Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» ..^"^Т В ЕРЖ Д А Ю : ^ '- ДиректоратАПОУ СО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.02 «ИСТОРИЯ» для специальности СПО 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» Форма обучения - очная Срок обучения - 2 года 10 мес. на базе основного общего образования Профиль получаемого профессионального образования: социально-экономический Камышлов, 2023 1 Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государ ственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образо вания 40.02.01 Право и организация социального обеспечения и примерной программы по дисциплине ОГСЭ.02 «История», рекомендованной ФГУ «Федеральный институт развития об разования» в качестве примерной программы для использования образовательными учрежде ниями при разработке программы учебной дисциплины «История» (разработчик Рыжов А. Н., канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики МИГУ). Разработчик: Казанцева Ольга Михайловна, преподаватель высшей квалификационной кате гории ГАПОУ СО «КГТТ» Рассмотрена на заседании предметной (цикловой) комиссии педагогических работников ппосЬессиональных дисциплин ГАПОУ СО «КГТТ» СОГЛАСОВАНО: СОГЛАСОВАНО: 2 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 11 5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ 11 ДОПОЛНЕНИИ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ 3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. Область применения програм м ы : Программа учебной дисциплины является частью образовательной программы подготовки спе циалистов среднего звени в соответствии с ФГОС по специальности СПО 40.02.01 Право и ор ганизация социального обеспечения. 1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной про граммы: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл. 1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины: Цель: Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX - начала XXI вв. Задачи: - рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX -н а ч а л а XXI вв.; - показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и процессов на развитие современной России; - сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире; - показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России. В результате освоения дисциплины студент должен уметь: - ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; - выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; В результате освоения дисциплины студент должен знать: - основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); - сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; - основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политиче ского и экономического развития ведущих государств и регионов мира; - назначение ООН, НАТО. ЕС и других организаций и основные направления их деятельно сти; - о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государ ственных традиций: содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и реги онального уровня. 1.4. Планируемы результаты освоения дисциплины Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций: OK 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, прояв лять к ней устойчивый интерес ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них от ветственность ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной 4 OK 8 ОК 9 деятельности Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 60 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 48 часов; самостоятельной работы обучающегося - 12 часов. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Максимальная учебная нагрузка (всего) Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) В том числе: теоретические занятия семинарские занятия Самостоятельная работа обучающегося (всего) Объем часов 60 48 42 6 12 Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта 5 Н аим енование разделов и тем Объем часов т с/ с/з р 42 1 Развитие С СС Р si его место в мире в 1980-е гг. 1.1 Основные тенденции разви ти я СССР к 1980-м гг. Внутренняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии и национальной и социальноэкономической П О Л И П 1К11. Культурное развитие народов Советского Союза и русская куль тура Внешняя политика СССР. Отношения с сопредельными государ ствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». Самостоятельная работа Мини - сочинение «Хочу ли я жить в Советском Союзе» Используя средства Интернет, сделайте хронологическую под борку плакатов социальной направленности за 1977-1980 гг. Про комментируйте полученный результат. Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х г. Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Феде рация как правопреемница СССР. Контрольная работа иРоссия - суверенное государство: прио ритеты и потери» Самостоятельная работа Соберите подборку фотодокументов, иллюстрирующих события «балканского кризиса» 1998-2000 гг. Национальные конфликты в мире: сходства и различия. Россия и мир в конце XX - начале XXI века. 1-2 3-4 5-6 1.2 7-8 9-10 11-12 13-14 2 2.1 15-16 17-18 19-20 2.2 Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века. Локальные национальные и религиозные конфликты на простран стве бывшего СССР в 1990-е гг. Участие международных организаций (ООН, ЮНЕСКО) в раз решении конфликтов на постсоветском пространстве. Российская Федерация в планах международных организаций: военно-политическая конкуренция и экономическое сотрудниче ство. Планы НАТО в отношении России. Самостоятельная работа: подготовка к семинару Укрепление влияния России на постсоветском пространстве. 12 6 Коды общих компетенций и личностных результатов № п/п Уровень освоения 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОК 1,2,3,4, 5,8 3 2 2 2 2 3 3 2 2 2 2 3 2 3 ОК 1,2,3,4, 5,8,9 2 2 2 2 2 2 6 21-22 23-24 25-26 Россия на постсоветском пространстве: договоры с Украиной, Бе лоруссией, Абхазией, Южной Осетией и пр. Семинар «Внутренняя политика России на Северном Кавказе. Причины, участники, содержание, результаты вооруженного конфликта в этом регионе» Изменения в территориальном устройстве РФ 2 2 2 Самостоятельная работа Существуют ли отличия и содержании понятий «суверенитет», «независимость» и «самостоятельность» по отношению к госу дарственной политике. Ответ объясните. Оцените эффективность мер Президента и Правительства по решению проблемы межнационального конфликта в Чеченской республике за 1990-2009