Пояснительная записка к уроку «Ручной труд»
Рабочая программа учебного предмета «Ручного труда» для обучающихся 2
класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2014г. №1599, на основе федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г. № 1026.
Цель
–
всестороннее
развитие
личности
обучающегося
с
интеллектуальными нарушениями в процессе формирования трудовой
культуры и подготовки его к последующему профильному обучению в
старших классах.
Обучение труду
следующих задач:
в
младших
классах
направлено
на
решение
- формирование представлений о материальной культуре как продукте
творческой предметно-преобразующей деятельности человека.
- формирование представлений о гармоничном единстве природного и
рукотворного мира и о месте в нём человека.
- расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей.
- расширение знаний
использования.
о
материалах
и
их
свойствах,
технологиях
- формирование практических умений и навыков использования различных
материалов в предметно-преобразующей деятельности.
- формирование интереса к разнообразным видам труда.
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти,
воображения, мышления, речи).
- развитие умственной деятельности
классификация, обобщение).
(анализ,
синтез,
сравнение,
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование
практических умений.
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей
целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов
деятельности в соответствии с поставленной целью).
- формирование информационной грамотности,
различными источниками информации.
умения
работать
с
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности,
целенаправленности, инициативности; духовно-нравственное воспитание и
развитие социально ценных качеств личности.
Коррекция интеллектуальных и физических недостатков с учетом их
возрастных
особенностей,
которая
предусматривает:
коррекцию
познавательной деятельности обучающихся путем систематического и
целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного
восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в
пространстве, умения находить в трудовом объекте существенные признаки,
устанавливать сходство и различие между предметами; развитие аналитикосинтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании
работы, последовательном изготовлении изделия; коррекцию ручной
моторики; улучшение зрительно-двигательной координации путем
использования вариативных и многократно повторяющихся действий с
применением разнообразного трудового материала
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Ручной труд» входит в обязательную часть учебного плана в
предметную область «Технология». На изучение предмета отведено 2 часа в
неделю; 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты
освоения учебного предмета «Ручной труд»
Личностные результаты отражают:
положительное отношение и интерес к занятиям по изобразительной
деятельности;
понимание красоты в окружающей действительности и возникновение
эмоциональной реакции («красиво» / «некрасиво»);
оценка собственных возможностей и формируемых умений по
передаче свойств объектов и явлений окружающего мира, а также
отражению
собственных
впечатлений
с
помощью
изобразительной
деятельности;
умение выражать своё отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности («нравится» / «не нравится»);
развитие эстетических потребностей и чувств, проявление чувства
радости от восприятия красоты окружающей действительности;
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной
отзывчивости и взаимопомощи;
проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому
творчеству;
стремление к сотрудничеству в творческой деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
Предметные результаты имеют два уровня овладения: минимальный и
достаточный.
Достаточный уровень
-знание правил рациональной организации труда, включающих упорядоченность
действий и самодисциплину;
-знание об исторической, культурной и эстетической ценности вещей;
-знание видов художественных ремесел;
-нахождение необходимой информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- знание и использование правил безопасной работы с режущими и колющими
инструментами, соблюдение санитарно-гигиенических требований при
выполнении трудовых работ;
- осознанный подбор материалов по их
художественным и конструктивным свойствам;
физическим,
декоративно-
- отбор оптимальных и доступных технологических приемов ручной обработки в
зависимости от свойств материалов и поставленных целей, экономное
расходование материалов;
-использование в работе с разнообразной наглядности: составление плана работы
над изделием с опорой на предметно-операционные и графические планы,
распознавание простейших технических рисунков, схем, чертежей, их чтение и
выполнение действий в соответствии с ними в процессе изготовления изделия;
осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и
корректировка хода практической работы;
-оценка своих изделий (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
установление причинно-следственных связей между выполняемыми действиями и
их результатами;
-выполнение общественных поручений по уборке класса и (или) мастерской после
уроков трудового обучения.
Минимальный уровень
-знание правил организации рабочего места и умение самостоятельно его
организовать в зависимости от характера выполняемой работы, (рационально
располагать инструменты, материалы и приспособления на рабочем столе,
сохранять порядок на рабочем месте);
-знание видов трудовых работ;
-знание названий и некоторых свойств поделочных материалов, используемых на
уроках ручного труда, знание и соблюдение правил их хранения, санитарногигиенических требований при работе с ними;
-знание названий инструментов, необходимых на уроках ручного труда, их
устройства, правил техники безопасной работы с колющими и режущими
инструментами;
-знание приемов работы (разметки деталей, выделения детали из заготовки,
формообразования, соединения деталей, отделки изделия), используемые на
уроках ручного труда;
- анализ объекта, подлежащего изготовлению, выделение и называние его
признаков и свойств; определение способов соединения деталей;
-пользование доступными технологическими (инструкционными) картами;
-составление стандартного плана работы по пунктам;
-владение некоторыми
материалов;
технологическими
приемами
ручной
обработки
-использование в работе доступных материалов (глиной и пластилином;
природными материалами; бумагой и картоном; нитками и тканью; проволокой и
металлом; древесиной; конструировать из металлоконструктора);
-выполнение несложного ремонта одежды.
Содержание учебного курса
Во 2 классе предусмотрены следующие виды труда:
-
работа с глиной и пластилином;
работа с природными материалами;
работа с бумагой и картоном;
работа с нитками;
Работа с глиной и пластилином. Программа предлагает лепку предметов
различных геометрических форм по образцу (прямоугольных геометрических
форм, брусков, молотка. Лепка чашки цилиндрической формы, изделия
конической формы. Лепка чайной посуды в форме шара. Лепка фигурки
«Медвежонок» из отдельных частей, из целого куска пластилина. Лепка
композиции к сказке «Колобок».
Работа с природными материалами. Предусматривается экскурсии в
природу с целью сбора природного материала (цветов, листьев, сучков и т.д.).
Предлагаются следующие виды работ: изготовление (по образцам)
Изготовление игрушек из желудей, из скорлупы ореха. Аппликация из
засушенных листьев. Изделия из шишек. Композиция из шишки и листьев.
Работа с бумагой и картоном. Учатся (по образцу) создавать такие изделия,
как аппликация из мятой бумаги, складывание фигурок из бумаги. Изготовление
пакета для хранения изделий. Аппликация из обрывной ткани. Изготовление
игрушек в форме шара, бумажного шара из кругов, из бумажных полос.
Аппликация состоящая из геометрических фигур. Изготовление дорожного знака
«Пешеход».
Работа с нитками. На уроках ручного труда – изучение свойства ниток,
применение ниток, виды работ с нитками. Связывание ниток в пучок.
Пришивание пуговиц. Сматывание ниток в клубок.
Работа с тканью. Применение и назначение ткани в жизни людей. Свойства
ткани. Инструменты при работе с тканью. Изготовление игольницы. Правила
хранения игл.
Работа с текстильными материалами. Вышивка, приемы вышивания
нитками.
Работа с тесьмой. Применение тесьмы. Изготовление салфетки с аппликацией
из тесьмы.
Учебно-методический и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями) /мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Федеральная адаптированная образовательная программа начального
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья. – М.: ТЦ Сфера,2023
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. – М.:
Просвещение,2023
4. Кузнецова, Л.А. Технология. Ручной труд: учебник/ Л.А. Кузнецова. – М.:
просвещение, 2023
5. Кузнецова Л.А. Технология. Ручной труд. 2 класс. В 2-х частях: рабочая
тетрадь /Л.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2021
Оборудование для уроков ручного труда
Работа с глиной и пластилином цветов, стека.
подкладной лист, набор пластилина 8
Работа с природными материалами - сбор природного материала в школьном
парке (шишки, листья, веточки, желуди).
Работа с бумагой и картоном - бумага цветная (разной плотности). Картон
цветной для ручного труда (тонкий). Картон цветной для ручного труда
(толстый). Клеящий карандаш1 шт. Ножницы. Линейка. Угольник с прямым
углом.
Работа с нитками - иглы с удлинённым и широким ушком. Нитки мулине,
ирис (разного цвета) несколько мотков. Нитки для шитья № 40 (разного цвета)
несколько катушек. Ножницы.
Работа с текстильными материалами- вышивка, мулине. Ножницы.
Работа с тесьмой - тесьма. Ножницы.
Тематическое планирование, 2 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
Тема урока
Правила поведения и работы на уроках ручного труда
Правила поведения и работы на уроках ручного труда
Глина, пластилин- строительные материалы.
Экскурсия в штукатурно-малярную мастерскую
Изготовление из пластилина брусков
Лепка из пластилина молотка
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала
Изготовление игрушек из желудей. Зайчик.
Изготовление игрушек из желудей. Поросенок
Изготовление игрушек из скорлупы ореха. Кораблик.
Изготовление игрушек из скорлупы ореха. Черепаха.
Изготовление игрушек из скорлупы ореха. Рыбка.
Виды и сорта бумаги
Подставка для кисти.
Изготовление аппликации из мятой бумаги. Дерево летом
Изготовление аппликации из мятой бумаги. Дерево осенью.
Складывание фигурок из бумаги. Маска собаки.
Применение, свойства картона
Обведение шаблонов геометрических фигур
Инструменты и материалы для работы с бумагой и картоном. Правила
работы.
Изготовление пакета для хранения изделий
Свойства ниток. Виды работы с нитками
Связывание ниток в пучок
Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями
Изготовление аппликации из мятой бумаги. Дерево зимой
Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Аппликация из засушенных листьев
Рамочка для фотографий из сухих листьев
Аппликация из обрывной бумаги. Яблоко.
Аппликация из обрывной бумаги. Рыба.
Изготовление из бумаги игрушек в форме шара из 2 кругов
Изготовление шара из бумажных полос
Изготовление новогодней маски на карнавал.
Применение глины для изготовления посуды. Изделия цилиндрической
формы
Лепка из пластилина чашки цилиндрической формы
Глиняные изделия конической формы
Лепка из пластилина чашки конической формы из 6 пластилиновых
жгутиков.
Применение ниток
Изготовление фигурки из связанных пучков ниток. Фигурка девочки
Применение глины для изготовления посуды. Изделия в форме шара
Лепка чайной посуды в форме шара. Чайник для заварки.
Изготовление аппликации из мятой бумаги. Дерево весной
Сматывание ниток в клубок
Применение глины для скульптуры
Лепка из пластилина фигурки «Медвежонок» из отдельных частей
Лепка из целого куска пластилина. Фигурки утки
Лепка из целого куска пластилина. Фигурки змея
Изделия из шишек. Фигурки человечков
Изделия из шишек. Фигурка совы
Изделия из шишек. Фигура утки
Изделия из шишек. Фигура журавля.
Изделия из шишек. Фигура лебедя
Композиция из шишки и листьев «Пальма»
Разметка бумаги и картона по линейке
Изготовление предметной аппликации, состоящей из геометрических
фигур. Аппликация «Грузовик»
Аппликация «Автофургон»
Применение и назначение ткани в жизни людей
Из чего делают ткань. Свойства ткани.
Сорта тканей и их назначение
Раскрой деталей изделия из ткани
Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой
Изготовление игольницы «Конверт»
Поздравительная открытка « Сказочный цветок»
Поздравительная открытка « Сказочный цветок»
Лепка композиции к сказке «Колобок»
Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных
фигурок
Изготовление из бумаги дорожного знака «Переход»
Вышивка
Применение тесьмы
Итого:
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68