Министерство образования и молодежной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» УТВЕРЖДАЮ: : Директор ГДПОУ СО | «Камышловский гуманитарнотехно^бгическии техникум» J i'.'E. Бочкарева 7 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ к ОПД.17 «АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕСС» для специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» Форма обучения - очная Срок обучения 2 года 10 месяцев У ровень освоения: базовый Камышлов, 2022 Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (Приказ МОН РФ от 12.05.2014 г. N 508 «Об утверждении ФГОС СПО по специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения»). Учебная дисциплина «Арбитражный процесс» относится к вариативной части профессионального цикла и направлена на выработку умений применения в практической деятельности полученных знаний и норм арбитражного процессуального права при разрешении споров между различными субъектами в сфере предпринимательской деятельности и экономических отношений. Разработчик: Чудинова Елена Васильевна - преподаватель высшей квалификационной категории Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» Рассмотрена на заседании предметной' (цикловой) комиссии педагогических работников Д СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР 2 СОДЕРЖАНИЕ - i. 1. Паспорт программы учебной ди сц и п ли н ы .......................................................................... 4 2. Структура и содержание учебной дисц ип лин ы ................................................................. 7 * 3. Условия реализации программы учебной дисц и пли ны ................................................... 13 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной ди сц ип ли н ы ................................... 15 ■I. 18 5. Лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу................................. i i В 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения программы: Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01. «Право и организация социального обеспечения». Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке, в которых предусмотрено освоение знаний и умений в области арбитражного процесса. » 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Арбитражный процесс» является общепрофессиональной дисциплиной профессионального цикла. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: Целью преподавания курса «Арбитражный процесс» является приобретение студентами необходимых теоретических и практических знаний в области арбитражного законодательства. В процессе преподавания учебной дисциплины и самостоятельного изучения её студентами на основе комплексного подхода к обучению должны решаться следующие задачи: образовательная вооружить студе'нтов знаниями по арбитражному процессу, определяющему основы обеспечения в Российской Федерации права на защиту интересов юридических и физически лиц; - практическая - выработать у студентов навыки и умения по применению в практической деятельности полученных знаний арбитражного процесса; - воспитательная - формировать у студентов убеждённость в том, что вопросы правового регулирования споров в арбитражном процессе относятся к числу важных в социальноэкономической жизни. В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: применять на практике нормы арбитражно-процессуального права; составлять различные виды арбитражно-процессуальных документов; применять нормативные правовые ак^ы при разрешении практических ситуаций; анализировать правовое содержание институтов арбитражного процессуального законодательства, их особенности, содержание правовых актов арбитражного процесса и применять их положения на практике. 4 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации; порядок судебного разбирательства, обжалования, исполнения и пересмотра постановлений арбитражных судов' формы защиты прав граждан и юридических лиц в сфере экономической деятельности; виды и порядок арбитражного судопроизводства; - основные стадии арбитражного процесса; - понятие арбитражных правоотношений; - предмет, метод, источники арбитражного процессуального права; - систему арбитражных судов; - формы реализации прав физических и юридических лиц на судебную защиту; ! правила судебной защиты нарушенных прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. 1.4. Результатом освоения дисциплины является определенный этап сформированное™ следующих профессиональных и общих компетенций: Код Наименование компетенций ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственно сть. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы. ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению. 1.5 Результатом освоения дисциплины является достижение обучающимися следующих личностных результатов: Код Наименование личностного результата ЛР 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности JIP 14. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности JIP 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем JIP 16. Умение реализовать лидерские качества в профессиональной деятельности JIP 17. Стрессоустойчивость, коммуникабельность JTP 18. Осознающий значимость всех форм собственности, готовность к защите своей собственности А JIP 19. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий JIP 20. Способный к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем JIP 21. Осознающий потребность в труде, уважении к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности JIP 22. Мотивация к самообразованию и развитию JIP 23. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством JIP 24. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику JIP 25. Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации 1.6. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: в максимальной учебной нагрузки обучающегося- 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 32 часа; самостоятельной работы обучаю щ егося-16 часов. 6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Объем часов Максимальная учебная нагрузка (всего) 48 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 32 в том числе: практические занятия 6 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 16 Итоговая аттестация по текущей успеваемости I 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа Наименование разделов и тем Обьем часов Уровень освоения Обучающихся ОК 3-9,12; ПК 1.1; ЛР 1325 48 Тема 1. История становления арбитражных судов в России. Система, задачи и функций арбитражных судов Формируемые ОК, ПК, ЛР Содержание учебного материала Становление и развитие арбитражных судов в России. Современная судебная система в Российской Федерации. Задачи и функции арбитражного процесса. Разрешение коммерческих споров за рубежом. Влияние международного права на экономическое правосудие в России. 2 2f' п Самостоятельная работа работа с положениями ФКЗ «О судебной системе РФ» и ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ», оставление схем, отражающих систему арбитражных судов РФ, структуру ВАС РФ, ФАСО, телляционных арбитражных судов и арбитражных судов субъектов. Тема 2. Понятие и предмет арбитражного процессуального права. Источники и принципы арбитражного процессуального 2 Содержание учебного материала Арбитражный процесс, его понятие и стадии. Предмет арбитражного процессуального права. Соотношение арбитражного процессуального права с иными отраслями российского законодательства. Источники арбитражного процессуального права. Организационные (судоустройственные) и функциональные (судопроизводственные) принципы арбитражного процессуального права. 2 3 . .- , ;• Принципы законности, отправления правосудия арбитражным судом, 8 права независимости судей арбитражного суда, равенства организаций и граждан перед законом и судом, гласности, государственного языка арбитражного судопроизводства. 11 Принципы диспозитивности, состязательности, процессуального равноправия сторон, сочетание устности и письменности в процессе|1непосредственности. Самостоятельная работа | Ц V 1 2 Ipoeecmu сравнительный анализ принципов арбитражного и гражданского процессуального права. Ц Содержание учебного материала Тема 3. Подведомственность и подсудность дел арбитражных судов. Участники арбитражного процесса Понятие компетенции арбитражного суда. Основные критерии подведомственности дел. Виды подведомственности арбитражным судам. Коллизии подведомственности и порядок их разрешения. Подсудность дел ]йтарбитражным судам (понятие и виды). Процессуально-правовые последствия несоблюдения правил, подсудности. Участники арбитражного процесса. Представительство. _ v Щ .. _ Практическое занятие 1 к г ш 3 2 0 •Г Решение задач и практических ситуаций по вопрюсам темы (определение подведомственности и подсудности дел, правового с т а н с а участников арбитражного процесса, представителей). Деловая играЩ (•’ р Самостоятельная работа Г- Э ! ’;! | Ц ? ш Исследование судебной практики по вопросам темы. Подготовка к практическому занятию Тема 4. Иск в арбитражном процессе. Доказательства и доказывание. Обеспечительные меры в арбитражном процессе. Судебные 4 Содержание учебного материала 2 | Исковая форма защиты прав в арбитражном процессе. Понятие иска, его элементы и виды. f, Понятие доказательств, их классификация, относимостЦи допустимость средств доказывания. Доказывание в арбитражном процессе и егр стадии. Субъекты и объекты доказывания. Распределение обязанностей по жжазыванию. Виды доказательств и их значение. Обеспечение доказательств'. Осмотр и исследование I II \■1 4 •Д -v,;••] 3 9 доказательств. Оценка достоверности и достаточности доказательств и её правила. Судебные поручения в арбитражном процессе. расходы •• ■ : Понятие и значение обеспечительных мер. Классификация и признаки обеспечительных мер. Обеспечение иска. Порядок применения обеспечительных мер. Исполнение определения суда об обеспечении иска. Возмещение убытков, причинённых неисполнением мер обеспечения иска. Защита ответчика против обеспечительных мер. Понятие и виды судебных расходов. Государственная пошлина, её размеры, порядок уплаты. Освобождение от уплаты государственной пошлины и возврат. Издержки, связанные с рассмотрением дела в арбитражном суде. Распределение судебных расходов между сторонами. Отсрочка, рассрочка и уменьшение размера судебных расходов. Судебный штраф. Практическое занятие - . ;. • ■ 2 Решение задачи практических ситуаций по вопросам темы (определение вида, предмета, фактического и правового основания иска в арбитражном процессе; определение обеспечительных мер арбитражного суда; определение размера государственной пошлины с использованием НК РФ) • Ц ': «■ 100 ш рП -■ Самостоятельная работа °абота с АП К РФ, Н К РФ (размеры государственной пошлины при обращении в арбитражные суды), доставление искового заявления в арбитраэ/сный суд. Подготовка к практическому занятию. Тема 5. Процессуальные сроки. Судебные извещения. Прим ирительные процедуры. Мировое соглашение , 3 ; • ,, . . .. • : . • . Содержание учебного материала Понятие, виды и значение процессуальных сроков. Порядок исчисления, приостановления, восстановления и продления процессуальных сроков. Основные процессуальные сроки. Судебные извещения. Последствия пропуска процессуальных сроков. Непредставление отзыва на исковое заявление. ■ Уу- . ■". ■. Г' ' ' . :' , ' . . - 2 , Способы (меры) примирения сторон судом. Сущность мирового соглашения. Форма, содержание и порядок заключения мирового соглашения. Утверждение мирового соглашения. 10 Самостоятельная работа 3 Составление отзыва на исковое заявление, разработка проекта мирового соглашения Содержание учебного материала Тема 6. Судебное разбирательство в арбитражном суде. Судебные акты арбитражного суда Судебное разбирательство в арбитражном суде первой инстанции. Протоколирование судебного заседания. Судебные прения. Определения арбитражного суда, их понятие, виды и законная сила. Постановления арбитражного суда, понятие и виды. Решения арбитражного суда. Основные требования, предъявляемые к судебному решению. Формы окончания судебного разбирательства без вынесения судебного решения. Практическое занятие 6 3 | 2 Решение задач и практических ситуаций по вопросам темы (анализ правильности соблюдения норм АПК РФ при проведении судебного заседания и вынесении решений и определений арбитражным судом) и !.......- ............ Самостоятельная работа 2 Исследование судебной практики по вопросам темы. Подготовка к практическому занятию Тема 7. Производство в судах апелляционной и кассационной инстанций. Пересмотр судебных актов в порядке надзора. Исполнение судебных актов арбитражных судов \ Содержание учебного материала Инстанционность в арбитражном процессе. Основные системы пересмотра судебных актов в арбитражном процессе. Понятие апелляционного производства в арбитражном процессе. Право апелляционного обжалования и его субъекты. Производство в апелляционной инстанции и её полномочия. Основания к изменению или отмене решения в апелляционном порядке. Постановление апелляционной инстанции. Понятие кассационного производства в арбитражном процессе. Право кассационного обжалования и его субъекты. Производство в кассационной инстанции и её полномочия. Основания к изменению или отмене решения в кассационном порядке. Постановление кассационной инстанции. Характеристика производства в порядке надзора как стадии арбитражного процесса. Объект проверки в порядке надзора. Порядок принесения заявления и ' 6 3 1 к 11 представления в порядке надзора. Стадии надзорного производства. Сроки рассмотрения. Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по пересмотру дел в порядке надзора. Общие правила исполнительного производства. Самостоятельная работа 1одготовка апелляционной жалобы на решение арбитражного суда. Работа с положениями ФЗ «Об хполнителъном производстве» Всего: 2 48 12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ ЗЛ. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению t Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета дисциплин права. Оборудование учебного кабинета: - посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; л. шкафы для хранения дидактических материалов; , Технические средства обучения: - 3.2. компьютер с лицензированным программным обеспечением; экран и мультимедиапроектор. I Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы Нормативно-правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 г. (в последней редакции) 2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе в Российской Федерации» (в последней редакции) 3. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. №1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в последней редакции) 4. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. №95-ФЗ (в последней редакции) 5. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. №100-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» 6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в последней редакции) 7. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. №138-Ф3 (в последней редакции) 8. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в последней редакции) Перечень рекомендуемых учебных изданий Основные источники: 13 -i. 1. Власов, А. А. Арбитражный процесс Российской Федерации : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Власов. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 236 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-04678-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492328 2. Власов, А. А. Арбитражный процесс России : учебник и практикум для среднего профессионального образования / А. А. Власов, Н. А. Сутормин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 387 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5534-13558-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/496558 Дополнительные источники: 4. Фомичева, Р. В. Меры по обеспечению исполнения решений в арбитражном процессе : учебное пособие для вузов / Р. В. Фомичева ; под редакцией Т. А. Григорьевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 172 с. — (Высшее образование)."— ISBN 978-5534-11007-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/495415 j Информационные справочно-правовые системы: «КонсультантПлюс», «Гарант» или другие. Интернет-ресурсы: http:// www.minjust.ru/ http:// www.vsrf.ru/ http://www.arbitr.ru/ 14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, устного и письменного опроса, тестирования по основным темам курса Результаты обучения Формы и методы контроля и оценки (освоенные умения, усвоенные знания, ОК, ПК, ЛР) результатов обучения 1 Умения: - применять на практике нормы арбитражно процессуального права; Решение правовых задач с использованием - составлять различные виды арбитражно АПК РФ, иных нормативно-правовых процессуальных документов; актов и судебной практики - применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций. Знания: - Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации; - порядок судебного разбирательства, обжалования, исполнения и пересмотра постановлений арбитражных судов; - формы защиты прав граждан и юридических лиц в сфере экономической деятельности; 1 Решение правовых задач с использованием АПК РФ, иных нормативно-правовых актов и судебной практики | Составление арбитражно-процессуальных документов - виды и порядок арбитражного судопроизводства; - основные стадии арбитражного процесса АПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты Решение правовых задач с использованием АПК РФ, иных нормативно-правовых актов и судебной практики ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и Решение правовых задач с использованием 15 Составление арбитражно-процессуальных документов d. АПК РФ, иных нормативно-правовых актов и судебной практики принимать решения в нестандартных ситуациях и нести за них ответственность Составление арбитражно-процессуальных документов ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития Решение правовых задач с использованием АПК РФ, иных нормативно-правовых актов и судебной практики Составление арбитражно-процессуальных документов X Решение правовых задач с использованием АПК РФ, иных нормативно-правовых актов и судебной практики ОК 5. Использовать информационно коммуникационные технологии в профессиональной деятельности Составление арбитражно-процессуальных документов ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями Решение правовых задач в ходе деловой игры с использованием АПК РФ, иных нормативно-правовых актов и судебной практики ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий ' Решение правовых задач в ходе деловой игры с использованием АПК РФ, иных нормативно-правовых актов и судебной практики ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Решение правовых задач с использованием АПК РФ, иных нормативно-правовых актов и судебной практики ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы Решение правовых задач с использованием АПК РФ, иных нормативно-правовых актов и судебной практики • ОК 12. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению Hl VSVJ I h l а т П М Н И Л Н С Н И М (Ш Ш НИИ >. 1 J1P 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности Решение правовых задач в ходе деловой игры с использованием АПК РФ, иных нормативно-правовых актов и судебной н о п м а т и к н о - н в а в о в ы х а и и в иш унсм им издяз практики Решение правовых задач в ходе деловой игры с использованием АПК РФ, иных нормативно-правовых актов и судебной практики 16 J1P 16. Умение реализовать лидерские Составление арбитражно-процессуальных качества в профессиональной деятельности документов JIP 17. Стрессоустойчивость, коммуникабельность ЛР 18. Осознающий значимость всех форм собственности, готовность к защите своей собственности JIP 23. Самостоятельный и ответственный в принятии решений во всех сферах своей деятельности, готовый к исполнению разнообразных социальных ролей, востребованных бизнесом, обществом и государством JIP 24. Готовый к профессиональной конкуренции и конструктивной реакции на критику JIP 25. Сохранение традиций и поддержание престижа своей образовательной организации JIP 14. Проявляющий сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности JIP 15. Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем ЛР 19. Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий ЛР 20. Способный к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем , ЛР 21. Осознающий потребность в труде, уважении к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности ЛР 22. Мотивация к самообразованию и развитию 1 Решение правовых задач с использованием АПК РФ, иных нормативно-правовых актов и судебной практики Составление арбитражно-процессуальных документов 1 17 5 ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ* № п/п № пункта рабочей программы Дата внесения изменений и дополнений До внесения изменений и дополнений После изменений и дополнений Дата и № протокола рассмотрения цикловой комиссией Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом *лист изменений и дополнений, внесённых в рабочую программу, располагается на отдельном листе (с новой страницы) А| 18