2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая
характеристика
рабочей
программы
общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» ............... Ошибка!
Закладка не определена.
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины ..................... 19
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины ........ 29
4. Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
........................................................................................................................... 31
3
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной дисциплины физическая культура
разработана на основе:
федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования (утверждённый приказом Минобразования и науки РФ от
17.05. 2012 г. № 413 с изменениями и дополнениями 12.08.2022г.);
основная образовательная программа среднего общего образования ;
федерального государственного образовательного стандарта среднего
профессионального образования 23.01.17 « Мастер по ремонту и
обслуживанию автомобилей»;
рабочая программа общеобразовательной дисциплины физическая
культура;
учебного плана по специальности/профессии 23.01.17 « Мастер по
ремонту и обслуживанию автомобилей »;
Методическими материалами по обязательной общеобразовательной
дисциплине физическая культура
Программа общеобразовательной дисциплины физическая культура
разработана в соответствии с Концепцией преподавания
общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности
программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе
основного общего образования, утвержденной распоряжением Министерства
просвещения Российской Федерации от 30.04.2021 № Р-98, на основании
письма Департамента государственной политики в сфере среднего
профессионального образования и профессионального обучения
Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2021 № 05-1136
«О направлении методик преподавания».
Содержание рабочей программы по общеобразовательной дисциплине ОУД.
05 « Физическая культура» разработано с учётом:
синхронизации образовательных результатов ФГОС СОО (личностных,
предметных, метапредметных) и ФГОС СПО (ОК, ПК) с учетом
профессионализации.
4
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Место общеобразовательной дисциплине в структуре основной
образовательной программы:
Общеобразовательная дисциплина физическая культура является
обязательной частью общеобразовательного цикла основной образовательной
программы в соответствии с ФГОС по профессии/специальности 23.01.17
«Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»»
1.2. Результаты освоения дисциплины:
Содержание общеобразовательной дисциплины физическая культура
направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов обучения, регламентированных ФГОС СОО и с учетом
федеральной основной рабочей программой по физической культуре.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
обучающимися должны отражать готовность и способность обучающихся
руководствоваться сформированной внутренней позицией личности, системой
ценностных ориентации, позитивных внутренних убеждений,
соответствующих традиционным ценностям российского общества,
расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе реализации
основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
гражданского воспитания:
сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества;
осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение закона и
правопорядка;
принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и
демократических ценностей;
готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
готовность вести совместную деятельность в интересах гражданского
общества, участвовать в самоуправлении в общеобразовательной организации
и детско-юношеских организациях;
умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением;
готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
5
патриотического воспитания:
сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма,
уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости
за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
ценностное отношение к государственным символам, историческому и
природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям
России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
осознание духовных ценностей российского народа;
сформированность нравственного сознания, этического поведения;
способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам семьи,
созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни в
соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество
своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
убежденность в значимости для личности и общества отечественного и
мирового искусства, этнических культурных традиций и народного
творчества;
готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять
качества творческой личности;
физического воспитания:
сформированность здорового и безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
6
потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения вреда
физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение
совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении
всей жизни;
экологического воспитания:
сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды,
осознание глобального характера экологических проблем;
планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе
знания целей устойчивого развития человечества;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
7
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
должны отражать:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать
ее всесторонне;
устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов
целям, оценивать риски последствий деятельности;
развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
овладение видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности
и жизненных ситуациях;
выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих
утверждений, задавать параметры и критерии решения;
анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
8
осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия
в профессиональную среду;
уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и
визуализации;
оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие
правовым и морально-этическим нормам;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены,
ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной
безопасности;
владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
а) общение:
осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать
конфликты;
владеть различными способами общения и взаимодействия;
аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств;
9
б) совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов
и возможностей каждого члена коллектива;
принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с
учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной: работы;
оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять
проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
давать оценку новым ситуациям;
расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
оценивать приобретенный опыт;
способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный
уровень;
б) самоконтроль:
давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность,
оценивать соответствие результатов целям;
10
владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного
решения;
уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы,
быть уверенным в себе;
саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и
успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние
других, учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к
сочувствию и сопереживанию;
социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
признавать свое право и право других людей на ошибки;
развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
11
Результаты освоения дисциплины
Код и наименование
формируемых компетенций
ОК 01. Выбирать способы
решения задач
профессиональной
деятельности применительно к
различным контекстам
Общие1
Дисциплинарные2
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять
такую
деятельность;
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение универсальными учебными
познавательными действиями:
а) базовые логические действия:
- самостоятельно формулировать и
актуализировать проблему, рассматривать
- уметь использовать разнообразные
формы
и
виды
физкультурной
деятельности для организации здорового
образа жизни, активного отдыха и досуга,
в том числе в подготовке к выполнению
нормативов
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО);
- владеть современными технологиями
укрепления и сохранения здоровья,
поддержания
работоспособности,
профилактики заболеваний, связанных с
учебной
и
производственной
деятельностью;
владеть
основными
способами
самоконтроля
индивидуальных
ее всесторонне;
- устанавливать существенный признак
или
основания
для
сравнения,
классификации и обобщения;
- определять цели деятельности, задавать
параметры и критерии их достижения;
выявлять
закономерности
и
противоречия
в
рассматриваемых
явлениях;
- вносить коррективы в деятельность,
оценивать
соответствие
результатов
целям, оценивать риски последствий
деятельности;
- развивать креативное мышление при
решении жизненных проблем
б) базовые исследовательские действия:
владеть
навыками
учебноисследовательской
и
проектной
деятельности,
навыками
разрешения
проблем;
- выявлять причинно-следственные связи
и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы
для доказательства своих утверждений,
показателей здоровья, умственной и
физической
работоспособности,
динамики физического развития и
физических качеств;
- владеть физическими упражнениями
разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и
производственной деятельности с целью
профилактики
переутомления
и
сохранения высокой работоспособности
13
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и работать
в коллективе и команде
задавать параметры и критерии решения;
- анализировать полученные в ходе
решения задачи результаты, критически
оценивать
их
достоверность,
прогнозировать изменение в новых
условиях;
уметь
переносить
знания
в
познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных
предметных областей;
- выдвигать новые идеи, предлагать
оригинальные подходы и решения;
- способность их использования в
познавательной и социальной практике
готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
-овладение
навыками
учебноисследовательской,
проектной
и
социальной деятельности;
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
- уметь использовать разнообразные
формы
и
виды
физкультурной
деятельности для организации здорового
образа жизни, активного отдыха и досуга,
в том числе в подготовке к выполнению
нормативов
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО);
- владеть современными технологиями
14
командной и индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать
действия
по
ее
достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников
обсуждать
результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
г) принятие себя и других людей:
- принимать мотивы и аргументы других
людей
при
анализе
результатов
деятельности;
- признавать свое право и право других
людей на ошибки;
- развивать способность понимать мир с
укрепления и сохранения здоровья,
поддержания
работоспособности,
профилактики заболеваний, связанных с
учебной
и
производственной
деятельностью;
владеть
основными
способами
самоконтроля
индивидуальных
показателей здоровья, умственной и
физической
работоспособности,
динамики физического развития и
физических качеств;
- владеть физическими упражнениями
разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и
производственной деятельности с целью
профилактики
переутомления
и
сохранения высокой работоспособности
15
позиции другого человека
ОК 08 Использовать средства
физической культуры для
сохранения и укрепления
здоровья в процессе
профессиональной
деятельности и поддержания
необходимого уровня
физической подготовленности
готовность
к
саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
- наличие мотивации к обучению и
личностному развитию;
В части физического воспитания:
сформированность
здорового
и
безопасного образа жизни, ответственного
отношения к своему здоровью;
потребность
в
физическом
совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
- активное неприятие вредных привычек и
иных
форм
причинения
вреда
физическому и психическому здоровью;
Овладение
универсальными
регулятивными действиями:
а) самоорганизация:
-- самостоятельно составлять план
решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и
предпочтений;
- давать оценку новым ситуациям;
- уметь использовать разнообразные
формы
и
виды
физкультурной
деятельности для организации здорового
образа жизни, активного отдыха и досуга,
в том числе в подготовке к выполнению
нормативов
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО);
- владеть современными технологиями
укрепления и сохранения здоровья,
поддержания
работоспособности,
профилактики заболеваний, связанных с
учебной
и
производственной
деятельностью;
владеть
основными
способами
самоконтроля
индивидуальных
показателей здоровья, умственной и
физической
работоспособности,
динамики физического развития и
физических качеств;
- владеть физическими упражнениями
разной функциональной направленности,
16
- расширять рамки учебного предмета на
основе личных предпочтений;
делать
осознанный
выбор,
аргументировать
его,
брать
ответственность за решение;
- оценивать приобретенный опыт;
- способствовать формированию и
проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать
свой образовательный и культурный
уровень
ПК 2.1 Осуществлять
техническое обслуживание
автомобильных двигателей
В части трудового воспитания:
- готовность к труду, осознание ценности
мастерства, трудолюбие;
- готовность к активной деятельности
технологической
и
социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать
и
самостоятельно
выполнять
такую
деятельность;
использование их в режиме учебной и
производственной деятельности с целью
профилактики
переутомления
и
сохранения высокой работоспособности;
- владеть техническими приемами и
двигательными действиями базовых
видов спорта, активное применение их в
физкультурно-оздоровительной
и
соревновательной деятельности, в сфере
досуга, в профессионально-прикладной
сфере;
- иметь положительную динамику в
развитии основных физических качеств
(силы,
быстроты,
выносливости,
гибкости и ловкости)
- уметь использовать разнообразные
формы
и
виды
физкультурной
деятельности для организации здорового
образа жизни, активного отдыха и досуга,
в том числе в подготовке к выполнению
нормативов
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО);
- владеть современными технологиями
17
интерес
к
различным
сферам
профессиональной деятельности,
Овладение
универсальными
коммуникативными действиями:
б) совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы;
принимать
цели
совместной
деятельности,
организовывать
и
координировать
действия
по
ее
достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений
участников
обсуждать
результаты
совместной работы;
- координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
- осуществлять позитивное стратегическое
поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть
инициативным.
укрепления и сохранения здоровья,
поддержания
работоспособности,
профилактики заболеваний, связанных с
учебной
и
производственной
деятельностью;
владеть
основными
способами
самоконтроля
индивидуальных
показателей здоровья, умственной и
физической
работоспособности,
динамики физического развития и
физических качеств;
- владеть физическими упражнениями
разной функциональной направленности,
использование их в режиме учебной и
производственной деятельности с целью
профилактики
переутомления
и
сохранения высокой работоспособности
18
2. Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем образовательной программы дисциплины
Объем в часах
72
в т. ч.
Основное содержание
50
в т. ч.:
теоретическое обучение
8
практические занятия
42
Профессионально ориентированное содержание
(содержание прикладного модуля)
20
в т. ч.:
теоретическое обучение
4
практические занятия
16
Индивидуальный проект (да/нет)**
Промежуточная аттестация
(дифференцированный зачет)
2
19
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Наименование
разделов и тем
1
Раздел 1
Основное содержание
Тема 1.1 Современное
состояние физической
культуры и спорта
Тема 1.2 Здоровье и
здоровый образ жизни
Содержание учебного материала (основное и профессиональноориентированное), лабораторные и практические занятия, прикладной
модуль (при наличии)
2
Физическая культура, как часть культуры общества и человека
Содержание учебного материала
1. Физическая культура как часть культуры общества и человека. Роль
физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном
развитии человека. Современное представление о физической культуре:
основные понятия; основные направления развития физической культуры в
обществе и их формы организации
2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и
обороне» (ГТО) — программная и нормативная основа системы
физического воспитания населения. Характеристика нормативных
требований для обучающихся СПО
Содержание учебного материала
1. Понятие «здоровье» (физическое, психическое, социальное). Факторы,
определяющие здоровье. Психосоматические заболевания
2. Понятие «здоровый образ жизни» и его составляющие: режим труда и
отдыха, профилактика и устранение вредных привычек, оптимальный
двигательный режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание
3. Влияние двигательной активности на здоровье. Оздоровительное
воздействие физических упражнений на организм занимающихся.
Двигательная рекреация и ее роль в организации здорового образа жизни
современного человека
Объем часов
3
12
Формируемые
компетенции
4
ОК 01, ОК 04,
ОК 08, ПК2.1.
8
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 08, ПК2.1.
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 08
ПК2.1.
20
Тема 1.3 Современные Содержание учебного материала
технологии укрепления 1. Современное представление о современных системах и технологиях
и сохранения здоровья
укрепления и сохранения здоровья
(дыхательная гимнастика, антистрессовая пластическая гимнастика,
йога, глазодвигательная гимнастика, стрейтчинг, суставная гимнастика;
лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба,
северная или скандинавская ходьба и оздоровительный бег и др.)
2. Особенности организации и проведения занятий в разных системах
оздоровительной
физической
культуры
и
их
функциональная
направленность
Тема 1.4 Основы
Содержание учебного материала
методики
1.Формы организации самостоятельных занятий оздоровительной
самостоятельных
физической культурой и их особенности; соблюдение требований
занятий.
безопасности и гигиенических норм и правил во время занятий физической
культурой
2. Организация занятий физическими упражнениями различной
направленности: подготовка к занятиям физической культурой (выбор мест
занятий, инвентаря и одежды, планирование занятий с разной
функциональной направленностью). Нагрузка и факторы регуляции
нагрузки при проведении самостоятельных занятий физическими
упражнениями
3. Основные принципы построения самостоятельных занятий.
3. Самоконтроль за индивидуальными показателями физического развития,
умственной и физической работоспособностью, индивидуальными
показателями физической подготовленности. Дневник самоконтроля
4. Физические качества, средства их совершенствования
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 08
ПК2.1.
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 08
ПК2.1.
*Профессионально ориентированное содержание
Тема 1.5 Физическая
Содержание учебного материала
культура в режиме
1. Зоны риска физического здоровья в профессиональной деятельности.
4
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
21
трудового дня
Тема 1.6
Профессиональноприкладная подготовка
Раздел № 2
Рациональная организация труда, факторы сохранения и укрепления
здоровья, профилактика переутомления. Составление профессиограммы.
Определение принадлежности выбранной профессии/специальности к группе
труда. Подбор физических упражнений для проведения производственной
гимнастики
Содержание учебного материала
1.Понятие «профессионально-прикладная физическая подготовка», задачи
профессионально-прикладной
физической
подготовки,
средства
профессионально-прикладной физической подготовки
2. Определение значимых физических и личностных качеств с учётом
специфики получаемой профессии/специальности; определение видов
физкультурно-спортивной деятельности для развития профессиональнозначимых физических и психических качеств
Методические основы обучения различным видам физкультурноспортивной деятельности
Методико-практические занятия
*Профессионально ориентированное содержание
Тема 2.1 Подбор
Содержание учебного материала
комплекса
Практические занятия
упражнений.
1. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
утренней
зарядки,
физкультминуток,
физкультпауз,
комплексов
упражнений для коррекции осанки и телосложения
2. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
различной функциональной направленности
Тема 2.2 Подготовка к Содержание учебного материала
сдаче норм и
Практические занятия
требований ВФСК
3. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
«ГТО»
для подготовки к выполнению тестовых упражнений
Освоение методики составления планов-конспектов и выполнения
ПК2.1.
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК2.1.
58
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК2.1.
16
16
2
2
2
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК2.1.
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК2.1.
22
самостоятельных заданий по подготовке к сдаче норм и требований ВФСК
«ГТО»
Тема 2.3 Методы
Содержание учебного материала
самоконтроля и оценка Практические занятия
физической
4. Применение методов самоконтроля и оценка умственной и физической
работоспособности
работоспособности
Тема 2.4. Составление Содержание учебного материала
упражнений для
Практические занятия
профессионально5. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
ориентированных
для производственной гимнастики, комплексов упражнений для
задач
профилактики профессиональных заболеваний с учётом специфики
будущей профессиональной деятельности
6. Освоение методики составления и проведения комплексов упражнений
для профессионально-прикладной физической подготовки с учётом
специфики будущей профессиональной деятельности
Тема 2.5
Содержание учебного материала
ПрофессиональноПрактические занятия
прикладная физическая 7. Характеристика профессиональной деятельности: группа труда, рабочее
подготовка
положение, рабочие движения, функциональные системы, обеспечивающие
трудовой процесс, внешние условия или производственные факторы,
профессиональные заболевания
8-11. Освоение комплексов упражнений для производственной гимнастики
различных групп профессий (первая, вторая, третья, четвертая группы
профессий)
Основное содержание
Учебно-тренировочные занятия
Тема 2.6. Физические
Содержание учебного материала
упражнения для
Практические занятия
оздоровительных
12. Освоение упражнений современных оздоровительных систем
форм.
физического воспитания ориентированных на повышение функциональных
2
2
ОК 01, ОК 04,
2
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК2.1.
8
8
ОК 01, ОК 04,
ОК 08,
ПК2.1.
42
42
2
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 08
ПК2.1.
23
возможностей организма, поддержания работоспособности, 3 развитие
основных физических качеств
4
2.7. Гимнастика (практические занятия 13-20)
Тема 2.7 (1) Основная Содержание учебного материала
гимнастика.
Практические занятия
13. Техника безопасности на занятиях гимнастикой.
Выполнение строевых упражнений, строевых приёмов: построений и
перестроений, передвижений, размыканий и смыканий, поворотов на месте.
14. Выполнение общеразвивающих упражнений без предмета и с
предметом; в парах, в группах, на снарядах и тренажерах.
Выполнение прикладных упражнений: ходьбы и бега, упражнений в
равновесии, лазанье и перелазание, метание и ловля, поднимание и
переноска груза, прыжки
Тема
2.7
(2) Содержание учебного материала
Спортивная
Практические занятия
гимнастика.
15.Освоение и совершенствование элементов и комбинаций на брусьях на
параллельных брусьях (юноши)
16.Освоение и совершенствование элементов и комбинаций на перекладине
(юноши)
17.Освоение и совершенствование опорного прыжка через коня: опорного
прыжка через коня: ноги врозь (юноши, девушки)
Элементы и комбинации на снарядах спортивной гимнастики:
Девушки
Юноши
1. Висы и упоры.Низкая
1. Висы и упоры: подъем в упор
перекладина.
силой; вис согнувшись – вис
прогнувшись
сзади;
подъем
переворотом, сгибание и разгибание
рук в упоре на брусьях.
10
2
2
2
2
ОК 01, ОК 04,
ОК 08
ПК2.1.
ОК 01, ОК 04, ОК 08
ПК2.1.
24
2. Равновесие. Упр.
Тема 2.7 (3)
Акробатика.
2. Перекладина: висы, упоры,
переходы из виса в упор и из упора в
вис, размахивания, размахивания
изгибами, подъем переворотом,
подъем разгибом, обороты назад и
вперед, соскок махом вперед (назад)
3. Опорные прыжки: через коня
ноги врозь
3. Опорные прыжки: через коня
ноги врозь.
Содержание учебного материала
Практические занятия
18.Освоение акробатических элементов: кувырок вперед, кувырок назад,
длинный кувырок, кувырок через плечо, стойка на лопатках, мост, стойка
на руках, стойка на голове и руках, переворот боком «колесо», равновесие
«ласточка».
19.Совершенствование акробатических элементов
20.Освоение и совершенствование акробатической комбинации
(последовательность выполнения элементов в акробатической комбинации
может изменяться):
Девушки
Юноши
И.П. - О.С.: Равновесие на левой И.П. – О.С.: Стойка на руках махом
(правой) - Шагом правой кувырок одной и толчком другой (О) вперед ноги скрестно и поворот Кувырок вперед - Кувырок вперед в
кругом Кувырок назад - упор присев - Силой, стойка на
Перекатом назад стойка на лопатках голове с опорой руками (Д)-Силой
- Кувырок назад через плечо в упор, опускание в упор лёжа. Толчком ног
стоя на левом (правом) колене, упор присев. Встать - Мах левой
правую (левую) назад. Встать - (правой)
и
переворот
боком
Переворот
боком
«колесо». «колесо» приставляя правую (левую)
Приставляя правую (левую) прыжок полуприсед и прыжок прогнувшись,
прогнувшись, И.П.
И.П.
2
2
ОК 01, ОК 04, ОК 08
ПК2.1.
25
Тема 2.7 (4)
Атлетическая
гимнастика
2.8 Спортивные игры5
Тема 2.8 (1) Футбол
Тема 2.8 (2) Баскетбол
Содержание учебного материала
Практические занятия
Выполнение упражнений и комплексов упражнений атлетической
гимнастики для рук и плечевого пояса, мышц спины и живота, мышц ног с
использованием собственного веса. Выполнение упражнений со
свободными весами
Выполнение упражнений и комплексов упражнений с использованием
гимнастических ковриков.
Выполнение упражнений и комплексов упражнений на силовых тренажерах
и кардиотренажерах.
Содержание учебного материала
Практические занятия
21. Техника безопасности на занятиях футболом. Освоение и
совершенствование техники выполнения приёмов игры: удар по мячу
носком, серединой подъема, внутренней, внешней частью подъема;
остановки мяча внутренней стороной стопы; остановки мяча внутренней
стороной стопы в прыжке, остановки мяча подошвой.
22. Правила игры и методика судейства. Техника нападения. Действия
игрока без мяча: освобождение от опеки противника
23. Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
24.Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
(учебная игра)
Содержание учебного материала
Практические занятия
25-26. Техника безопасности на занятиях баскетболом. Освоение и
совершенствование техники выполнения приёмов игры:
перемещения, остановки, стойки игрока, повороты; ловля и передача мяча
4
4
ОК 01, ОК 04, ОК 08
ПК2.1.
20
6
6
ОК 01, ОК 04, ОК 08
ПК2.1.
6
6
26
Тема 2.8 (3) Волейбол
Тема 2.8 (4) Теннис
двумя и одной рукой, на месте и в движении, с отскоком от пола; ведение
мяча на месте, в движении, по прямой с изменением скорости, высоты
отскока и направления, по зрительному и слуховому сигналу; броски одной
рукой, на месте, в движении, от груди, от плеча; бросок после ловли и после
ведения мяча, бросок мяча
27.Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
28. Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
Содержание учебного материала
Практические занятия
Техника безопасности на занятиях волейболом. Освоение и
совершенствование техники выполнения приёмов игры: стойки игрока,
перемещения, передача мяча, подача, нападающий удар, прием мяча снизу
двумя руками, прием мяча одной рукой с последующим нападением и
перекатом в сторону, на бедро и спину, прием мяча одной рукой в падении
Освоение/совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности
Содержание учебного материала
Практические занятия
Техника безопасности на занятиях теннисом. Освоение и
совершенствование техники выполнения приёмов игры упражнения с
мячом; способы хватки ракетки (для удара справа, слева, универсальная
хватка); Технические элементы: удары по мячу, перемещения по
площадке, Прыжки: «разножка» (серия «разножек»); «лягушка»; в
«стартовое» положение; через «коридор» и т.п.
Выпады: (вперед, в сторону, назад). Бег: приставным, скрестным шагом;
6
6
ОК 01, ОК 04, ОК 08
ПК2.1.
2
2
ОК 01, ОК 04, ОК 08
ПК2.1.
27
«змейкой»; «зигзагом»; «челночный»бег; ускорения со сменой направления;
«семенящий». Подача, приём подачи (свеча).
Тема 2.9 Лёгкая
атлетика
Освоение и совершенствование приёмов тактики защиты и нападения
Выполнение технико-тактических приёмов в игровой деятельности Разбор
правил игры. Игра по упрощенным правилам. Игра по правилам
Содержание учебного материала
Практические занятия
30. Техника безопасности на занятиях легкой атлетикой. Техника бега
высокого и низкого старта, стартового разгона, финиширования;
31. Совершенствование техники спринтерского бега
32-34. Совершенствование техники (кроссового бега6, средние и длинные
дистанции (2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши))
35. Совершенствование техники эстафетного бега (4 *100 м, 4*400 м; бега
по прямой с различной скоростью)
36. Совершенствование техники прыжка в длину с разбега
37. Совершенствование техники прыжка в высоту с разбега
38. Совершенствование техники метания гранаты весом 500 г (девушки) и
700 г (юноши);
39-40. Развитие физических способностей средствами лёгкой атлетики
Подвижные игры и эстафеты с элементами легкой атлетики.
Промежуточная аттестация по дисциплине (дифференцированный зачёт)
Всего:
10
10
ОК 01, ОК 04, ОК 08
ПК2.1.
2
ОК 01, ОК 04, ОК 08,
ПК2.1.
72
28
3. Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
3.1. Для реализации программы дисциплины должны быть
предусмотрены спортивные сооружения:
(универсальный)
спортивный
зал,
оснащенный
спортивным
инвентарём и оборудованием, обеспечивающим достижение результатов
освоения дисциплины;
Примерный перечень оборудования и инвентаря спортивных
сооружений:
Спортивные игры
Щит баскетбольный, мяч баскетбольный, мяч футбольный, насос для
накачивания мячей с иглой, жилетки игровые, сетка для хранения мячей,
конус игровой.
Гимнастика
Скамейка гимнастическая, комплект матов гимнастических ,палка
гимнастическая , обруч гимнастический , скакалка гимнастическая.
Легкая атлетика
Граната для метания
Общефизическая подготовка
Перекладина навесная универсальная, брусья навесные.
Лыжный спорт
Стеллаж для хранения лыж
Лыжи 18 пар.
Оборудование для проведения соревнований
Комплект для соревнований.
Прочее
Аптечка медицинская.
Открытые спортивные площадки:
турник уличный, брусья уличные, рукоход уличный, полоса
препятствий, ворота футбольные, мячи футбольные, сетка для переноса
мячей, палочки эстафетные, указатели дальности метания на 25, 30, 35, 40,
45, 50, 55 м, секундомер.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
1. Для реализации программы библиотечный фонд образовательной
организации имеет печатные и/или электронные образовательные и
информационные ресурсы, рекомендованные для использования в
образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
29
2. Печатные издания по реализации общеобразовательной дисциплины
представлены в методических рекомендациях по организации обучения.
30
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной
дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на
формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и
темам содержания учебного материала.
4.
Общая/профессиональн
ая компетенция
ОК 01. Выбирать
способы решения задач
профессиональной
деятельности
применительно к
различным контекстам
ОК 04. Эффективно
взаимодействовать и
работать в коллективе и
команде
Раздел/Тема
Р 1, Темы 1.1, 1.2,
1.3, 1.4, 1.5 П-о/с7,
1.6 П-о/c
Р 2, Темы 2.1 - 2.5
П-о/c, 2.6, 2.7, 2.8,
2.9, 2.10
Р 1, Темы 1.1, 1.2,
1.3, 1.4, 1.5 П-о/с,
1.6 П-о/c
Р 2, Темы 2.1 - 2.5
П-о/c, 2.6, 2.7, 2.8,
2.9, 2.10
Тип оценочных
мероприятия
презентации/доклада
выполнение
самостоятельной работы
составление комплекса
физических
упражнений
для
самостоятельных
занятий
с
учетом
индивидуальных
особенностей,
составление программы
защита реферата
ОК 08. Использовать
средства физической
культуры для сохранения
и укрепления здоровья в
процессе
профессиональной
деятельности и
поддержания
необходимого уровня
физической
подготовленности
Р 1, Темы 1.1, 1.2,
1.3, 1.4, 1.5 П-о/с,
1.6 П-о/c
Р 2, Темы 2.1 - 2.5
П-о/c, 2.6, 2.7, 2.8,
2.9, 2.10
фронтальный опрос
составление комплекса
упражнений
тестирование
(контрольная работа по
теории)
демонстрация комплекса
ОРУ,
сдача контрольных
нормативов
сдача контрольных
нормативов (контрольное
31
упражнение)
сдача нормативов ГТО
выполнение упражнений
на дифференцированном
зачете
32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Лях В.И., Зданевич А.А. Физическая культура 10—11 кл. — М., 2020г.
2.
Решетников Н.В. Физическая культура. — М., 2019г.
3.
Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура: учеб.пособия
для студентов СПО. — М., 2021г.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
1. www.minstm.gov.ru (Официальный сайт Министерства спорта Российской
Федерации).
2. www.edu.ru (Федеральный портал «Российское образование»).
3. www.olympic.ru (Официальный сайт Олимпийского комитета России).
4. www.goup32441.narod.ru
(сайт:
Учебно-методические
пособия
«Общевойсковая подготовка». Наставление по физической подготовке в
Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2020).
33