Чтение 4 класс, 1 вариант, 2025

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» для обучающихся 4 класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.12.2022 г. № 1026.
Чтение является важным учебным предметом в образовании обучающихся с
умственной отсталостью. Его направленность на социализацию личности
обучающегося, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей,
формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных
позиций поведения подчеркивает значимость обучения чтению обучающихся с данной
категории.
Задачами изучения учебного предмета "Чтение" являются:
-воспитание у обучающихся интереса к чтению;
-формирование техники чтения: правильного и выразительного чтения, обеспечение
постепенного перехода от послогового чтения к чтению целым словом;
-формирование навыков сознательного чтения: читать доступный пониманию текст
вслух, шепотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание
прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во
время коллективного анализа;
-развитие у них умения общаться на уроке чтения: отвечать на вопросы
педагогического работника, спрашивать обучающихся о непонятных словах, делиться
впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту
словесные картинки, коллективно обсуждать предполагаемый ответ.
 Основные направления коррекционной работы:
 развитие зрительного восприятия и узнавания;
 развитие пространственных представлений и ориентации;
 развитие основных мыслительных операций;
 развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
 коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
 обогащение словаря;
 коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях.
Общая характеристика Уроки чтения тесно связаны с такими предметами как
русский язык и речевая практика, предметами эстетического цикла, как музыка и
изобразительное искусство, которые способствуют пробуждению в детях чувства
прекрасного, чувства радости и доброты; развивают ум, воображение, воспитывают
эстетический вкус ребенка.
Уроки чтения способствуют развитию наблюдательности, произвольного
внимания, речи, обогащает словарный запас школьников, расширяет кругозор

обучающихся, воспитывает нравственные качества (гуманное отношение к
окружающим, доброту, милосердие, уважение к старшим. Постоянное внимание
следует уделять формированию навыка правильного чтения, которым умственно
отсталые учащиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим
трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи.
Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в
процессе систематической работы, направленной на понимание содержания
произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному
построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской
самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с
лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы,
формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры;
посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
Ведущие приёмы и методы обучения чтению и обучению речи: беседа, рассказ,
работа с учебником, работа с иллюстрациями. Наряду с вышеназванными ведущими
методами используются и другие: экскурсии, демонстрация, наблюдение, нахождение
сходства и различия, выделение существенных признаков, классификация и
дифференциация, усыновление причинно-следственных связей между понятиями,
самостоятельная работа и др.
Формы контроля






устный опрос
практическая работа
индивидуальные задания
самостоятельная работа
контрольная работа

Место учебного предмета «Чтение» в учебном плане
Предмет «Чтение» входит в обязательную часть учебного плана в образовательную
область «Язык и речевая практика». Количество часов в 4 классе: 4 часа в неделю; 136
часов в год.
Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета
В соответствии с требованием Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Личностные результаты
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных
результатов на уроках по учебному предмету «Чтение»:
способность проявлять любовь к Родине, уважение к русскому языку;
способность проявлять доброжелательность, сочувствие, сопереживание;
способность применять адекватные способы поведения в различных ситуациях;

способность оказывать взаимопомощь;
способность обращаться за помощью;
способность инициировать и поддерживать коммуникацию с взрослыми;
способность инициировать и поддерживать коммуникацию со сверстниками;
способность использовать разнообразные средства коммуникации согласно
ситуации;
способность правильно применить ритуалы социального взаимодействия
согласно ситуации;
способность адекватно оценивать свои возможности;
способность прилагать усилия к достижению определенных результатов;
способность применять социально-значимые слова в разговоре и пользоваться
вежливыми формулами речи;
способность соблюдать распорядок дня и режимные моменты;
способность контролировать и планировать собственную деятельность.
В соответствии с требованием Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Предметные результаты имеют два уровня: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов:
-чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова - по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим
тоном голоса и темпом речи;
-ответы на вопросы педагога по прочитанному тексту;
-определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
-чтение текста молча с выполнением заданий педагога;
-определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их
поступков;
-чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
-пересказ текста по частям с опорой на вопросы педагога, картинный план или
иллюстрацию;
-выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Минимальный уровень:
-осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
-пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
-участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
-выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.

Базовые учебные действия, формируемые на уроках чтения
Личностные учебные действия:
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению
социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту
ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к
организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договорённостей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Регулятивные учебные действия:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и
действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать
свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо
знакомых предметов;
устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать;
выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности;
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать
изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение,
таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Коммуникативные учебные действия:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик,
ученик-класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и
учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности
и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с
людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Содержание программы учебного курса предмета
Произведения устного народного творчества (пословица, скороговорка, загадка,
потешка, песня, сказка, былина). Небольшие рассказы и стихотворения русских и
зарубежных писателей о природе родного края, о жизни обучающихся и взрослых, о
труде, о народных праздниках, о нравственных и этических нормах поведения. Статьи
занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о
культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом.
Тематика произведений: произведения о Родине, родной природе, об отношении
человека к природе, к животным, труду, друг другу, о жизни обучающихся, их дружбе
и товариществе, произведения о добре и зле.
Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, стихотворения, басни, пословицы,
поговорки, загадки, считалки, потешки.
Навык чтения: осознанное, правильное плавное чтение с переходом на чтение
целыми словами вслух и "про себя". Формирование умения самоконтроля и
самооценки. Формирование навыков выразительного чтения (соблюдение пауз на
знаках препинания, выбор соответствующего тона голоса, чтение по ролям и
драматизация разобранных диалогов).
Работа с текстом. Понимание слов и выражений, употребляемых в тексте.
Различение простейших случаев многозначности и сравнений. Деление текста на
части, составление простейшего плана и определение основной мысли произведения
под руководством педагогического работника. Составление картинного плана.
Пересказ текста или части текста по плану и опорным словам.
Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей.
Знание заглавия и автора произведения. Ориентировка в книге по оглавлению. Ответы
на вопросы о прочитанном, пересказ. Отчет о прочитанной книге.
Тематика: Школьная жизнь.
Время листьям опадать.
Делу – время, потехе – час.
В мире животных.
Жизнь дана на добрые дела.
Зима наступила.
Веселые истории.
Полюбуйся, весна наступает.
В мире волшебной сказки.

Родная земля.
Лето красное.
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к
труду, природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о
сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы,
на темы мира и дружбы.
Стихотворений наизусть – 5-7
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники
Чтение. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы 4класс/ Авт.-сост. С.Ю.
Ильина. В 2 частях. - М.: Просвещение, 2025.
Методические пособия для учителя
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) /мин-во образования и
науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
С.Ю. Ильина Л.В. Методическое руководство к учебнику «Чтение» для 4 класса:
пособие для учителя. / - М.: Просвещение, 2019
Учебно – методические пособия: Методические рекомендации. 2-4 классы
Интернет ресурсы
Литература для обучающихся
Художественная литература для внеклассного чтения
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
«Снова в школу». Н.Носов
«Жил – был Учитель». Э.Мошковская
«Чему учат в школе». М.Пляцковский
«Поздравление» Ю.Ермолаев
«Как Маруся дежурила» Е. Шварц
«Шум и Шумок» Е. Ильина
«Почему сороконожки опоздали на урок» В. Орлов
«Три желания Вити» По Л. Каминскому
«Читалочка» В. Берестов «Зарубите на носу». По М. Бартеневу
Внеклассное чтение: С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»
Проверь себя-урок-обобщение по теме: «Школьная жизнь»
«Желтой краской кто-то…». Н. Антонова
«Осенняя сказка». По Н. Абрамцевой
«Подарки осени». Е.Благинина
«Лесные подарки». По Л.Воронковой
«Лес осенью» А.Твардовский
«В осеннем лесу». По В. Путилиной
«Славная осень». Н. Некрасов
«Отчего Осень грустна» По Ю. Шиму
«Осень» К. Бальмонт

Количество
часов
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч

«Три сойки» По Ю.Ковалю
«Холодная зимовка». По Н. Сладкову
«Скучная картина». Отрывок. А.Плещеев
«Сказка про маленького жучка». По О. Иваненко
«Пчелы и мухи». По К.Ушинскому
«Время листьям опадать»
Загадки. Проверь себя! Внеклассное чтение В.Бианки «Хитрый лис
и умная уточка»
«Пекла кошка пирожки…» (русская потешка)
«Сенокос» (Чешская потешка)
«Карусели» По Л. Пантелееву
«Прятки». По Н.Носову
Считалки. «Жмурки» По М. Булатову
Проверь себя! Обобщающий урок по теме: «Делу- время, потехе час»
«Бодливая корова». По К.Ушинскому
«Упрямый котенок». По В.Бирюкову
«Пушок». По В. Гаранжину
«Томка». По Е. Чарушину
«Охотник и собаки». По Б.Житкову
«Чук заболел» По рассказу Л. Матвеевой
«Хитрый бурундук» Г. Снегирев
«Барсучья кладовая» По А.Баркову
«Гостья» По А. Дорохову
«Игрушки лисят» Г. Корольков
«Лиса» По Ю.Дмитриеву
Загадки. Проверь себя! Внеклассное чтение:
«Каша из топора» Русская народная сказка.
«Миша-мастер» Г. Ладонщиков
«Пичугин мост» По Е. Пермяку
«Михаськин сад» В. Хомченко
«Когда люди радуются» По С. Баруздину
«Про каникулы и полезные дела» По Ю. Ермолаеву
«Котенок» Е.Благинина
«Птичка» В, Голявкин
Проверь себя! Внеклассное чтение
«Снег идёт» По Л.Воронковой
«Снегурочка» А. Слащев
«Зима» И. Суриков
«Декабрь» С.Маршак
«Елка». По В.Сутееву
«Вечер под Рождество» По Л. Клавдиной
«Где лежало «спасибо?» М. Садовский
«На горке» По Н.Носову
«Лисичка- сестричка и волк» (русская народная сказка)
«Как Солнце с Морозом поссорились» А. Бродский
«Зимняя сказка» П. Головкин
«Митины друзья» Г. Скребицкий
«Снежная шапка» В.Бирюков
«В шубах и шапках» По А. Тумбасову
«Не ветер бушует над бором» Н. Некрасов

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
2ч
2ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч

«Находчивый медведь» По В.Бианки
Внеклассное чтение: «Синичкин календарь: «Январь», «Февраль»
В.Бианки
«Зимние приметы» По А. Спирину
Загадки. Проверь себя-урок-обобщение по теме: «Зима наступила».
«Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос» По Н. Носову
«Одни неприятности» Г.Остер
«Однажды утром» М.Пляцковский
«Почему комары кусаются». В.Бирюков
«Вот какой рассеянный» С. Маршак
«Две лишние коробки» По О.Кургузову
«Отвечайте, правда ли?» Г.Чичинадзе
Внеклассное чтение: «Подкидыш» (В.Бианки «Рассказы»)
Проверь себя-урок-обобщение по теме: «Веселые истории»
Март В. Алферов.
«Восьмое марта» По М.Фроловой
«Бабушка-забота» Е.Благинина
«Бабушкина вешалка» По А. Соколовскому
«Последняя льдина» По В.Бианки
«Весна» А.Плещеев
«Скворцы прилетели» По А.Баркову
«Всему свой срок» По Э.Шиму
«Полюбуйся, весна наступает» И.Никитин
«Весенний вечер» По Ю.Ковалю
«Опасная красавица» По Ю.Дмитриеву
Загадки. Проверь себя-урок-обобщение по теме: «Полюбуйся, весна
наступает…»
Внеклассное чтение «Весна»
«Хаврошечка». Русская народная сказка
«Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке». Русская
народная сказка.
«У лукоморья дуб зеленый» А.С. Пушкин
«Подарки феи» По Ш.Перро
«Горшочек каши» Братья Гримм
«Наши сказки» По В.Порудоминскому
Внеклассное чтение: «Болтливая баба» (Бытовые сказки)
Проверь себя-урок-обобщение «В мире волшебной сказки»
«Царь - колокол» М. Ильин
«Город на Неве» С.Васильева
«Где всего прекрасней на земле» Д.Павлычко
«Сочинение на тему» С.Вербова
«Какое это слово?» По Л. Кассилю
«Главное Дело» По Б. Никольскому
«Защита» А. Усачев
«Никто не знает, но помнят все» Т.Белозеров
«День Победы» По Л. Кассилю
Внеклассное чтение: В.Степанов «Рассказ ветерана»
Проверь себя-урок-обобщение по теме: «Родная земля»
Ливень. С. Козлов
«Тучка» Г. Граубин
«Хитрый одуванчик» Н. Павлова

1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
2ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч

«Одуванчик» Е.Благинина
«Встреча со змеей» По А. Дорохову
Летний снег А. Бредский
После зимы будет лето В. Голявкин
Хозяюшка О. Тарнопольская
Летние приметы По А. Спирину
Внеклассное чтение «Здравствуй, лето»
Проверь себя-урок-обобщение по теме: «Лето пришло»
Итоговый урок за год
Итого:

1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
136 ч


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».