Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» УТВЕРЖДАЮ: Директор ГЛПОУ СО // п м j. I m 1 n ru ' I,- г.тй гл/мЯ1 «Камышловский гуманитарно- 05.0?:2022г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ю «СТАТИСТИКА» для специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» Форма обучения - очная Срок обучения 2 года 10 месяцев Уровень освоения: базовый uMiL'-fc * 2022r. ■-it- Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государ ственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образова ния 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (Приказ МОН РФ от 12.05.2014 г. N 508 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социаль ного обеспечения»). Разработчик: Чуркина Анна Тимофеевна - преподаватель высшей квалификационной ка тегории ГАПОУ СО «КГТТ» Рассмотрена на сиональных ди< Председатель _ едметной (цикловой) комиссии педагогических работников профес ОУ СО «КГТТ» ___ Е.В. Чудинова согласова: Заместитель директора по УПР Н.А. Польдяева СОГЛАСОВАНО: СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт программы учебной дисциплины 2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины 3. Условия реализации программы учебной дисциплины 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины 5. Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной про граммы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обес печения» 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дис циплина входит в общепрофессиональный цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: У1- собирать и обрабатывать информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности; У2- оформлять в виде таблиц, графиков и диаграмм статистическую информацию; УЗ - исчислять основные статистические показатели; У4 - проводить анализ статистической информации и делать соответствующие выводы. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: 31 -законодательную базу об организации государственной статистической отчетности и ответствен ности за нарушение порядка ее представления; 33- современную структуру органов государственной статистики; 33- источники учета статистической информации; 34- экономико-статистические методы обработки учетно-статистической информации; 35 - статистические закономерности и динамику социально-экономических процессов, происходя щих в стране. 1.4. Результатом освоения дисциплины является определенны й этап сформированности следую щ их профессиональны х и общ их компетенций: - - OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы вы полнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответ ственность. ОК 4. Осущ ествлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии 1.5 Результатом освоения дисциплины является достижение обучаю щ имися следую щих личностны х результатов: — ЛР 13. Д емонстрирую щ ий готовность и способность вести диалог с другими людьми, до стигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности < - - - - JIP 14. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности J1P 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенацио нальных проблем JIP 16. Умение реализовать лидерские качества в профессиональной деятельности ЛР 17. Стрессоустойчивость, коммуникабельность ЛР 18. Осознающий значимость вс^х форм собственности, готовность к защите своей соб ственности ЛР 19. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий ЛР 20. Способный к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем ЛР 21. Осознающий потребность в труде, уважении к труду и людям труда, трудовым до стижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам тру довой деятельности ЛР 22. Мотивация к самообразованию и развитию ЛР 23. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей дея тельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством ЛР 24. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику ЛР 25. Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организа ции 1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: ■ максимальной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов, в том числе: - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часов; - самостоятельной работы обучающегося - 16 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) в том числе: практические занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Итоговая аттестация по текущей успеваемости Объем часов 48 32 16 16 < Наименование разделов и тем is f: Ж I 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Содержание учебного материала, практические работы, ! самостоятельная работа обучающихся Объем часов ! Уро вень освое ния O K I,4,5,6 ЛР 13,16,17,20,22 Раздел 1. Статистика как наука Содержание учебного материала Понятие предмета и метода статистики. Основные разделы статистики: общая теория статистики, демографическая статистика, экономическая статистика, со1 циэльная статистика, страховая статистика и т.д. Связь статистики с другими экономическими дисциплинами. Статистическая методология. Содержание учебного материала Тема 1.2. Современная структура органов государственной статистики в Российской Феде Организация рации. Государственный комитет по статистике РФ, его функции. Принципы ор государственной ста ганизации государственной статистики в РФ. Республиканские, областные (крае 1 тистики в Российской вые), комитеты статистики, межрайонные, городские отделы статистики, их Федерации функции. 1 Самостоятельная работа Составление схемы органов статистики Тема 1.1. Предмет и метод статистики 1 ! Раздел 2. -Теория статистического наблюдения Тема 2.1. Статистическое наблюдение Тема 2.2. Формы статистического наблюдения Содержание учебного материала Понятие о статистическом наблюдении. Статистическое наблюдение - первый этап статистического исследования. Объект и единица наблюдения. Программа наблюдений. Организационный план статистического наблюдения. Виды стати 1 стического (наблюдения. Переписи - одна из форм специально организованного статистического наблюдения, их необходимость и значение. Рещстр предприятия, его необходимость и значение. Виды статистического 2 наблюдения в зависимости от времени регистрации фактов и степени охвата еди ниц совокупности. ♦ — Содержание учебного материала Статистическая отчетность - основная форма статистического наблюдения. Тре бования, предъявляемые к статистической отчетности в соответствии с Положе 1 нием о порядке представления государственной статистической отчетности в РФ. Проверка достоверности статистической отчетности. Типы ошибок, встречаю щихся в отчетах, пути их предупреждения и способы исправления. Ф ор м и р уем ы е О К ,П К ,Л Р 1 1 1 2 . «У 4 3 а ОК 2,4,5 ЛР 14,17,22,23 6 1 1.-; 1 , ■1■• : 1 г. V ' 1 ■ 1.'. ■: . 2 6 Самостоятельная работа Работа с законом РФ от 13.05.1992 N2761-1 (ред. от 30.12.2001) "Об ответственности за нарушение по тёка представления государственной статистической отчетности". Раздел 3. Сводка и группировка статистических данных. Наглядное представление статистических дан ных Содержание учебного материала Понятие статистической сводки и группировки. Задачи сводки, виды сводок. Группировка - основа научной обработки статистической информации. Понятие группировочного признака, виды группировок: типологические, структурные, Тема 3.1. аналитические. Статистические таблицы, их значение, правила построения стати Сводка к группировка 1 стических таблиц. Графическое изображение статистических данных и его значе статистических дан ние. Основные элементы статистического графика. Правила построения столби ных. Статистические ковых, линейных, секторных; диаграмм и картодиаграмм. Графическое изобра таблицы. Графики жение рядов распределения. Практическая работа Составление диаграмм и графиков на основании статистических данных. Г рафи 1 ческое изображение рядов распределения. Раздел 4. Абсолютные и относительные величины в статистике Тема 4.1. Статистический покаштель и его виды. Исчисление раз личных видов относи тельных величин Содержание учебного материала Понятие статистического показателя и его значение для изучения социально-эко номических явлений. Виды статистических показателей. Абсолютные величины в статистике, их единицы измерения. Понятие относительных величин, их сущ 1 ность. Взаимосвязь абсолютных и относительных величин. Виды относительных величин: выполнение плана, структуры, интенсивности уровня экономического развития, сравнения. Практические занятия 1 Исчисление различных видов относительных величин Раздел 5. Ряды динамики 2 2 ОК2,4,5,6 ЛР 16,17,19,22 6 1 2 2 2 OKI,2,3,4,5 ЛР14,17,20,24 4 1я • 1 1 2 2 OKI,2,3,4,5 ЛР 14,17,20,24 4 1 Тема 5.1. Классификация ря дов, правила их по строения Практическая работа • — — Составление рядов динамики для решения задач Понятие рядов динамики, их виды: интервальный, моментный и др. Уровни ряда динамики: начальный, конечный. 1 Показатели рядов динамики: абсолютные изменения, темпы роста (снижения), средние темпы роста (снижения). Абсолютное значение одного процента приро ста. • 4 7 Щ p Раздел 6. Средние величины и показатели вариации | Содержание учебного материала Понятие средней величины и ее значение для обобщения характеристик индиви дуальных величин одного и того же вида. Тема 6.1. 1 Виды средних величин и методы их расчета в зависимости от характера исход Понятие и виды ных данных. Обязательные условия для исчисления достоверной средней вели средних величин. чины. Показатели вариации и их значение в статистике. Показатели вариации Практические занятия 1 Исчисление различных видов средних величин | Самостоятельная работа Щ |1 1 Применение средних величин в решении задач. | Содержание учебного материала Понятие индексов, индивидуальные индексы, ихйзиды и порядок исчисления. Понятие об индексируемой величине и соизмерисгелях (весах). Агрегатная форма 1 индекса - основная форма экономического индекса. Агрегатные формы индек сов физического объема-продукции, цен, стоимости, товарооборота в фактически действующих ценах. Ценные и базисные индексйО. Взаимосвязь индексов. Практические занятия 1 Исчисление экономических индексов. Самостоятельная работа Вычисление взаимосвязей индексов - а Щ Раздел 8. Разделы статистик^ jj 1 Содержание учебного материала Щ Понятие состава продукции промышленности, cjpльского хозяйства, строительства, транспорта и связи. Основные показатели га юмышленной продукции (вало1 вая, товарная, реализованная, нормативно-чистая . Понятие издержек производства и обращения. Содержание учебного материала | Понятие предмета и метода демографии (населения), объект демографии. Опре Тема 8.2. деление постоянного наличного населения. Естественное и механическое движе Демографическая 1 статистика ние населения (прирост или убыль). Понятие трудоспособного возраста населе ния. Расчет уровня жизни населения. ■ЯСамостоятельная работа Ш j| Тема 8.1 Статистика продук ции. Издержки произ водства и обращения 1 1 4 2 4 3 OKI,2,3,4,5 ЛР 14,17,20,24 6 Раздел 7. Экономические индексы Тема 7.1. Понятие и виды индексов OKI,2,3,4,5 ЛР14,17,20,24 6 1 1 с с .• 4 2 2 3 OKI,2,3,5,6,7 ПК2.5, 2.1 ЛР13,14,15,16,20,23,24.=,25 11 2 1 в с i 2 2 4 8 Подготовка сообщения «Демографическая статистика РФ за последние годы». Содержание учебного материала Показатели рынка труда и его задачи, содержание рынка труда (экономически Тема 8.3. активное население, структурная занятость по отраслям и профессиям). Показа Статистика трудовых 1 тели использования рабочего времени. Показатели занятости и безработицы. Ба ресурсов ланс трудовых ресурсов. Среднесписочная численность работников. Содержание учебного материала Значимость страхования в период развития рыночных отношений. Понятие стра Тема 8.4. Страховая статистика 1 хового фонда. Экономическая категория страхования. Личное, имущественное страхование. Риск и страхование. Всего: 2 1 2 1 48 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения: 1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством) 3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 9 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Статистика» Оборудование учебного кабинета: Компьютеры 13 шт к Технические средства обучения: - мультимедиа, аудиовизуальные, интернет, СПС «Гарант». 3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, " Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Основные источники: „^ ш .. ,__ 1) Статистика : учебное пособие СПО / В.Н. Салин,— М. : КноРус, 2019. (электронная библ-ка) 2) Мхитарян, B.C. Статистика: учебник для СПО.- М.: Академия, 2015 3) Макарова, Н.В. Статистика в Exel. - М: Академия, 2006 I ; j Дополнительные источники: 1. Береславская, В.А. Теория статистики: Учебное пособие/Береславская В.А., СтрельниковаН.М., Хинканина Л.А. - Йошкар-Ола: МарГТУ, 2008. - 136 с. 2. Ефимова, М.Р. Общая теория статистики: Учебник/ Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. - 2е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 416 с. 3. Рудакова, Р.П. Статистика/ Рудакова Р.П.,' Букин Л.Л., Гаврилов В.И. 2-е изд. - .СПб.: Питер, 2007 288 с.: ил. 1. Салин, В.Н. Система национальных счетов: Учеб. пособие./ Салин В.Н., Кудряшова С.И. - М.: Фи нансы и статистика, 2006. - 272 с. 2. Салин, В.Н. Курс теории статистики для подготовки специалистов финансово-экономического про филя: учебник/ Салин В.Н., Чурилова Э.Ю. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 480 с.: ил. 3. Социальная статистика: Учебник / Под ред. чл.-кор. РАН И.И. Елисеевой. - 3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2008. - 480 с.: ил. 4. Социально-экономическая статистика: Практикум: Учеб. пособие / Под ред. Салина В.Н., Шпаковской Е.П. - М.: Финансы и статистика, 2006. —192с. 5. Статистика: Учеб. пособие / Багат А.В., Конкина М.М., Симчера В.М. и др.; Под ред. В.М. Симчеры. М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с.: ил. 6. Статистика: Учеб. пособие / Харченко Л.П., Ионин В.Г., Глинский В.В. и др.; Под ред. канд.экон. наук, проф. В.Г. Нонина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 445 с. 7. Теория статистики: учебник/Ш мойловаР.А., Минашкин В.Г., СадовниковаН.А., Шувалова Е.Б.; под ред. Шмойловой Р.А. - 5-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 656 с.: ил. 8. Статистика: Учебник/ Толстик Н.В., Матегорина Н.М. -Изд.4-е, допол. и перераб.- Ростовн/Д:Фе никс, 2007.-344 с. 1 Интернет-ресурсы: http://statistika.ru/ 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе про ведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных зада ний. - - - - - - - Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки ре (освоенны е умения, усвоенны е зультатов обучения знания, ПК, ОК, ЛР) — У1 собирать и обрабатывать информацию, не обходимую для ориентации в своей профес сиональной деятельности; — У2 оформлять в виде таблиц, графиков и диа грамм статистическую информацию; — УЗ исчислять основные статистические пока затели; — У4 проводить анализ статистической инфор мации и делать соответствующие выводы; j — 31 законодательную базу об организации гос Оценка выполнения практического занятия ударственной статистической отчетности и Решение ситуационных задач ответственности за нарушение порядка ее представления; — 32 современную структуру органов государ ственной статистики; — 33 источники учета статистической информа ции; ' — 34экономико-статистические методы обра ботки учетно-статистической информации; — 35 статистические закономерности и дина мику социально-экономических процессов, происходящих в стране. ОК 1. П онимать сущ ность и социальную зна чимость своей будущ ей профессии,‘прояв лять к ней устойчивый интерес. ОК 2. О рганизовывать собственную деятель ность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оце нивать их эффективность и качество. ОК 3. П ринимать реш ения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них от ветственность. ОК 4. Осущ ествлять поиск и использование Решение ситуационных задач информации, необходимой для эффектив Оценка выполнения практического занятия ного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. И спользовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональ ной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эф фективно общ аться с коллегами, руковод ством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий - ПК 1.5. Осуществлять формирование и хра,дел...полунат?лей .иенсий, .пособий и жжяеятю. sm,v,:,пение. s других социальных выплат ПК 2.1. Поддерживать базы данных получа:. г телей пенеийу -пособий, компенсаций и дру? гих социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии ш Решение ситуационных задач ЛР 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонима ния, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности ЛР 14. Проявляющий сознательное отно шение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности ЛР 15. Проявляющий гражданское отно шение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в ре шении общественных, государственных, общенациональных проблем ЛР 16. Умение реализовать лидерские ка чества в профессиональной деятельности ЛР 17. Стрессоустойчивость, коммуника бельность ЛР 18. Осознающий значимость всех форм собственности, готовность к защите своей собственности Решение ситуационных задач ЛР 19. Открытый к текущим и перспектив Оценка выполнения практического занятия ным изменениям в мире труда и профессий ЛР 20. Способный к трудовой профессио нальной деятельности как к возможности участия в решении личных, обществен ных, государственных, общенациональ ных проблем ЛР 21. Осознающий потребность в труде, уважении к труду и людям труда, трудо вым достижениям, добросовестное, ответ ственное и творческое отношение к раз ным видам трудовой деятельности ЛР 22. Мотивация к самообразованию и развитию ЛР 23. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению раз нообразных социальных ролей, востребо ванных бизнесом, обществом и государ ством ЛР 24. Готовый к профессиональной кон куренции и конструктивной реакции на критику________________________________ - J1P 25. Сохранение традиций и поддержа ние престижа своей образовательной орга низации 1 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ* № п/п № пункта рабочей программы Дата внесения изменений и дополне ний До внесения из менений и дополнений После изменений и дополнений Дата и № прото кола рассмотрения цикловой комис сией Дата и № про токола рас смотрения ме тодическим советом/ педа гогическим со ветом I *лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном ли сте (с новой страницы) I