Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета "Музыка" для обучающихся 1-4 класса
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2014 г. №1599), на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями приказ Министерства просвещения
Российской федерации от 24.12.2022г. № 1026.
Цель ― приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части
духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
-формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих
адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению, простейших
эстетических ориентиров;
- развитие интереса к музыкальному искусству, способности получать
удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений
в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально
деятельности;
- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных
процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от
музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию
музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др.
Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается
композиционностъю,
игровой
направленностью,
эмоциональной
дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс
основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального
воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы,
комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности,
наглядности.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Музыка» входит в обязательную часть учебного плана, предметную
область «Искусство». На изучение предмета «Музыка» в 1 классе отводится 2 часа в
неделю, курс рассчитан на 66 часов (33 учебных недели); 2-4 классе отводится по 1
часу в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебных недели).
Планируемые результаты освоение учебного предмета по итогам обучения
в 1 классе
положительная мотивация к занятиям различными видами музыкальной
деятельности;
готовность к творческому взаимодействию и коммуникации со взрослыми и
другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе
сотрудничества, толерантности, взаимопонимания ипринятых норм социального
взаимодействия.
Предметные результаты освоения программы в 1 классе
Достаточный уровень
- характер и содержание знакомых
музыкальных произведений;
- музыкальные инструменты и их звучание
(труба, баян, гитара);
- подражать пению с инструментальным
сопровождением и без него (с помощью
педагога).
Минимальный уровень
- выразительно
и
эмоционально
исполнять выученные песни с
простейшими элементами динамических
оттенков;
- правильно формировать при пении
гласные звуки и отчётливо произносить
согласные звуки в конце и в середине слов;
- правильно исполнять мелодию в
диапазоне ре1— си1;
- различать вступление, запев, припев,
проигрыш, окончание песни;
- различать песню, танец, марш;
- верно передавать ритмический рисунок
мелодии (хлопками, движениями, при игре
на металлофоне, голосом);
- определять разнообразные
по
содержанию и характеру музыкальные
произведения (весёлые, грустные и
спокойные).
Содержание учебного предмета «Музыка» в 1 классе
Содержание Программы базируется на изучении обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ музыкального искусства:
жанры музыки (песня, танец, марш и их разновидности);
основные средства музыкальной выразительности;
формы музыки (одночастная, двухчастная, трёхчастная, куплетная);
зависимость формы музыкального произведения от содержания;
основные виды музыкальной деятельности: сочинение, исполнение,
музыкальное восприятие.
Основу содержания Программы составляют: произведения отечественной
(русской) классической и современной музыкальной культуры — музыка народная
и композиторская; музыкальный фольклор как отражение жизни народа, его
истории, отношения к родному краю, природе, труду, человеку; устная и
письменная традиции существования музыки; основные жанры русских народных
песен; песенность как основная черта русской народной и профессиональной
музыки; народные истоки в творчестве русских композиторов. Повторяемость
музыкальных произведений отвечает принципу концентризма построения учебного
материала.
Повторение
обучающимися
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) ранее изученных музыкальных произведений
способствует
лучшему
пониманию,
осознанию
средств
музыкальной
выразительности, возникновению новых переживаний, закреплению уже
полученных представлений, знаний, исполнительских умений и навыков,
совершенствованию собственного музыкального опыта.
Выбор музыкальных произведений для слушания зависит от соответствия
содержания
музыкальных
произведений
возможностям восприятия их
обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В разделе «Музыкальное восприятие» обучающиеся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают умением слушать
музыку, адекватно реагируя на художественные образы, воплощённые в
музыкальных произведениях; элементарными представлениями о многообразии
внутреннего
содержания
прослушиваемых
произведений;
развивают
эмоциональную отзывчивость и учатся эмоционально реагировать на произведения
различных музыкальных жанров, разных по своему характеру; приобретают умение
передавать словами примерное содержание музыкального произведения; умение
определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш,
танец, песня; весёлая, грустная, спокойная мелодия); умение самостоятельно
узнавать и называть музыкальные произведения по вступлению; умение выделять
мелодию и аккомпанемент в песне и в инструментальном произведении; умение
различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); представления о
сольном и хоровом пении, о различных музыкальных коллективах (ансамбль,
оркестр), о музыкальных инструментах и их звучании.
Песенный репертуар раздела «Хоровое пение» составляют произведения
отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская,
классическая, современная. Используемый песенный материал характеризуется
смысловой доступностью, отражает знакомые образы, события и явления, имеет
простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы,
соответствующие требованиям организации щадящего голосового режима.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных
явлениях, детстве, школьной жизни и т. д. Среди жанров: песни-прибаутки,
шуточные песни, игровые песни, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Изучение элементов музыкальной грамоты делится на три периода,
соответствующих познавательным возможностям обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Дети накапливают опыт
восприятия музыки, первоначальные музыкальные впечатления, опыт музыкальнослуховых и ритмических представлений, интонирования мелодии голосом.
Происходит ознакомление с характером музыки (спокойная, весёлая, грустная); с
динамическими особенностями (громкая, тихая); развиваются элементарные
представления о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых
произведений; происходит знакомство с музыкальными инструментами и их
звучанием (фортепиано, барабан, скрипка, баян, гитара, труба); формируются
элементарные представления о форме песни (вступление, запев, припев, проигрыш,
окончание), некоторых жанрах (песня, танец, марш), видах музыкальной
деятельности (пение, слушание музыки, танец и т. д.) и правилах поведения на
уроках. Обучающиеся знакомятся с музыкальными понятиями: высота и
длительность звука, музыкальный коллектив (ансамбль, оркестр, хор); продолжают
изучать многообразие музыкальных инструментов (орган, арфа, флейта, виолончель,
саксофон, балалайка, другие народные инструменты) и музыкальной формы (части
произведения). У обучающихся формируются элементарные представления о
полифункциональности музыки (развлекательная, спортивная, музыка для отдыха,
трудовой деятельности); разновидностях маршей (военный, спортивный,
праздничный, траурный) и танца (вальс, полька, танго, полонез, хоровод).
Планируемые предметные результаты обучающихся 2 класса
Минимальный уровень:
- определение содержания знакомых
музыкальных произведений;
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных песен
как с инструментальным сопровождением, так и
- представления о некоторых музыкальных без него;
инструментах и их звучании;
- пение
с
инструментальным
сопровождением и без него (с помощью
педагога);
- выразительное совместное
исполнение выученных песен с
простейшими элементами динамических
оттенков;
- правильное формирование при пении
гласных звуков и отчётливое произнесение
согласных звуков в конце и в середине слов;
- правильная передача мелодии в диапазоне
ре1 — си1;
- различение вступления, запева, припева,
проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка мелодии
(хлопками, на металлофоне,голосом);
- определение
разнообразных
по
содержанию и характеру музыкальных
произведений
(весёлые,
грустные
и
спокойные);
- владение
элементарными
представлениями о нотной грамоте.
- представления
обо всех включённых в
программу музыкальных инструментах и их
звучании;
- сольное пение
и
пение хором с
выполнением
требований
художественного
исполнения, с учётом средств музыкальной
выразительности;
- ясное и чёткое произнесение слов в песнях
подвижного характера;
- различение разнообразных по характеру и
звучанию песен, маршей, танцев;
- знание основных средств музыкальной
выразительности: динамические оттенки (форте
— громко, пиано — тихо); особенности темпа
(быстро, умеренно, медленно); особенности
регистра (низкий, средний, высокий) и др.;
- владение элементами музыкальной грамоты как
средствами графического изображения музыки.
Содержание учебного предмета «Музыка» во 2 классе
Виды музыкальной деятельности
Пение
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в
предыдущих классах, а также на новом материале.
Исполнение песенного материала в диапазоне до1 — до2.
Дальнейшая работа над чистотой интонирования и выравниванием звучания
на всем диапазоне.
Развитие умения правильно интонировать выученные песни в составе
группы и индивидуально, чётко выдерживать ритмический рисунок произведения
без сопровождения учителя и инструмента (а капелла).
Совместное согласованное пение. Одновременное начало и окончание
исполнения.
Развитие артикуляционного аппарата, умения правильно формировать
гласные и отчётливо произносить согласные звуки, интонационно выделять
гласные звуки в зависимости от смыслового отношения слова в тексте
песни.
Слушание музыки
Развитие эмоциональной отзывчивости и реагирования на музыку
различного характера.
Развитие умения различать звуки по высоте (высокие — низкие) и
длительности (долгие — короткие).
Формирование представлений о плавном и отрывистом проведении мелодии
в музыкальных произведениях.
Формирование представлений о различных музыкальных коллективах:
ансамбль, оркестр.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием: арфа, флейта,
орган.
Игра на музыкальных инструментах.
Закрепление навыков игры на ударно-шумовых инструментах, обучение
игре на металлофоне.
Планируемые предметные результаты обучающихся 3 класса
Достаточный уровень
уметь узнавать музыкальную форму одночастную,
двухчастную, трехчастную;
музыкальные инструменты и их звучание
виолончель, саксофон, балалайка;
сохранять при пении округлое звучание в верхнем
регистре и мягкое звучание в нижнем регистре;
распределять дыхание при исполнении напевных
песен с различными динамическими оттенками;
сохранять правильное формирование гласных при
пении двух звуков на одном слоге;
воспроизводить хорошо знакомую песню путем
беззвучной
артикуляции
в
сопровождении
инструмента
Минимальный уровень
подражать правильному формирование
гласных при пении двух звуков на одном
слоге;
различать и показывать музыкальные
инструменты и их звучание виолончель,
саксофон, балалайка;
воспроизводить
хорошо
знакомую
песню путем беззвучной артикуляции в
сопровождении инструмента
Планируемые личностные результаты:
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное
отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
целостное восприятие окружающего мира;
развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения,
заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
творческий подход к выполнению заданий;
рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и
управлять ими;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, к работе на результат.
Формирование базовых учебных действий, обучающихся 3 класса
Группа БУД
Личностные
учебные действия
Коммуникативные
учебные действия
Перечень учебных действий
положительное отношение к окружающей действительности;
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому
ее восприятию.
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь слушать и
понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно
Регулятивные
учебные действия
Познавательные
учебные действия
взаимодействовать с людьми.
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного
помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения
(поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами,
спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность,
следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и
оценивать свои действия и действия одноклассников соотносить
свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать
оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных
критериев, корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
выделять существенные, общие и отличительные свойства
предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на
наглядном материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
наблюдать, работать с информацией (понимать изображение,
текст, устное высказывание, элементарное схематическое
изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных
и других носителях).
Планируемые предметные результаты обучающихся 4 класса
Достаточный уровень
Подбирать слова, отражающие содержание
музыкальных произведений (словарь эмоций);
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную
запись;
Закреплять основные термины и понятия
музыкального искусства
Внимательно слушать классическую музыку,
Определять и сравнивать характер, настроение
и средства выразительности в музыкальных
произведениях;
Размышлять
о
музыке,
оценивать
ее
эмоциональный характер и определять образное
содержание;
Передавать настроение музыки и его изменение
в пении, музыкально-пластическом движении;
Исполнять
вокальные
произведения
с
инструментальным сопровождением и без
аккомпанемента
Минимальный уровень
уметь
узнавать
музыкальную
форму
одночастную, двухчастную, трехчастную;
музыкальные инструменты и их звучание
виолончель, саксофон, балалайка;
сохранять при пении округлое звучание в
верхнем регистре и мягкое звучание в нижнем
регистре;
распределять дыхание при исполнении
напевных песен с различными динамическими
оттенками
Формирование базовых учебных действий, обучающихся 4 класса
Группа БУД
Личностные
учебные действия
Перечень учебных действий
готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее
восприятию.
положительное отношение к окружающей действительности;
Коммуникативные
учебные
действия
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь слушать и понимать
инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми.
Регулятивные
учебные
действия
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку,
вставать и выходить из-за парты и т. д.);
работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным
инвентарем) и организовывать рабочее место;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать
предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников соотносить свои действия и их результаты
с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с
учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом
выявленных недочетов.
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном
материале;
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
наблюдать, работать с информацией (понимать изображение, текст, устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).
Познавательные
учебные
действия
Планируемые личностные результаты:
чувство патриотизма;
осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное
отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
целостное восприятие окружающего мира;
развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла
учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов
действий, творческий подход к выполнению заданий;
рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и
управлять ими;
навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, в работе на результат.
Содержание учебного предмета
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и
объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки,
хоровое пение, элементы
музыкальной
грамоты, игра
на музыкальных
инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков
состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной
деятельности, музыкальных
произведений
для
слушания
и исполнения,
вокальных упражнений.
Восприятие музыки
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни и пр.
Слушание музыки:
- овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на
художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие
элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания
прослушиваемых произведений;
- развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на
произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
- развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального
произведения;
- развитие умения определять разнообразные по форме и характеру
музыкальные произведения (марш, танец, песня; весела, грустная, спокойная
мелодия);
- развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению;
развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в
инструментальном произведении;
- развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш,
окончание);
- ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о
различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
- знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано,
барабан, скрипка и др.)
Хоровое пение
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры;
музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать
знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок
мелодии,
короткие
музыкальные
фразы, соответствовать требованиям
организации щадящего режима по отношению к детскому голосу
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях,
общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие:
игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр.
Навык пения:
- обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение
корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы,
устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
- работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого,
одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование
умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков
экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие
умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих
пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении
напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и
ослаблении дыхания);
- пение коротких попевок на одном дыхании;
- формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного
звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо
произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости
от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при
пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста
в темпе исполняемого произведения;
- развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
- активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного
интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
- развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без
сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой
интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
- развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных
ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо
знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
- дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии
(звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на
одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз
или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
- развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии
(веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительно-эмоциональное
исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и
окончание пения);
- развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с
педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в
унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен
ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
- развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп,
динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
- пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах
mezzo piano (умеренно тихо) и mezzo forte (умеренно громко);
- укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1
– си1, до1 – до2;
- получение эстетического наслаждения от собственного пения.
Элементы музыкальной грамоты
Содержание:
- ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
- ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ― forte,
тихая ― piano);
- развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
- элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ,
добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения
композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс
Содержание:
- обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен,
треугольник; металлофон; ложки и др.);
- обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
- обучение игре на фортепиано.
Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение
образовательного процесса
Перечень литературы
1. Евтушенко И.В. Музыка 1 класс: учебное пособие/ И.В. Евтушенко., Е.В.
Чернышкова - М.: Просвещение, 2021;
2. Евтушенко И.В. Музыка 2 класс: учебное пособие/ И.В. Евтушенко., Е.В.
Чернышкова - М.: Просвещение, 2020;
3. Евтушенко И.В., Чернышкова Е.В. Музыка. 3 класс: учебное пособие/ И.В.
Евтушенко., Е.В. Чернышкова - М.: Просвещение, 2023;
4. Евтушенко И.В., Чернышкова Е.В. Музыка. 4 класс: учебное пособие/ И.В.
Евтушенко., Е.В. Чернышкова - М.: Просвещение, 2022.
5. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального
воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А.
Шолохова, 2006.
6. Ковалько, В.И. Школа физкультминуток. 1-4 классы/В.И. Ковалько. – М.:
ВАКО, 2005
7. Музыка, пение, музыкально-ритмические занятия». 5кл.: Новосёлова Н. А.,
Шлыкова А. А. Программы обучения детей с умеренной и тяжёлой умственной
отсталостью. (Подготовительный, I – X классы). – Екатеринбург: «Учебная книга»,
2004.
8. Исаева, С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое
пособие/ С.А. Исаева. – М.: Айрис-пресс, 2004
9. Крюкова, И.А. Азбука ритма/ И.А. Крюкова. – Екатеринбург: Дом учителя,
2003
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
1. ЦОС Моя Школа https://lesson.edu.ru/56/03
2. Библиотека цифрового образовательного контента https://lib.myschool.edu.ru
3. Инфоурок https://school.infourok.ru/videouroki
4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru
5. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:
http://school-collection.edu.ru/
https://easyen.ru/?__cf_chl_rt_tk=1eH74Mfl6Bwj3ncR8UsdJ.QV5iOB009SXSBLe_XMI
zc-1750092715-1.0.1.1-hSKEgXI2GtEJMxViCilTc.uF8CZXm240Eqc.7F4_sOc
Наглядные пособия:
1. Конспекты уроков;
2. Портреты русских и зарубежных композиторов;
3. Альбомы с демонстрационным материалом;
4. Карточки-задания на развитие музыкальных способностей;
5. Тексты песен;
6. Музыкальный словарь;
7. Атласы музыкальных инструментов;
8. Музыкально-дидактические игры. Демонстрационный материал.
Экранно-звуковые информационно-коммуникативные средства:
1. Аудиозаписи.
2. Видеофильмы.
3. Музыкальные презентации.
Технические средства обучения:
1. Музыкальный центр с акустической системой.
2. Ноутбук.
3. Принтер.
4. Магнитофон.
Учебно-практическое оборудование
1. Музыкальные инструменты (фортепиано, гитара, балалайка, бубен,
колокольчик, деревянные ложки, маракас, металлофон, треугольник, свистулька,
трещотки).
2. Магнитная доска, фланелеграф
Кассеты
Сборник «Детские песенки», «Школьные песенки», «Лучшие детские
песенки».
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
1 класс - 66 часов
Исполнение известных и любимых детьми песен. Музыкально-дидактические игры
Знакомство с песней «Серенькая кошечка». Музыка В. Витлина, слова Н. Найдёновой
Закрепление, исполнение песни «Серенькая кошечка».
Музыкально-дидактическая игра.
Знакомство « Весёлые гуси». Украинская народная песня. Слушание.
Закрепление « Весёлые гуси». Украинская народная песня. Пение. Игра на музыкальных
инструментах.
Знакомство. «Савка и Гришка», белорусская народная песня. М. Глинка «Полька»
слушание.
Закрепление, исполнение песни «Савка и Гришка».
Знакомство. «Урожай собирай». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной
Во поле берёза стояла. Русская народная песня. Слушание.
Закрепление, исполнение «Урожай собирай». Музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.
Во поле берёза стояла. Русская народная песня.
Слушание, исполнение
На горе-то калина. Русская народная песня
«Три поросёнка». Музыка М. Протасова, слова Н. Соловьёвой
Закрепление, исполнение «Три поросёнка». Музыка М. Протасова, слова Н. Соловьёвой
Знакомство «Бабушкин козлик». Русская народная песня. Обработка Ю. Слонова
Закрепление, исполнение «Бабушкин козлик». Музыкально-дидактическая игра.
Повторение песен: «Урожай собирай», «Савка и Гришка», «Бабушкин козлик»
Музыкально-дидактическая игра
Знакомство, исполнение «К нам гости пришли». Музыка Ан. Александрова, слова М.
Ивенсен
Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой
Частушки-топотушки. Музыка Л. Маковской, слова И. Черницкой
Знакомство, слушание Если добрый ты. Из мультфильма «День рождения кота
Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта
Слушание. Неприятность эту мы переживём. Из мультфильма «Лето кота
Леопольда». Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта
Знакомство «Что за дерево такое?». Музыка М. Старокадомского, слова Л. Некрасовой
Исполнение, закрепление «Что за дерево такое?»
Исполнение, закрепление «Что за дерево такое?»
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра.
Знакомство «Ёлочка». Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской (перевод с
украинского А. Ковальчука)
Исполнение, закрепление «Ёлочка». Музыка А. Филиппенко, слова М. Познанской
(перевод сукраинского А. Ковальчука)
Знакомство «Новогодняя». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод с
украинского М. Ивенсен)
Исполнение, закрепление «Новогодняя». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко (перевод
с украинского М. Ивенсен
Знакомство, «Новогодняя хороводная». Музыка А. Островского, слова Ю. Леднева
Исполнение, закрепление «Новогодняя хороводная». Музыка А. Островского, слова Ю.
Леднева
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Знакомство, слушание «Ракеты». Музыка Ю. Чичкова, слова Я. Серпина.
Знакомство «Бескозырка белая» Музыка народная, слова З. Александровой.
Исполнение, закрепление «Бескозырка белая» Музыка народная, слова З. Александровой.
«Песню девочкам поём». Музыка Т. Попатенко, слова З. Петровой
П. Чайковский. Танец маленьких лебедей. Из балета «Лебединоеозеро». Слушание.
Знакомство «Белые кораблики». Музыка В. Шаинского, слова Л. Яхнина
Исполнение, закрепление «Белые кораблики».
Музыкально-дидактическая игра.
Знакомство, слушание «Песня друзей2. Из мультфильма «Бременские музыканты».
Музыка Г.Гладкова, слова Ю. Энтина.
Знакомство «Всё мы делим
пополам». Музыка В. Шаинского. слова
М.Пляцковского
Закрепление, исполнение «Всё
мы делим пополам».
Игра на музыкальных инструментах.
Знакомство, слушание песни «На крутом бережку». Из мультфильма «Леопольд и
Золотая рыбка».Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта
Музыкально-дидактическая игра.
Знакомство, слушание «Маме в день 8 марта». Музыка Е. Тиличеевой, слова М. Ивенсен
Закрепление, исполнение «Маме в день 8 марта». Игра на музыкальных инструментах
детского оркестра.
Закрепление, исполнение «Маме в день 8 марта». Игра на музыкальных инструментах
детского оркестра.
Песенка
странного
зверя. Из
мультфильма Странный зверь».Музыка В.
Казенина, слова Р. Лаубе. Слушание.
Повторение изученых песен.Игра на музыкальных инструментах.
Знакомство «Трудимся с охотой». Музыка Е. Тиличеевой, слова Ю. Ермолаева и В.
Коркина.
Исполнение, закрепление «Трудимся с охотой». Игра на музыкальных инструментах.
«На мосточке». Музыка А. Филиппенко, слова Г. Бойко
Закрепление, исполнение «На мосточке».
К. Вебер. Хор охотников. Из оперы «Волшебный стрелок». Слушание.
Д. Кабалевский. Клоуны. Слушание.
Музыкально-дидактическая игра.
Песенка Львёнка и Черепахи. Из мультфильма «Как Львёнок иЧерепаха пели песню».
Музыка Г. Гладкова, слова С. Козлова.
Игра на музыкальных инструментах.
«Песенка про кузнечика». Из мультфильма «Приключения Незнайки».Музыка В.
Шаинского, слова Н. Носова.
Исполнение «Песенка про кузнечика». Из мультфильма «Приключения Незнайки».
Песенка
о
лете. Музыка
Е.
Крылатова, слова Ю. Энтина.
Из мультфильма «Дед Мороз и лето»
М. П. Мусоргский. Гопак. Из оперы «Сорочинская ярмарка».
И. С. Бах. Прелюдия до мажор. Из «Хорошо темперированного клавира». Слушание.
Повторение, исполнение изученных песен.
Игра на музыкальных инструментах.
Музыкально-дидактическая игра.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
Кол-во
часов
2 класс - 34 часа
Исполнение знакомых песен.
Знакомство, исполнение «На горе-то калина». Русская народная песня.
Знакомство с русской народной песней «Каравай».
Закрепление. Песня «Каравай».
Знакомство «Огородная-хороводная».
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Закрепление. «Огородная-хороводная», пение.
Знакомство «Неприятность эту мы переживём». слушание.
Закрепление «Неприятность эту мы переживём».
Знакомство. Русская народная песня «Как на тоненький ледок». «Колыбельная
Медведицы», слушание.
Музыкально-дидактическая игра.
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Знакомство. «Новогодняя». Муз. Флиппенко, словаГ. Бойко.
Закрепление, исполнение «Новогодняя».
Знакомство. «Новогодняя хороводная». Муз. Островского, сл. Ю. Леднёва. «Будьте
добры» слушание.
Закрепление «Новогодняя хороводная».
Знакомство «Маленькой елочке холодно зимой».
Закрепление «Маленькой елочке холодно зимой».
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Знакомство « Менуэт» Л. Боккерини.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием. Орган.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием. Арфа.
Знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием. Флейта.
Знакомство «Песня о пограничнике». «Марш деревянных солдатиков». П. Чайковский,
слушание.
Знакомство «Песню девочкам поём».
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Знакомство «Мамин праздник». Муз. Ю. Гурьева, сл. С. Вигдорова.
Закрепление «Мамин праздник».
Знакомство «Улыбка».
Закрепление, исполнение «Улыбка».
Знакомство. Русская народная песня. «Бабушкин козлик».
Закрепление, исполнение. Русская народная песня «Бабушкин козлик».
Знакомство «Если добрый ты».
Закрепление, исполнение «Если добрый ты».
Знакомство «Марш». Из симфонической сказки «Петя и волк». Слушание.
Знакомство «На крутом бережку». Из мультфильма «Леопольд и золотая рыбка».
Закрепление. «На крутом бережку».
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра
Музыкально-дидактическая игра.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование
Название раздела, темы урока
3 класс - 34 часа
Знакомство с песней «Первоклашка». «Чему учат в школе», слушание.
Закрепление, исполнение «Первоклашка».
Знакомство с осенними песнями. «Осень ласковая сказка».
Закрепление. Исполнение песни «Осень ласковая сказка».
В гостях у В. Шаинского.
Знакомство «Песенка крокодила Гены». «Мир похож на цветной луг», слушание.
Закрепление, исполнение «Песенка крокодила Гены».
Музыкально-дидактическая игра.
Знакомство с песнями о зиме. «Снежная песенка».
«Кабы не было зимы», слушание.
Закрепление исполнение «Снежная песенка».
Знакомство с песней «Почему медведь зимой спит?».
Закрепление певческих умений и навыков.
Знакомство «Новогодний хоровод». Пение.
Закрепление. Исполнение песни «Новогодний хоровод».
Разучивание новогодних хороводов.
Музыкально-дидактическая игра.
Знакомство с музыкальными инструментами. Саксофон.
Знакомство с музыкальными инструментами. Виолончель.
Знакомство с музыкальными инструментами. Балалайка.
Знакомство «Бескозырка белая».
Исполнение песни «Бескозырка белая».
Знакомство с песней «Мама».
Закрепление. Исполнение песни «Мама».
П.И. Чайковский «Времена года».
Знакомство. «Праздничный вальс». Муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.
Слушание.
Музыкально-дидактическая игра.
Знакомство «Белые кораблики». «Облака», слушание.
Закрепление. исполнение «Белые кораблики». «Наш край». Муз. Д. Кабалевского,
сл. А. Пришельца. Слушание.
Знакомство «Голубой вагон». «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. Чайковский.
Слушание.
Закрепление, исполнение «Голубой вагон».
Знакомство. «Чунга-Чанга». Муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского.
Игра на детских шумовых инструментах.
Закрепление, исполнение «Чунга-Чанга».
Музыкально-дидактическая игра.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Тематическое планирование
Название раздела, темы уроков
4 класс 34 часа
Знакомство с песнями В. Шаинского «Чему учат в школе», «Дважды два - четыре».
Знакомство с песней «Осень».
Закрепление. Исполнение песни «Осень». «Золотистая пшеница», муз. Т. Потапенко,
сл. Н. Найдёновой, слушание.
Знакомство с песней «Без труда не проживёшь».
Закрепление певческих навыков. Исполнение песни «Без труда не проживёшь».
Знакомство с Д. Кабалевским. Песня «Наш край».
Закрепление «Наш край». Пение.
Музыкально-дидактическая игра.
Знакомство с песней «Будьте добры». Из мультфильма «Новогоднее приключение».
Муз. А. Флярковского, сл. А. Санина.
Знакомство «Колыбельная медведицы». П. Чайковский. «Баба Яга», из «Детского
альбома», слушание.
Закрепление «Колыбельная медведицы».
Знакомство «Откуда приходит Новый год?».
Закрепление. Исполнение песни «Откуда приходит Новый год?».
Знакомство с хороводной песней «Здравствуй, Дедушка Мороз!».
Закрепление. Исполнение песни «Здравствуй, Дедушка Мороз!».
Музыкально-дидактическая игра.
Оркестр народных инструментов. Его состав и звучание.
Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, гусли.
Народные музыкальные инструменты: свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки,
бас-балалайка и др.
Знакомство с песней «Моя армия».
Закрепление, исполнение « Моя армия».
Знакомство с песней «Солнечная капель», муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой.
Закрепление, исполнение «Солнечная капель». Слушание П.И. Чайковский «Времена
года».
Знакомство с песнями о маме.
Закрепление. Исполнение песен «Мамочка, милая, мама моя», «Солнечная капель».
Музыкально-дидактическая игра.
Знакомство с русскими народными песнями «Ах вы, сени мои, сени», «Во кузнице».
Игра на народных инструментах.
Знакомство «Песня о волшебниках». Н. Римский-Корсаков. «Три чуда», из оперы
«Сказка о царе Салтане», слушание.
Закрепление, исполнение «Песня о волшебниках». Э. Григ. «В пещере горного
короля».Слушание.
Знакомство с песнями ВОВ « Катюша».
Закрепление. Исполнение песни « Катюша».
Знакомство «Мир похож на цветной луг».
Закрепление «Мир похож на цветной луг».
Музыкально-дидактическая игра.
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1