Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологическрй техникум» , I УТВЕРЖДАЮ: Директор ГДНОУ СО Приказ №352а —ОД от 05.07. 2022 т. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ДУ.02 Информатика общеобразовательного цикла основной образовательной программы 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» профиль обучения: социально-экономический г. Камышлов, 2022 Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ» Председатель у/ f / JI.A. Цытыркина W СОГЛАСОВАНО: ЗаместйЫдь директора по УПР / __ Н.А. Польдяева --------(7 ^ -------------- 1-----СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УМР l A L i t y j / Т.А. Мадыгина Составитель: Чуркина Анна Тимофеевна - преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ СО «КГТТ» Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной образовательной программы с получением среднего общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ФГОС СОО, а также с учётом требований ФГОС СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.................................................................................................................4 2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ....................................................11 3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА...................12 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА............................................. 15 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА....................... 19 6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В ПРОГРАММУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебного предмета «Информатика» разработана на основе: федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее - ФГОС СОО); S примерной основной образовательной программы среднего общего образования (далее - ПООП СОО); федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» ■S примерной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» социально-экономического профиля (для профессиональных образовательных организаций); S учебного плана по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»; S рабочей программы воспитания по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения». Программа учебного предмета «Информатика» разработана в соответствии с Концепцией преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования, Российской утвержденной Федерации от распоряжением 30.04.2021 № Министерства Р-98, на просвещения основании письма Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136 «О направлении методик преподавания». Содержание рабочей разработано на основе: программы по предмету «Информатика» синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных, предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом профильной направленности специальности. Содержание программы образовательной дисциплины направлено на достижение следующих целей и задач: • формирование у обучающихся представлений о роли информатики и инфор мационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном обществе, понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете; • формирование у обучающихся умений осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; » формирование у обучающихся умений применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, средствами информатики, в том числе при изучении других дисциплин; • развитие у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов; • приобретение обучающимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной, деятельности; • приобретение обучающимися знаний этических аспектов информационной деятельности и глобальных информационных коммуникаций в глобальных сетях; осознание ответственности людей, вовлеченных в создание и использование информационных систем, распространение и использование информации; » владение информационной культурой, способностью анализировать и оценивать информацию с использованием ИКТ, средств образовательных и социальных коммуникаций. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы: Учебная дисциплина «Информатика» является учебной дисциплиной общеобразовательного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения». 1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины: Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 10. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда. OK 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения Содержание общеобразовательной дисциплины «Информатика» (базовый уровень) направлено на достижение всех личностных (далее - ЛР), метапредметных (далее - МР) и предметных (далее - ПР) результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом примерной основной образовательной программой среднего общего образования (ПООП СОО). ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности ЛР 10 - Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой ЛР 15 - Проявляющий гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем Метапредметные результаты отражают: - умение определять цели, составлять планы деятельности и определять сред ства, необходимые для их реализации; - использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно исследовательской и проектной деятельности с использованием инфор мационно-коммуникационных технологий; - использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов; - использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет; - умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах; - умение использовать средства информационно-коммуникационных техноло гий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представ ляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий; Предметные результаты на базовом уровне отражают: - сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире; - владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов фор мального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы; использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки; владение способами представления, хранения и обработки данных на ком пьютере; владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах; сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими; сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных кон струкций языка программирования; сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средства ми информатизации; понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам; применение на практике средств защиты информации от вредоносных про грамм, правил личной безопасности и этики работы с информацией и средствами коммуникаций в Интернете. Примерные темы монологических выступлений (докладов), индивидуальных проектов 1) Облачные технологии. 2) Электронная коммерция и реклама в сети Internet. 3) Применение в цифровой электронике двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления. 4) Развитие стандартов кодирования сообщений электронной почты. 5) Соробан - любимые счеты японцев. 6) Токарный станок или механический компьютер. 7) Использование компьютера для исследований функций и построения графиков. 8) Построение графиков кривых в Microsoft Excel. 9) Криптографические методы защиты информации 10) Создание тематического сайта. 11) Использование редакторов векторной графики для построения сечений многогранников 12) Создание сайта "Нобелевские лауреаты в области информатики" 13) Создание сайта "Информатика как искусство" 14) Сравнение мобильных платформ ОС iOS и Андроид. 15) Способы увеличения быстродействия компьютера. 16) Кейс-технологии как основные средства разработки программных систем 17) Сканирование и системы, обеспечивающие распознавание символов. Перечень мероприятий (в соответствие с календарем памятных и знаменательных дат) 1. 2. 3. 4. 5. 12-13 сентября - День программиста 19 сентября - День рождения смайлика 30 сентября - День Интернета в России 26 ноября - Всемирный день информации 30 ноября -Международный день защиты информации (Computer Security Day) 6. 04 декабря - День рождения российской информатики 7. последнее воскресенье января - Международный день БЕЗ Интернета 8. второй вторник февраля - День безопасного Интернета (Safer Internet day) 9. 12 марта - День свободы слова в Интернет 10.07 апреля - День рождения Рунета 11.17 мая - Всемирный день информационного сообщества 2. ОБЪЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ Вид учебной работы Объем образовательной программы учебного предмета Объем в часах 138 Основное содержание в т. ч.: теоретическое обучение 30 лабораторные/практические занятия 62 Самостоятельная 46 Профессионально ориентированное содержание в т. ч.: теоретическое обучение лабораторные/практические занятия Форма контроля текущий контроль 1 4 1 4 17 5 12 8 о J 1 2 2 Решение задач по образцу ОК4, МР02 8 2 4 2 Работа с конспектом ОК5ДР7. МР03.ПРБ2 2 2.1 .Представление и обработка информации 2.2.Алгоритмизация и программирование Информационная деятельность человека Виды самостоятельной работы теория Введение 1. Информационная дея тельность человека 2. Информация и информа ционные процессы Коды общих компетенций и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы всего Наименование разделов и тем Лабораторные и практические занятия Количество аудиторных часов Самостоятельная работа студента 3. СОДЕРЖАНИЕ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Конспект 0K2,J1P2, МР01Д1РБ1 5 5 1 4 2 2.3.Компьютерные Модели учебником Работа с конспектом ОКЗ.ЛР15, МР03.ПРБ2 5 2.4. Реализация основных информационных процессов с помощью компьютеров 3. Средства информационных и коммуникационных технологий 5 1 2 2 18 0 18 6 4 4 2 4 4 2 3.1 Архитектура компьютеров. 3.2.Компьютерные сети учебником Решение задач по образцу Работа с литературо й, подготовка сообщений Работа с конспектом (ЖЗ,ЛР7.,МР06.П РБ4 ОК2, МР 02.ПРБ7 ОК2, МР 02.ПРБ 3,ПК 1.4, ПК 3.5 5 3.3 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная 6 4 2 учебником Работа с конспектом ОКЗ,ЛРЮ, МР04, ПРБ4 5 учебником 12 защита 3.4. Информационная дея тельность человека 3.4.1. .Разработка способов и методов представления информации 3.4.2. технологии решения задач с использованием компьютеров 1 семестр ОК5, JIP15. МР06.ПРБ09 Решение задач по образцу 4 2 10 40 2 семестр 3. Средства информационных 8 6 коммуникационных технологий 2 2 30 16 2 10 и 4 3.1 Архитектура компьютеров. 2 2 4 2 4 3.2.Компьютерные сети 3.3 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита 4. Технологии создания и преобразования информаци онных объектов 4.1.Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов 4.2. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных. Системы статистического учета (бухгалтерский учет, планирование и финансы, статистические исследования) 4.3. Представление об организации баз данных и системах управления базами данных. 4.4. Представление о программных средах компьютерной графики и черчения, мультимедийных средах 2 2 ОК2. МР02.ПРБ07 Работа с литературо й, подготовка сообщений ОК2, Работа с МР02.ПРБ03, конспектом ПК 2.1 учебником ОКЗ,ЛРЮ, Работа с конспектом МР04.ПРБ09 5 учебником 26 8 18 10 6 2 4 4 Работа с конспектом ОК5, ЛР15, МР06.ПРБ09 5 учебником 6 2 4 ОК5, ЛР15,МР06.ПРБ0 5, ПК2.1 2 Решение задач по образцу 8 2 6 2 Работа с литературо ОК5, ЛР15,МР06. ПРБОб й , 6 2 4 2 подготовка сообщений Работа с литературо й, подготовка сообщений ОК5, ЛР15.МР06. ПРБ10 5. Телекоммуникационные технологии 5.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. 5.2. Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях 5.3. Примеры сетевых информационных; систем для различных; направлений профессиональной деятельности 2 семестр Итого 18 6 12 10 6 2 4 2 4 4 4 8 4 4 4 52 92 20 30 32 62 30 46 Работа с литературо й, подготовка сообщений Работа с литературо й, подготовка сообщений Работа с литературо й, подготовка сообщений ОК4. JIP15,MP06, ПРБ10 ОК4, ЛР15. МРОЗДРБЮ ОК5, ЛР 15, МР03.ПРБ10 4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 1.1. П лощ адь кабинета - 63,3 1.2. Количество мест д ля обучаю щ ихся - 13 1.3. Рабочее место д ля преподавателя (мастера производственного обучения) - 1 1.4. Средства техники безопасности и противопож арное оборудование (количество, периодичность обновления, ТО и т.д.): - О гнетуш итель 1 шт. - автоматическая система оповещ ения - аптечка 1 шт. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА (средства обучения по дисциплине/ПМ) Технические средства. Материальные ценности Количество Наименование № пп 13 1 Конфигурация системного блока 2 п 3 № пп 1 2 о Э 4 5 6 1. Процессор Pentium Dual-Core CPU 2. ОЗУ - 2 гигабайта 3. Жесткий диск 320Гбайт Мониторы: LG flatiron L 1942SE Принтер: Samsung ML- 1210 13 1 Оформление постоянное Наименование Стенд: «Техника безопасности» Стенд «Единицы измерения информации» Стенд «Знакомство с клавиатурой» Стенд «Компьютер и информация» Стенд «Компьютер и безопасность» Стенд «Двоичная система счисления» Количество 1 1 1 1 1 1 Информационное обеспечение обучения Литература для студентов 1. Семакин, И.Г. Информатика. Базовый уровень. 10 кл.: учебник. - М.: БИНОМ,2019 2. Семакин, И.Г. Информатика. Базовый уровень. 11 кл.: учебник. - М.: БИНОМ,2019 3. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2-х т. Т.1 -М.: БИНОМ,2018 4. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум: в 2-х т. Т.2 -М .: БИНОМ,2020 5. Матвеева, А.Г Информационная культура. Ч. 1, 10-11кл. Учебное пособие. - М.: Академия, 2019 6. Матвеева,А.Г. Информационная культура.Ч.2, 10-11кл.: учебное пособие. - М.: Академия,201 7. Гейн, А.Г. Информатика: учебное пособие для 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2001 8. Виноградов, Ю.Н. Математика и информатика: учебник для студентов СПО. - М.: Академия, 2018 9. Шафрин, Ю.А. Информационные технологии. В 2-х ч. 4.2 - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2019 Литература для преподавателя 1) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционнами законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4, — Ст. 445. 2) Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12. 2012 № 273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-Ф3, от 25.11.2013 № 317-Ф3, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-Ф3, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ, в ред. От 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016. 3) Приказ Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1645 « О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования». 4) Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. N1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N413". 5) Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з). 6) Грацианова Т. Ю. Программирование в примерах и задачах : учебноепособие — М. : 2016. 7) Мельников В.П. , Клейменов С.А. , Петраков А.В. Информационная безопасность: Учебное пособие / под ред. С.А. Клейменова. - М.: 2013 8) Новожилов Е.О. , Новожилов О.П. Компьютерные сети: учебник. - М.: 2013 9) Парфилова Н. И. , Пылькин А. Н. , Трусов Б. Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б. Г. Трусова. - М.: 2014 10) Цветкова М.С., Великович Л.С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014. 11) Цветкова М.С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014. Шевцова A.M., Пантюхин П.Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб.пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., Интернет-ресурсы www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов). www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»). www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информа ционным технологиям). 5. http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании). 6. www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика.Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»). 7. www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»). 8. www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»). 9. www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Фе дерации). 10. www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения). 11. www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux). 12. www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «OpenOffice.org: Теория и практика 1. 2. 3. 4. 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Наименование образовательных результатов ФГОС СОО (предметные результаты - ПР ) ПР61 сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире; ПР62.владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы; ПР63.использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки; ПР64. владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере; ПР65.владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах; прббсформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими; пРб7-сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса); прб8-владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования; прбэ-сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; ПР610- понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам; ПР611- применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, правил личной безопасности и этики работы с инфор мацией и средствами коммуникаций в Интернете. Методы оценки Устный опрос, тестирование Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Тестирование Устный опрос Практическая работа 6. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ* № п/п 1 2 № пункта Дата До рабочей внесения внесения программы изменении изменении и и дополнений дополнений После изменений и дополнении Дата и № протокола рассмотрения цикловои комиссией Дата и № протокола рассмотрения методическим советом/ педагогическим советом