Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Камышловский гуманитарно-технологический техникум» Рассмотрена и согласована на заседании педагогического совета (протокол № 46 от «03» 07.2023 г.) Рассмотрена на методическом совете (протокол № 57 от « 15» 05. 2023 г.) Утверждена приказом директора ГАПОУ СО « Камышловский гуманитарно - технологический техникум» от «01»09.2023 г. № 535 – од. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА «ПОИСК» г. Камышлов, 2023 Составитель: Меньшенин С.А., преподаватель/высшая кв. категория ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа кружка «Поиск» историко – краеведческой направленности составлена на основе: - Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - Федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 г. № 313ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; - Закона Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» № 78-ОЗ от 15 июля 2013 г.; - Приказом Министерства просвещения РФ от 24.08.2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования»; - Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования; - Рабочими программами воспитания; - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; - Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; - Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 по проектированию дополнительных общеразвивающих программ; - СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 года № 41 установлены требования к организации образовательного процесса; - Уставом ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум», ориентируясь на гуманизацию целенаправленного процесса обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, реализуя принципы государственной политики в области образования. Цель общеобразовательной дисциплины: Формирование личности студента на исторических традициях в России и в мире; на примерах истории техникума, родного края, истории России и подвигах российского народа, сохранение и развитие традиционных духовно-нравственных ценностей России, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Задачи: 1) Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности, ответственного отношения к культурно-историческому наследию своего края и всей страны в целом. 2) Развитие мотивации студентов к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей человечества через изучение и освоение истории своей малой родины. 3) Укрепление нравственных позиций обучающихся, чувства собственного достоинства, гордости за свою малую родину, за свою Отчизну. 4) Изучение исторического и культурного наследия своей области, своего села, района, семьи. 5) Вовлечение студентов в активную познавательную поисково-исследовательскую деятельность. Форма проведения занятий: групповые, малыми группами, индивидуально. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. Методы и формы познавательной деятельности обучающихся Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, диспуты, викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, походы; трудовые дела; групповые тренинги. Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной, мемуарной, художественной, справочной литературой, материалами музеев, выставок, Интернет-ресурсами. Программа предусматривает теоретические и практические занятия: 1. теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа). 2. практические (экскурсии, встречи, практикумы в музее, работа с документами, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями). Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех. 1. Планируемые результаты освоения программы: Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия, Овладение универсальными коммуникативными действиями: (базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работа с информацией,); Календарный учебный график Дата начала обучения Дата окончания обучения Всего учебных недель Всего учебных дней Всего учебных часов Режим занятий 17.01.2023 26.06.2024 23 23 46 1 раз в неделю по 2 часа. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Практика Всего № п/п теория Количество часов 1 1 2 Название темы РАЗДЕЛ I «Поисково-исследовательская деятельность» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вводное занятие. Организационные вопросы. Ознакомление с фондами школьного музея. Географическое положение родного города и района. Экскурсия в краеведческий музей Символика области города и района История родного города Камышлова, общий обзор. Возникновение Камышловской слободы Сбор материалов для пополнения фондов и организации экспозиций по направлениям: «Страницы истории Камышловского гуманитарно-технологического техникума»; «История Камышловского агроучилища в годы Великой Отечественной войны»; Сбор материалов для пополнения фондов и организации экспозиций по направлениям: «История профессий и специальностей Камышловского техникума»; Сбор материалов для пополнения фондов и организации экспозиций по направлениям: «История достижений Камышловского техникума»; «Ветераны нашего техникума»; Камышловский техникум в лицах его руководителей»; Работа в архиве КГТТ. Изучение документов по истории техникума. 2 2 2 2 2 2 1 Поиск, сбор, запись и систематизация материалов воспоминаний ветеранов педагогического труда КГТТ. Поиск, сбор, запись и систематизация материалов выпускников техникума 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 РАЗДЕЛ III «Подготовка экскурсоводов» 11 Подготовка экскурсии «История нашей малой Родины от каменного века до наших дней. Использование материалов Камышловского краеведческого музея. 12 Подготовка экскурсии «Страницы истории гуманитарно-технологического техникума» 13 14 15 16 17 Камышловского Подготовка экскурсии «История Гражданской войны в Камышлове» Подготовка экскурсии «История Камышловского агроучилища в годы Великой Отечественной войны» Подготовка экскурсии «История профессий и специальностей Камышловского техникума» Подготовка экскурсии о тружениках тыла «Из одного металла льют медаль за бой - медаль за труд» Подготовка экскурсии «Ветераны нашего техникума»; Камышловский техникум в лицах его руководителей» 1 РАЗДЕЛ IV «Музейная работа» 18 Подготовка к «Дню открытых дверей в школе» 19 1 1 2 Приѐм экспонатов. Ведение инвентарной книги. 2 2 20 Работа с материалами основного музейного фонда. 2 2 21 Сбор материалов для подготовки музейной экспозиции об участниках СВО 2 2 22 «Урок Победы в музее» для обучающихся коррекционной школы 2 2 23 Проведение экскурсий в школьном музее «Моя малая родина» для обучающихся коррекционной школы 2 2 36 46 Всего 10 Литература 1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010. 2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с. 3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71 4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2007. 152с. 5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с. 6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12 7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584. 8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.: в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с. Дополнительная литература 1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с. 2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК, 1999, 42с. 3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д: изд-во «Феникс»,2003.- 448с. 4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с. 5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005. 6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа», 1998, №10. 7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с. 8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.192 с.