Министерство образования и молодёжной политики
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
..^"^Т В ЕРЖ Д А Ю :
^ '-
ДиректоратАПОУ СО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.02 «ИСТОРИЯ»
для специальности СПО
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
Форма обучения - очная
Срок обучения - 2 года 10 мес.
на базе основного общего образования
Профиль получаемого профессионального образования:
социально-экономический
Камышлов, 2023
1
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государ
ственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образо
вания 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и примерной программы по
дисциплине ОГСЭ.02 «История», рекомендованной ФГУ «Федеральный институт развития об
разования» в качестве примерной программы для использования образовательными учрежде
ниями при разработке программы учебной дисциплины «История» (разработчик Рыжов А. Н.,
канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики МИГУ).
Разработчик: Казанцева Ольга Михайловна, преподаватель высшей квалификационной кате
гории ГАПОУ СО «КГТТ»
Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников
ппосЬессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ»
СОГЛАСОВАНО:
СОГЛАСОВАНО:
2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
10
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
11
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ 11 ДОПОЛНЕНИИ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ
ПРОГРАММУ
3
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения програм м ы :
Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки спе
циалистов среднего звени в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и ор
ганизация социального обеспечения.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про
граммы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе
осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти
XX - начала XXI вв.
Задачи:
- рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX
-н а ч а л а XXI вв.;
- показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на
развитие современной России;
- сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
- показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в
современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в
России и мире;
- выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических,
политических и культурных проблем;
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце
XX - начале XXI в.;
- основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политиче
ского и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО. ЕС и других организаций и основные направления их деятельно
сти;
- о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государ
ственных традиций:
содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и реги
онального уровня.
1.4. Планируемы результаты освоения дисциплины
Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:
OK 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, прояв
лять к ней устойчивый интерес
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них от
ветственность
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной
4
OK 8
ОК 9
деятельности
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 12 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:
теоретические занятия
семинарские занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Объем часов
60
48
42
6
12
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта
5
Н аим енование разделов и тем
Объем
часов
т с/ с/з
р
42
1
Развитие С СС Р si его место в мире в 1980-е гг.
1.1
Основные тенденции разви ти я СССР к 1980-м гг.
Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу
1980-х гг. Особенности идеологии и национальной и социальноэкономической П О Л И П 1К11.
Культурное развитие народов Советского Союза и русская куль
тура
Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государ
ствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира».
Самостоятельная работа
Мини - сочинение «Хочу ли я жить в Советском Союзе»
Используя средства Интернет, сделайте хронологическую под
борку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Про
комментируйте полученный результат.
Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй
половине 80-х г.
Политические события в Восточной Европе во второй половине
80-х гг
Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных
процессах в СССР.
Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Феде
рация как правопреемница СССР.
Контрольная работа иРоссия - суверенное государство: прио
ритеты и потери»
Самостоятельная работа
Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события
«балканского кризиса» 1998-2000 гг.
Национальные конфликты в мире: сходства и различия.
Россия и мир в конце XX - начале XXI века.
1-2
3-4
5-6
1.2
7-8
9-10
11-12
13-14
2
2.1
15-16
17-18
19-20
2.2
Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века.
Локальные национальные и религиозные конфликты на простран
стве бывшего СССР в 1990-е гг.
Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в раз
решении конфликтов на постсоветском пространстве.
Российская Федерация в планах международных организаций:
военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудниче
ство. Планы НАТО в отношении России.
Самостоятельная работа: подготовка к семинару
Укрепление влияния России на постсоветском пространстве.
12
6
Коды общих
компетенций
и личностных
результатов
№
п/п
Уровень
освоения
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
ОК
1,2,3,4,
5,8
3
2
2
2
2
3
3
2
2
2
2
3
2
3
ОК
1,2,3,4,
5,8,9
2
2
2
2
2
2
6
21-22
23-24
25-26
Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Бе
лоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр.
Семинар «Внутренняя политика России на Северном Кавказе.
Причины, участники, содержание, результаты вооруженного
конфликта в этом регионе»
Изменения в территориальном устройстве РФ
2
2
2
Самостоятельная работа
Существуют ли отличия и содержании понятий «суверенитет»,
«независимость» и «самостоятельность» по отношению к госу
дарственной политике. Ответ объясните.
Оцените эффективность мер Президента и Правительства по
решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской
республике за 1990-2009