Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» для
обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного
стандарта
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022 г. № 1026.
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о
живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих
между миром природы и человека.
Реализовать данную цель через решение следующих задач:
формировать у детей представления о живой и неживой природе;
формировать элементы образного и аналитического мышления, развитие
кругозора, обогащение словаря обучающихся;
на основе наблюдений и простейших опытных действий расширить
представления о взаимосвязи неживой и живой природы, формах
приспособленности живого мира к условиям внешней среды.
формировать представления о Солнце как источнике света и тепла на Земле,
уяснить роль Солнца как причины, обуславливающей смену времен года, его
значение в жизни живой природы;
закреплять представления о воде и воздухе, их роли в жизни растений,
животных, человека изучение доступных учащимся сведений о почве, её
свойствах и значении в жизни живой природы;
воспитание интереса к природе, бережного отношения к ней.
Курс "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования
естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся
умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями
окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинноследственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
При отборе содержания курса "Мир природы и человека" учтены современные
научные данные об особенностях познавательной деятельности, эмоционально
волевой регуляции, поведения младших обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим
дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
полисенсорности восприятия объектов;
практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по возможности в
натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально
созданных учебных ситуациях;
накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через
взаимодействие с различными носителями информации: устным и печатным словом,
иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебнопознавательных задач, в совместной деятельности друг с другом в процессе решения
проблемных ситуаций;
закрепления представлений, постоянное обращение к уже изученному,
систематизации знаний и накоплению опыта взаимодействия с предметами познания
в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
постепенного усложнения содержания предмета: расширение характеристик
предмета познания, преемственность изучаемых тем.
Общая характеристика учебного предмета
Основное внимание при изучении курса "Мир природы и человека" уделено
формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе,
человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.
Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие
способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях
человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной
организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные
на коррекцию умственной деятельности школьников.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и
явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать
причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью
человека.
Структура курса представлена следующими разделами: "Сезонные изменения",
"Неживая природа", "Живая природа (в том числе человек)", "Безопасное
поведение".
Основные виды организации учебного процесса
Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в
парах и группах, практическая работа, коллективная работа, экскурсии.
Методы обучения: словесные метод (рассказ, объяснение, беседа, работа с
учебником); наглядные (метод иллюстраций, метод демонстраций);
практические (упражнения, практическая работа); репродуктивный метод
(работа по алгоритму); коллективный, индивидуальный; творческий метод.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационнокоммуникационные;
личностно-ориентированные;
дифференцированное
обучение, ИКТ.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Мир природы и человека» входит в обязательную часть учебного
плана в образовательную область «Естествознание». Количество часов в 4
классе: 2 часа в неделю; 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение
комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для
достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру,
овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по предмету "Мир природы и
человека" в 4 классе включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки:
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости
за свою Родину, российский народ и историю России.
Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении.
Овладение
социально-бытовыми
умениями,
используемыми
в
повседневной жизни.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Минимальный уровень:
представление о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые
понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и
обществе;
знание требований к режиму дня обучающегося и понимание необходимости
его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной
жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5
предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в
учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в образовательной
организации, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем
ситуации.
Достаточный уровень:
представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в
окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных
условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных
оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с
учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного,
проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения,
заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля педагогического работника (при
наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и
обучающихся, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний,
адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном
общении с обучающимися, адекватное взаимодействие с объектами
окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы
Содержание учебного предмета
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время
суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на
циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни.
Неделя и месяц.
Времена года: осень, зима, весна, лето. Основные признаки каждого времени
года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека)
Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне, в году,
начиная с января. Календарь.
Осень - начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима - начало,
середина, конец зимы. Весна - ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена
времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных
изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни
людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Растения и животные в разное время года.
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны
года. Сад, огород. Поле, лес в разное время года.
Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры обучающихся, труд людей в разное время года.
Одежда людей в разное время года
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.
Неживая природа
Земля: песок, глина, камни.
Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы.
Живая природа (в том числе человек)
Растения. Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Зерновые культуры.
Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни
человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники.
Травянистые растения. Значение растений в природе.
Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные.
Животные домашние. Звери. Птицы. Условия обитания, чем кормятся сами
животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат
животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Насекомые. Названия. Внешнее строение:
названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе.
Помощь гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, мусор, животные из
красной книги, зоопарки.
Человек. Мозг человека. Режим дня.
Безопасное поведение. Правила поведения дома, Правила поведения в школе,
Правила дорожного движения. Дорога. Пешеходный переход.. транспорт. Мы –
пассажиры.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
1.Учебник «Мир природы и человека» 4 класс, авторы: Н.Б.Матвеева,
И.А.Ярочкина, М.А.Попова, Т.О.Куртова, Москва "Просвещение" 2025
2. Е.Д. Худенко Е.В. «Практическое пособие по развитию речи для детей с
отклонениями в развитии» //Под редакцией В.В. Воронковой. – М., 2007
3.Рабочая тетрадь «Мир природы и человека» 4 класс, авторы: Н.Б.Матвеева.
М.А.Попова. Москва "Просвещение", 2019
4.Ноутбук
5.Наглядное пособия. Дидактические игры.
Материально – техническое обеспечение учебного процесса:
Таблицы:
«Дикие животные»
«Домашние животные»
«Правила дорожного движения»
«Времена года»
«Овощи»
«Фрукты»
• Плакат «Календарь погоды»
• Сюжетные картинки «Времена года»
• Предметные картинки
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
Количество
часов
Сезонные изменения в природе
1
Времена года. Осень
1
Осенние месяца
1
Растения осенью
1
Садовые цветы
1
Сбор урожая.
1
Осенние изменения в поле
1
Осенние изменения в лесу
1
Дикие животные осенью
1
Насекомые осенью
1
Рыбы осенью
1
Домашние животные осенью
1
Труд людей осенью
1
Обобщающий урок.
1
Зима. Погода
1
Зимние месяца
1
Растения зимой
1
Животные зимой
1
Труд людей зимой
1
Обобщающий урок.
1
Весна. Погода.
1
Весенние месяца
1
Растения весной
1
Цветы
1
Семена, рассада.
1
Лес весной
1
Животные весной
1
Птицы весной. Скворечник
1
Труд людей весной
1
Обобщающий урок.
1
Лето. Погода
1
Летние месяца
1
Растения летом
1
Цветы
1
Сад.
1
Поле.
1
Дикие животные летом
1
Насекомые летом
1
Рыбы летом
1
Домашние животные летом
1
Труд людей летом
1
Отдых летом
1
Безопасное поведение летом
1
Обобщающий урок.
1
Огород. Растения.
1
Сад. Растения.
1
Деревья, кустарники, ягоды
1
Инвентарь для работы в саду
1
Растения культурные и дикорастущие
1
Лекарственные растения
1
Красная книга
1
Парки
1
Растения поля в разные времена года
1
Полезные злаковые растения
1
Домашние животные
1
Домашние животные
1
Птицы
1
Дикие птицы
1
Домашние птицы
1
Пчелы
1
Мозг человека
1
Режим дня
1
Охрана природы
1
Мусор
1
Заповедник. Лесничество. Зоопарки
1
Правила поведения дома
1
Правила дорожного движения
1
Мы-пассажиры
1
.