Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
Рассмотрена и согласована на заседании
педагогического совета
(протокол № 46 от «03» 07.2023 г.)
Рассмотрена на методическом совете
(протокол № 57 от « 15» 05. 2023 г.)
Утверждена приказом директора
ГАПОУ СО « Камышловский
гуманитарно - технологический
техникум»
от «01»09.2023 г. № 535 – од.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА «ПОИСК»
г. Камышлов, 2023
Составитель: Меньшенин С.А., преподаватель/высшая кв. категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Поиск» историко – краеведческой
направленности составлена на основе:
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями и дополнениями);
- Федеральный закон Российской Федерации от 3 июля 2016 г. № 313ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» № 78-ОЗ от 15 июля 2013
г.;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24.08.2022 г. № 762 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам
среднего профессионального образования»;
- Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального
образования;
- Рабочими программами воспитания;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- Федеральный закон от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений»;
- Методические рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации от 18
ноября 2015 г. № 09-3242 по проектированию дополнительных общеразвивающих программ;
- СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»,
утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 4 июля 2014 года № 41 установлены требования к организации образовательного процесса;
- Уставом ГАПОУ СО «Камышловский гуманитарно-технологический техникум», ориентируясь на
гуманизацию целенаправленного процесса обучения и воспитания в интересах человека, общества,
государства, реализуя принципы государственной политики в области образования.
Цель общеобразовательной дисциплины:
Формирование личности студента на исторических традициях в России и в мире; на примерах
истории техникума, родного края, истории России и подвигах российского народа, сохранение и
развитие традиционных духовно-нравственных ценностей России, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, историческая
память и преемственность поколений, единство народов России.
Задачи:
1)
Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и гражданственности,
ответственного отношения к культурно-историческому наследию своего края и всей страны в
целом.
2)
Развитие мотивации студентов к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей
человечества через изучение и освоение истории своей малой родины.
3)
Укрепление нравственных позиций обучающихся, чувства собственного достоинства,
гордости за свою малую родину, за свою Отчизну.
4)
Изучение исторического и культурного наследия своей области, своего села, района, семьи.
5)
Вовлечение студентов в активную познавательную поисково-исследовательскую
деятельность.
Форма проведения занятий: групповые, малыми группами, индивидуально.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Методы и формы познавательной деятельности обучающихся
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; беседы, диспуты,
викторины; презентации; проектно-исследовательская деятельность; коллективные творческие дела;
смотры-конкурсы, выставки; соревнования; экскурсии, походы; трудовые дела; групповые тренинги.
Изучение программы предполагает также широкое использование активных методов самостоятельной
работы, в том числе работу с разнообразными источниками: научной, мемуарной, художественной,
справочной литературой, материалами музеев, выставок, Интернет-ресурсами.
Программа предусматривает теоретические и практические занятия:
1. теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа).
2. практические (экскурсии, встречи, практикумы в музее, работа с документами, СМИ, работа с
компьютером, другими информационными носителями).
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность,
субъективность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность,
партнерство, творчество и успех.
1. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность
мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся основной школы,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
сформированность основ российской, гражданской идентичности;
Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия,
Овладение универсальными коммуникативными действиями: (базовые логические действия, базовые
исследовательские действия, работа с информацией,);
Календарный учебный график
Дата начала
обучения
Дата
окончания
обучения
Всего
учебных
недель
Всего
учебных
дней
Всего
учебных
часов
Режим
занятий
17.01.2023
26.06.2024
23
23
46
1 раз в
неделю по 2
часа.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Практика
Всего
№
п/п
теория
Количество часов
1
1
2
Название темы
РАЗДЕЛ I «Поисково-исследовательская деятельность»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Вводное занятие. Организационные вопросы. Ознакомление с фондами
школьного музея.
Географическое положение родного города и района. Экскурсия в
краеведческий музей
Символика области города и района
История родного города Камышлова, общий обзор. Возникновение
Камышловской слободы
Сбор материалов для пополнения фондов и организации экспозиций по
направлениям:
«Страницы истории Камышловского гуманитарно-технологического
техникума»;
«История Камышловского агроучилища в годы Великой Отечественной
войны»;
Сбор материалов для пополнения фондов и организации экспозиций по
направлениям:
«История профессий и специальностей Камышловского техникума»;
Сбор материалов для пополнения фондов и организации экспозиций по
направлениям:
«История достижений Камышловского техникума»; «Ветераны нашего
техникума»;
Камышловский техникум в лицах его руководителей»;
Работа в архиве КГТТ. Изучение документов по истории техникума.
2
2
2
2
2
2
1
Поиск, сбор, запись и систематизация материалов воспоминаний
ветеранов педагогического труда КГТТ.
Поиск, сбор, запись и систематизация материалов выпускников
техникума
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
РАЗДЕЛ III «Подготовка экскурсоводов»
11
Подготовка экскурсии «История нашей малой Родины от каменного
века до наших дней. Использование материалов Камышловского
краеведческого музея.
12
Подготовка экскурсии «Страницы истории
гуманитарно-технологического техникума»
13
14
15
16
17
Камышловского
Подготовка экскурсии «История Гражданской войны в Камышлове»
Подготовка экскурсии «История Камышловского агроучилища в годы
Великой Отечественной войны»
Подготовка экскурсии «История профессий и специальностей
Камышловского техникума»
Подготовка экскурсии о тружениках тыла «Из одного металла льют
медаль за бой - медаль за труд»
Подготовка экскурсии «Ветераны нашего техникума»;
Камышловский техникум в лицах его руководителей»
1
РАЗДЕЛ IV «Музейная работа»
18
Подготовка к «Дню открытых дверей в школе»
19
1
1
2
Приѐм экспонатов. Ведение инвентарной книги.
2
2
20
Работа с материалами основного музейного фонда.
2
2
21
Сбор материалов для подготовки музейной экспозиции об участниках
СВО
2
2
22
«Урок Победы в музее» для обучающихся коррекционной школы
2
2
23
Проведение экскурсий в школьном музее «Моя малая родина» для
обучающихся коррекционной школы
2
2
36
46
Всего
10
Литература
1. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников. - М.:2010.
2. Асмолова, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. – М.:Просвещение, 2010, 119с.
3. Аверина, Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. –
2005 - №11 – С. 68-71
4. Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе. Волгоград: Учитель,
2007. 152с.
5. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.:
Просвещение, 2010, 223с.
6. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных
условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12
7. Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З.
Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты
второго поколения). – ISBN 9785090210584.
8.Чуракова, Р.Г. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности (Текст): 1-4 кл.:
в 2 ч.- М.: Академкнига/Учебник, 2011.- Ч. 1: 240 с.
Дополнительная литература
1.Кропочева, Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения.- Новокузнецк, 1997, 52с.
2. Кропочева ,Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Методическое пособие.- Новокузнецк: Изд.ИПК,
1999, 42с.
3.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н/Д:
изд-во «Феникс»,2003.- 448с.
4. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России:
Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.
5.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – журнал «Начальная школа» №10, 2005.
6.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники). – журнал «Начальная школа»,
1998, №10.
7.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.
8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.192 с.