ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мой любимый край»
Программа «Мой любимый край» реализует учебно - познавательно
направление внеурочной деятельности.
Каждый вид деятельности, реализуемый данной программой творческий, познавательный, игровой - способствует формированию
социального опыта школьника, осознанию им необходимости уметь
применять полученные знания в нестандартной ситуации, развитию
индивидуальных
возможностей
каждого
ребенка,
обогащению
коммуникативного опыта школьников. Данная программа помогает
использовать полученные знания в практической деятельности, развивает
способности обучающихся ориентироваться в окружающей социальной и
природной среде, использовать полученные знания в повседневной жизни.
Цели программы: – развитие интереса к истории и культуре родного
края; воспитать уважение и любовь к своему родному краю, родной
культуре, к родному городу, селу, деревне, Отечеству, начиная с малого- с
любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.
Основные задачи курса:
1.Углубить и дополнить представление о Камышлове, малой Родине через
знакомство с родным краем. Развитие интереса к событиям, происходящим в
крае и городе, воспитывать чувство гордости за свою страну, край, город.
2.Расширить представление о крае, истории возникновения нашего края,
его освоении.
3.Формировать у детей элементарные представления о том, что место, где
мы живем, называется краем, его характерные особенности, знакомство с
флагом, гербом родного края.
4.Учить чувствовать и понимать природу родного края, устанавливать
взаимосвязь живой природы нашего края от условий жизни.
6.Осуществлять ознакомление школьников с историческим, культурным,
географическим, природно-экологическим своеобразием родного края.
7.Развивать у детей эмоциональное состояние, гордость за родные места,
желание украшать и охранять свой край, гордиться его красотой. Дать понять
детям, что уникальность и красота нашего края зависят от нас самих.
8.Воспитывать чувство гордости за свой город, свой край, и его
уникальные богатства.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Курс внеурочной деятельности проводится в 4 классе 1 час в неделю; 34
часа в год.
Особенности реализации программы.
Основными формами работы являются учебные занятия, экскурсии. На
занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной
деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая. Занятия включают в
себя
теоретическую
часть
и
практическую
деятельность
обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром
иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий).
Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую
последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке
удивления и переживания.
При
составлении
тематического
планирования
учитывается
неоднородность состава учащихся в классе и осуществляется
дифференцированный подход с учетом развития психических функций,
особенностей и возможностей детей о владения ими учебного материала,
различными бытовыми и социальными навыками и возможность включения
какую-либо целенаправленную деятельность. Во время занятий у ребенка
происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и
самооценки.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение
выполненного задания. На этом этапе у детей формируется такое важное
качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность
дать отчет в выполняемых шагах при выполнении любых заданий. Ребенок
на занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный
эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять
предлагаемые задания.
Занятия направлены на развитие коммуникативности ребенка: учат
вести диалог, участвовать в беседе, слушать и помогать однокласснику. Курс
«Мой любимый край» опирается на межпредметные связи (чтение, русский
язык, развитие речи, знакомство с окружающим миром, изобразительное
искусство). В целях более успешного развития и усвоения знаний, умений и
навыков предусмотрены предметно-практические уроки (экскурсии). Для
формирования интереса к деятельности используются различные формы
занятия:
- занятие – практика;
- экскурсия (выезд);
- занятие – виртуальная экскурсия;
- выставка рисунков; творческих работ
Использование компьютерных и мультимедийных технологий повысит
эффект реализации программы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности.
Освоение детьми программы внеурочной деятельности «Мой любимый
край» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с
требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Личностные результаты
основы социально- ценных личностных и нравственных качеств, в том
числе духовных, обеспечивающих осознание себя как ученика,
заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассника, друга;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
готовность к соблюдению культурных норм поведения, бережному
отношению к окружающей среде.
Регулятивные :
овладение умениями формулировать основные понятия родном крае;
умение анализировать полученные знания;
умение обобщать и сравнивать полученную информацию на доступном
уровне;
умение самостоятельно формулировать задание: определять его цель,
планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу
его выполнения, самостоятельно оценивать.
Познавательные
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью учителя;
умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от
учителя;
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью учителя;
- умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным
признакам их появления;
- умения применять полученные теоретические знания на практике;
- приобщать учащихся к культуре, традициям родного края;
-формирование умения представлять свою культуру в условиях
современного мира.
Коммуникативные:
умение осуществлять совместную продуктивную деятельность;
умение участвовать в работе группы, распределять обязанности,
договариваться друг с другом;
умение сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и
уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной
деятельности и сотрудничества с партнером;
умение слушать и понимать речь других;
умение совместно договариваться о правилах общения и поведения в
школе, в классе и следовать им.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Содержание программы внеурочной деятельности
Я и моя семья. Мое имя, родословная семьи, обязанности членов
семьи, мой дом, домашние питомцы
Я - ученик.
Моя школа, ее традиции, история. Школьные
помещения, правила поведения.
Растительный мир родного края. Лиственные, хвойные деревья,
кустарники, цветы, ягоды, грибы наших лесов.
Животный мир нашего края. Дикие лесные животные и птицы,
насекомые нашей природы.
Моя страна-Россия. Областной город моего края. Екатеринбург.
Малая родина. Символы нашего города и области,
местоположение на карте.
Календарно-тематическое планирование
Тема урока
Мой класс. Мои одноклассники
Моя школа. Экскурсия по школе.
Экскурсия в детскую библиотеку.
Двор школы.
Растительный мир школьного двора, района школы.
Как зовут меня, маму, папу, братьев, сестёр. Рисунок семьи.
Экскурсия по памятным местам Камышлова.
Как зовут бабушек, дедушек. Рисунок.
Моя родословная. Фотографии семьи.
Знакомство с отделами в магазине. Экскурсия в магазин.
Наблюдаем за изменениями в природе поздней осенью. Экскурсия
в природу.
Правила дорожного движения. Экскурсия к пешеходному
переходу.
Наблюдаем за поведением птиц зимой. Экскурсия в природу.
Наблюдение за снегом. Экскурсия в природу.
Посещение новогодней выставки в краеведческом музее.
Правила перехода железнодорожных путей. Экскурсия к
железнодорожному переезду.
Посещение реабилитационного центра в городе Камышлове
Закрепление знаний обучающихся о том, какие бывают поезда.
Экскурсия к железной дороге.
Экскурсия в детскую библиотеку.
Экскурсия на автовокзал.
Экскурсия на железнодорожный вокзал.
Наблюдаем за птицами весной. Экскурсия в природу.
Достопримечательности города Камышлова..
Профориентация. Экскурсия в мебельный цех.
Достопримечательности малой родины. Экскурсия в Аллею славы.
Посещение зала боевой славы в краеведческом музее.
Изменения в природе весной. Экскурсия.
Кол-во часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
1
2
1
1
1
2
1
2
2
1
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Мир природы и человека. В 2-х частях: учебник/ Н.Б. Матвеева, И.А.
Ярочкина, М.А. Попова. – М.: Просвещение, 2019
Планета Земля: энциклопедия для детского сада/И.Н. Сергеева. – М.:
РОСМЭН, 2018
Птицы: детская энциклопедия/Н.С. Ляпкова. – М.: РОСМЭН, 2018
Интернет- ресурсы
Материально-техническое оснащение:
1.
технические и электронные средства обучения:
-
компьютер; экран.
2.
демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
― бумага цветная разной плотности;
― картон цветной, серый, белый;
― набор разноцветного пластилина;
__цветные карандаши и другой материал.