АНИЕ У ЧЕБН ОЙ У ЧЕБН ОЙ УСЛО ВИ Я РЕА ЛИ ЗА ЦИ И У ЧЕБН ОЙ ДИ СЦ ИП ЛИ Н Ы КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ ДИ СЦ ИП ЛИ Н Ы РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 1. П АСП О РТ П РИ М ЕРН О Й П РОГРАМ М Ы УЧ ЕБН О Й ДИ СЦ И П ЛИ Н Ы ОГСЭ.01. «ОСНО ВЫ Ф И ЛО СО Ф ИИ » 1.1. Область применения рабочей программы Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности: 40.02.01 Право и организация социального обеспечения 1.2. М есто учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированны х рабочих (служащ их) и специалистов среднего звена: Дисциплина входит в общ ий гуманитарный и социально-экономический цикл 1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины В результате освоения дисциплины обучающийся долж ен уметь: ориентироваться в наиболее общ их философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры граж данина и будущего специалиста; В результате освоения дисциплины обучающ ийся должен знать: S основные категории и понятия философии; S роль философии в жизни человека и общества; S основы философского учения о бытии; S сущность процесса познания; S основы научной, философской и религиозной картин мира; ^ об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружаю щ ей среды; S о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. 1.4. П ланируемы результаты освоения дисциплины Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: OK 1 П онимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы вы полнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество OK 3 П ринимать реш ения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность ОК 4 Осущ ествлять поиск эффективного и использование выполнения информации, профессиональных задач, необходимой для профессионального и технологии в личностного развития ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные профессиональной деятельности ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общ аться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации OK 10 Соблю дать основы здорового образа жизни, требования охраны труда OK 11 Соблю дать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения ОК 12 Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению Освоение содержания учебной дисциплины ОГСЭ 01 «Основы философии» обеспечивает достиж ение студентами следую щ их личностны х результатов: JIP 2 П роявляю щ ий активную гражданскую позицию, демонстрирую щ ий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующ ий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействую щ ий и участвующий в деятельности общ ественных организаций. Л Р 5 Демонстрирую щ ий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе лю бви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России JIP 6 Проявляю щ ий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях JIP 7 Осознаю щ ий приоритетную ценность личности человека; уважаю щ ий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности JIP 15 П роявляю щ ий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в реш ении общ ественных, государственных, общ енациональных проблем JIP 22 М отивация к самообразованию и развитию 1.4. Реком ендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки студентов 56 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 48 часов; самостоятельной работы студента 8 часов. 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы М аксимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: часы теории практические занятия семинарские занятия Самостоятельная работа обучающ егося (всего) Итоговая аттестация в форме т екущ его ко нт р о ля Объем часов 56 48 48 - 6 8 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины № п/п Н аименование разделов и тем Т 42 1 1-2 2 3-4 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 3 Се м. 6 С/р Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. Предмет и определение философии. Самостоятельная работа обучающихся: Работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсвностъ» Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). Становление философии в Древней Греции. Философские школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика Контрольная работа «Особенности античной философии» Самостоятельная работа обучающихся: Творческое задание «Философские школы и учение о первоначалах Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к семинарскому занятию Тема 1.4. Современная философия Семинар «Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм». Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея Раздел 2. Структура и основные направления философии К оды общ их ком петенций и личностны х 8 р езу л ьтато в 2 Введение Философия как универсальное теоретическое мировоззрение. Основной вопрос философии. Основные категории и понятия философии. Роль философии в жизни человека и общества. Раздел 1. Предмет философии и ее история Уровень освоения ОК 01,03,06 ЛР 2,5,7,15,22 2 ОК 01.03.04. 06,08 ЛР 2.5.7.15.22 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 ОК 01.03.04. 06.08.11 ЛР 2.5.7.15.22 29-30 31-32 33-34 35-36 37-38 39-40 41-42 43-44 45-46 47-48 Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, XX века. Основные картины мира философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, XX век). Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления. Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания Онтология - учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность. Гносеология - учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару Тема 2.3. Этика и социальная философия Семинар «Этика» Социальная философия Самостоятельная работа обучающихся: подготовка к семинару Семинар «Философия и глобальные проблемы современности» Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. Роль философии в современном мире. Будущее философии. Контрольная работа «Содержание основных разделов философии» Итого: 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 42 6 8 2.3 Содержание учебной дисциплины В разделе «Введение» изучаю тся предмет, структура и функции философии, специфика философского знания, основные проблемы философии, значение философии для человека. Раздел 1. П РЕДМ ЕТ Ф И ЛО СО Ф И И И ЕЁ ИСТОРИЯ Данный раздел учебной дисциплины изучает основные вехи мировой философской мысли, особенности и специфика каждой из исторических эпох развития философии, важнейшие концепции античной философии, философии эпох Средневековья и Возрождения, Нового времени, немецкой классической философии, русской философии и философии XX века. Раздел 2. СТРУКТУРА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Данный раздел философии изучает проблемы философской онтологии, понятие, формы и свойства бытия и материи, проблема человека в философии, сознательное и бессознательное в жизни человека, проблемы теории познания и социальной философии, а также этические проблемы философского знания. З.УС Л О ВИ Я РЕА ЛИ ЗАЦ И И У Ч ЕБН О Й ДИ СЦ И П Л И Н Ы 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета общ егуманитарных дисциплин. Оборудование учебного кабинета: - посадочные м еста по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий; - комплект электронных видеоматериалов; - задания для контрольных работ; - профессионально ориентированные задания; - материалы экзамена. Технические средства обучения: - персональный компью тер с лицензионным программным обеспечением; - телевизор Залы: Библиотека, класс самоподготовки с выходом в интернет 3.2. И нф орм ационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемы х учебны х изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основны е источники: Основы философии: учебное пособие СПО/ Горелов А .А .— М. : КноРус, 2019. (электронная библиотека) Горелов, А.А. О сновы философии: учебник для студентов СПО/А.А. Горелов.- М.: Академия, 2015 Горелов, А.А. О сновы философии: учебник для студентов СПО/А.А. Горелов,- М.: Академия, 2007 Основы философии:учебник для студентов СПО /под ред. В.П. Кохановского - Ростов н/Д: Ф еникс,2006 Кохановский, В.П. Основы философии: учебник для СПО.- Ростов н/Д.: Феникс, 2005 Основы философии: учебник для студентов СПО /под ред. В.П. Кохановского - М.: КНОРУС, 2019 (электронная библиотека) Дополнительны е источники: Матяш, Т.П. О сновы философии: учебник для студентов СПО /Т.П. М атяш, JI.B. Жаров, Е.Е. Несмеянов.- Ростов н/Д: Феникс, 2015 Губин, В.Д. Основы философии: учебник для студентов СПО /В.Д.Губин.- М.: ФОРУМИНФРА-М , 2005 Канке, В.А. Основы философии: учебник для студентов СПО /В.А .Канке.- М .:Высшая школа, 1999 4. КО Н ТРО ЛЬ И О Ц ЕН КА РЕЗУЛЬТАТО В О С ВО ЕН И Я УЧЕБНО Й Д И СЦ И П ЛИ Н Ы Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные ум ения, усвоенны е знания) Уметь: о ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла ж изни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; в определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; • определить соотнош ение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовны х ценностей; о сформулировать представление об истине и смысле жизни. Знать: в основные категории и понятия философии; в роль философии в жизни человека и общества; о основы философского учения о бытии; в сущность процесса познания; о об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающ ей среды; о о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. Перечень личностны х результатов достигаемы х в процессе обучения: ЛР: 2, 5, 6,7,15,22 Перечень общ их компетенций, формируемы х в процессе обучения ОК: 01,03,04, 06,08,11 Формы и методы контроля и оценки результатов обучения тестирование оценка выполнения практических работ устный опрос выполнение индивидуальных заданий представление доклада с оценивание текущ ий контроль знаний педагогическое наблю дение, опрос, участие в семинарах, дискуссиях, диалогах, олимпиадах, конкурсах и др. Тестирование, оценка выполнения самостоятельных работ, устный опрос, выполнение индивидуальных заданий, участие в семинарах, представление доклада с оцениванием, текущ ий контроль знаний 5. Л И С Т И ЗМ Е Н Е Н И Й И Д О П О Л Н Е Н И Й , В Н Е С Ё Н Н Ы Х В РА БО Ч У Ю П РО ГРА М М У * № п/п 1 2 № пункта рабочей программы Дата внесения изменений и дополнений До внесения изменений и дополнений После изменений и дополнений Дата и № протокола рассмотрения цикловой комиссией Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом