Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «География» для обучающихся
6 – 9 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе Федеральной
адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.12.2022 г.
№ 1026.
Основная цель обучения географии — сформировать у обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение
использовать географические знания и умения в повседневной жизни для
объяснения, оценки разнообразных природных, социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачами изучения географии являются:
формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;
формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических
проблемах России, разных материков и отдельных стран;
формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные
признаки географических объектов и явлений;
формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер
безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
овладение основами картографической грамотности и использование
элементарных практических умений и приемов использования
географической карты для получения географической информации;
формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями географической среды, их изменениями в результате
природных и антропогенных воздействий.
Содержание курса географии позволяет формировать широкий спектр видов
учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать,
делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Класс
6 класс
Количество часов в 2 часа
неделю
Итого в год
68 часов
7 класс
2 часа
8 класс
2 часа
9 класс
2 часа
68 часов
68 часов
68 часов
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
« География»
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит
личностным результатам.
Личностные результаты:
осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных
ролей;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и
развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения адаптированной программы
включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для
каждой предметной области, готовность их применения. Предметные
результаты обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о
переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
Адаптированная программа определяет два уровня овладения
предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является
обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов на
конец обучения:
Минимальный уровень:
иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России,
разных материков и отдельных стран;
уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки
географических объектов и явлений;
сравнивать географические объекты, факты, явления, события по
заданным критериям;
уметь использовать географические знания в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных
бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень:
уметь применять элементарные практические умения и приемы работы
с географической картой для получения географической информации;
уметь вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды, оценивать их изменения в результате
природных и антропогенных воздействий;
уметь находить в различных источниках и анализировать
географическую информацию;
уметь применять приборы и инструменты для определения
количественных и качественных характеристик компонентов природы;
уметь называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные
и исторические памятники своей области.
Базовые учебные действия
Личностные:
активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
Регулятивные:
принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач;
Познавательные:
использовать логические действия (сравнение, анализ, обобщение,
классификацию, установление причинно – следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале – основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями.
Содержание учебного предмета «География»
6 класс «Введение»
Что изучает география. Явления природы: ветер, дождь, гроза.
Географические сведения о своей местности и труде населения.
Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта.
Компас и правила пользования им. Ориентирование по местным признакам.
Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы.
Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их
образование.
Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера,
водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование.
Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и
полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения.
План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и
географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической
карты. Физическая карта России.
Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля ―
планета. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Земная ось,
экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на
глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение
Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды.
Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и
карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и
полярных поясов.
Карта России. Границы России. Океаны и моря, омывающие берега России.
Острова и полуострова России.
7 класса «География России»
Особенности природы и хозяйства России. Географическое положение
России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и
азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова.
Административное деление России.
Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального
использования. Типы климата в разных частях России.
Водные ресурсы России, их использование. Экологические проблемы.
Численность населения России, его размещение. Народы России.
Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей
России.
Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона.
Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах.
«Что изучают в курсе географии материков и океанов» 8 класс
Материки и части света на глобусе и физической карте полушарий.
Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский
океан. Хозяйственное значение. Судоходство.
Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка,
Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и
полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и
государства.
«Государства Евразии» 9 класс
Политическая карта Евразии.
Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа,
Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия.
Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия.
Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы.
Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки,
пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и
животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные
обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности.
Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурноисторические и культурные памятники нашего края.
Описание
учебно-методического и
материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) /Мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение,
2019
2. Федеральная адаптированная образовательная программа основного
общего
образования
для
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья. – М.: Сфера, 2023
3. Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования
обучающихся с интеллектуальными нарушениями. В.1. 5-9 классы.
Природоведение. Биология. География. /Т.М. Лифанова. – М .:
Просвещение, 2019. – 310 с.
4. Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н География. 6 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы: с прил. – 13-изд. - М.: Просвещение, 2025.184 с.: ил.+ Прил. (16 с.: ил., карт.). – ISBN 978-5-09-068506-1
5. Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. География. 7 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы: с прил. – 16-изд. - М.: Просвещение, 2021.175 с.: ил.+ Прил. (15 с.: ил., карт.). – ISBN 978-5-09-077809-1
6. Лифанова, Т. М., Соломина, Е. Н. География. 8 класс: учеб. для
общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы: с прил. – 15-изд. , стер. - М.: Просвещение,
2022.-208 с.: ил., карты + Прил. (40 отд. С.). – ISBN 978-5-09-087728-2
7. Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина География: 9 класс: учебник для
общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
основные общеобразовательные программы: с приложением – 18 изд.,
стер. – Москва: Просвящение, 2024. – 207 с. : ил. + Прил. (32 с. : ил.,
карт.). ISBN 978-5-09-109640-8.
8. Лифанова Т.М. География: 6 класс: рабочая тетрадь. /Т.М. Лифанова. –
М: Просвещение, 2025
9. Лифанова Т.М. География: 7 класс: рабочая тетрадь. /Т.М. Лифанова. –
М: Просвещение, 2021
10.Лифанова Т.М. География: 8 класс: рабочая тетрадь. /Т.М. Лифанова. –
М: Просвещение, 2021
11.Лифанова Т.М. География: 9 класс: рабочая тетрадь. /Т.М. Лифанова. –
М: Просвещение, 2024
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Лифанова, Т.М. География: учебник/ Т.М. Лифанова, Е.И. Соломина. –
М.: Просвещение, 2019
2. Пивоваров Г.П По страницам занимательной географии.
Просвещение, 1990.
3. Энциклопедия для детей. Астрономия. – М.: Аванта+,2000.
4. Энциклопедия для детей. Геология. – М.: Аванта+,2000.
-М.:
Сайты Интернет:
1. География http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по
странам)
2. Географические карты http://www.tourua.com/ru/maps
3. Географические сайты http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и
подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о
физической и политической географии, географо-этнографические
материалы по народам мира, книги о мире животных и растений,
экологии и исследовании космоса, Мир животных)
4. История географии http://traditio.ru/wiki/География
5. Географические карты http://www.planetolog.ru/
6. Науки о Земле http://geographer.ru/index.shtml
7. Путешествия и открытия http://pyty.ru/
8. http://www.geo2000.nm.ru/ Этот сайт целиком и полностью посвящен
занимательной науке - "географии".
Оценочные материалы.
Устный опрос по географии является одним из методов учёта знаний,
умений обучающихся коррекционных школ.
6 класс
- оценка «5» ставится обучающимся, если он может: назвать основные
формы земной поверхности; знают основные направления на плане,
географической карте; масштаб; условные цвета и знаки географической
карты; материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий.
Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу. Составлять
описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины.
- оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5». Но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;
делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает одну или две ошибки, которые исправляет при
помощи учителя. Объяснить значение слов и понятий в контексте изучаемых
тем. Устанавливать причины и т.д.
- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно
и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется
самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью
учителя, нуждается в постоянной помощи учителя и внимании.
7 класс.
- оценка «5» знает положение России на физической карте. Природные
зоны России. Типичных представителей растительного и животного мира в
каждой природной зоне. Экологические проблемы и основные мероприятия
по охране природы в России. Показывать границы России на глобусе.
Устанавливать взаимосвязь между климатом, растительным и животным
миром, природными условиями и занятиями населения.
- оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5». Но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;
делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе
предложения допускает одну или две ошибки, которые исправляет при
помощи учителя. объяснить значение слов и понятий в контексте изучаемых
тем. Устанавливать причины и т.д.
- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно
и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется
самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью
учителя, нуждается в постоянной помощи учителя и внимании.
8 класс.
- оценка «5» знает Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий,
Индийский океаны и их хозяйственное значение. Особенности
географического положения, очертания берегов и природные условия
каждого материка. Государства, их положение на материке, основное
население и столицы.
- оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5». Может ответить на вопросы.
Составлять план для ответов, пользоваться картой, связно описывать
сюжетные картины и иллюстрации с помощью учителя. По вопросам учителя
устанавливать причинно-следственные связи. Читать короткие отрывки из
произведений.
- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно
и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется
самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью
учителя, нуждается в постоянной помощи учителя и внимании.
9 класс.
- оценка «5» ставится обучающимся, если знают особенности
географического положения своей местности, типичных представителей
растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы
в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при
стихийных бедствиях. Находить свою местность на карте.
- оценка «4» ставится, если ученик даёт ответ, в целом
соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в
подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя;
делает некоторые ошибки в речи. Показывает на карте места военных
событий и фронтовой славы советских войск. при помощи учителя
составлять план рассказа.
- оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание
основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно
и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется
самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью
учителя, нуждается в постоянной помощи учителя и внимании.
Оценивание письменных работ обучающихся:
- оценка «5» ставится при правильном ответе на поставленный вопрос.
При правильной работе с контурной картой. Если ученик, при ответе на
письменный вопрос, не пользуется учебником и дополнительной
литературой.
- оценка «4» ставится, если ученик сделал одну или две ошибки,
работает с учебником и дополнительной литературой. Делает зарисовки по
заданной теме.
- оценка «3» ставится при списывании текста с печатного. Устно отвечает на
поставленные вопросы учителя
В конце каждой четверти, обучающимся предлагаются тесты по
завершению каждой четверти.
Пояснительная записка
Тестовые задания по географии предназначены для повторения,
закрепления и проверки знаний, обучающихся 6 – 9 классов.
Содержание тестовых заданий по географии соблюдает принцип
преемственности между звеньями обучения.
Тестовые задания составлены с учетом особенностей обучающихся. Цель
тестовых заданий по географии – проверить уровень усвоения программного
материала обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данные
тестовые задания могут быть использованы учителем для индивидуальной
работы на уроке с целью выявления пробелов в знаниях ребенка, в зачётной
системе (последний итоговый урок по пройденной теме), на этапе проверки
домашнего задания с целью осуществления индивидуального подхода.
Тесты представляют собой серию четко сформулированных вопросов и
заданий, на которые обучающиеся должны дать краткие и точные ответы.
Тесты составлены таким образом, чтобы школьники, выполняя их,
ограничивались расстановкой цифр, подчеркиванием правильного ответа или
односложными ответами. При выставлении оценки за тесты используется
следующая шкала:
от 50 — 66 % общей суммы баллов — «3»
от 67 — 84% - «4»
от 85% и выше - «5».
В тестах используется 3 типа заданий:
- задания с выбором ответа;
- задания
на
установление
соответствия;
- задания на дополнения предложений.
Количество заданий в тесте можно варьировать в зависимости от
индивидуальных особенностей обучающихся, уровня их подготовки.
Для обучающихся 2-й и 3-й группы пед. возможности разрешается
использование учебников, опорных схем, иллюстраций и т.д.
соответствующих карт.
Использование «ключей» позволяют обеспечить единые условия проведения
тестирования и проверки результатов.
Правильно спланированная работа с тестовыми заданиями по географии,
рациональное их использование на уроке будут способствовать выработке у
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья прочных знаний и
помогут учителю на достаточно высоком уровне осуществить проверку
пройденного материала.
Тематическое планирование география 6 класс
Темы уроков
Что изучает география
Наблюдения за изменениями высоты солнца и погоды
Явления природы
Географические сведения о вашей местности и труде населения
Горизонт. Линия горизонта
Стороны горизонта
Компас и правила пользования им
Ориентирование по местным признакам природы
Экскурсия для закрепления понятий о горизонте
Экскурсия. Рельеф местности
Равнины, холмы
Овраги, их образование
Горы. Землетрясения и извержения вулканов
Вода в природе.
Родник, его образование
Контрольная работа за 1 четверть (тест)
Колодец, водопровод
Части реки. Равнинные и горные реки
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Как люди используют реки
Озера, водохранилища, пруды
Болота. Их осушение
Океаны и моря
Острова и полуострова
Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения
Рисунок и план предмета
План и масштаб
План класса
План школьного участка
Условные знаки плана местности
План и географическая карта
Условные цвета физической карты
Контрольная работа за 2 четверть (тест)
Условные знаки физической карты
Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и
деятельности людей
Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне
Планеты
Земля – планета. Доказательства шарообразности Земли. Освоения космоса
Глобус – модель земного шара
Физическая карта полушарий
Распределение воды и суши на Земле
Океаны на глобусе и карте полушарий
Материки на глобусе и карте полушарий
Первые кругосветные путешествия
Значение Солнца для жизни на Земле. Различия в освещении и нагревании
солнцем земной поверхности
Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.
Пояса освещенности: жаркий, умеренный, холодный
Природа тропического пояса
Природа умеренных и полярных поясов
Географическое положение России на карте
Границы России. Сухопутные границы на Западе и Юге
Контрольная работа за 3 четверть (тест)
Морские границы. Моря Северного Ледовитого океана.
Моря Тихого и Атлантического океанов
Острова и полуострова России
Работа с контурными картами
Поверхность нашей страны: низменности, возвышенности, плоскогорья
Работа с контурной картой
Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны, Крымские горы
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых
Работа с контурной картой
Реки: Волга с Окой и Камой
Реки: Дон, Днепр, Урал
Реки Сибири: Обь, Енисей
Реки: Лена и Амур
Озера России
Работа с контурной картой
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Итоговая контрольная работа (тест)
Итого за год: 68 часов
1
Тематическое планирование география 7 класс
Темы уроков
Географическое положение России на карте мира.
Европейская и Азиатская части России
Административное деление России
Разнообразие рельефа
Полезные ископаемые, их основные месторождения.
Климат России.
Водные ресурсы России, их использование
Население России, народы России
Промышленность – основа хозяйства, ее отрасли
Сельское хозяйство, его отрасли
Транспорт. Экономическое развитие Европейской и Азиатской части России
Размещение природных зон на территории России
Карта природных зон России
Положение на карте
Климат
Колво
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Контрольная работа за 1 четверть (тест)
Растительный и животный мир
Население и его основные занятия Северный морской путь
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые
Климат. Водоемы тундры
Растительный мир
Животные тундры
Хозяйство. Население, его основные занятия
Города тундры: Мурманск, Нарьян – Мар
Города тундры: Норильск, Анадырь, Салехард
Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые.
Климат
Реки, озера, каналы
Растительный мир. Хвойные леса (тайга)
Смешанные леса. Лиственные леса
Контрольная работа за 2 четверть (тест)
Животный мир
Пушные звери
Значение леса
Промышленность и сельское хозяйство Центральной России
Города Центральной России
Особенности развития хозяйства Северо – Западной России
Города: Санкт – Петербург, Новгород, Псков, Калининград
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток
Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки
Растительный мир
Животный мир
Хозяйство. Население и его основные занятия
Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск
Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград
Города степной зоны: Ростов – на – Дону, Ставрополь, Краснодар
Охрана природы зоны степей
Контрольная работа за 3 четверть (тест)
Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые
Климат. Реки
Растительный мир
Животный мир
Хозяйство. Население и его основные занятия
Города зоны полупустынь и пустынь
Положение на карте. Климат и природа субтропиков
Население и его занятие. Города
Положение на карте. Рельеф, климат и полезные ископаемые
Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа
Города и экологические проблемы Урала
Алтайские горы. Хозяйство, население и его основные занятия, города
Горы Восточной Сибири. Города. Хозяйство. Население и его основные
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
занятия
Обобщающий урок
Итоговая контрольная работа (тест)
Повторение пройденного
1
1
1
68
часов
Тематическое планирование география 8 класс
Название раздела, темы уроков
Материки и части света на глобусе и карте
Мировой океан
Атлантический океан
Колво
часов
1
1
1
Северный Ледовитый океан
Тихий океан
Индийский океан
Современное изучение Мирового океана
Географическое положение
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера
Растительность тропических лесов
Животные тропических лесов
Растительность Саванны
Животные Саванны
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Растительность и животные пустынь
Население и государства. Египет. Эфиопия
Контрольное тестирование за 1 четверть
Танзания. Демократическая Республика Конго
Нигерия, Южно – Африканская Республика
Работа с контурной картой
Географическое положение
Разнообразие рельефа, климат, реки и озера
Растительный мир
Животный мир
Население
Австралийский Союз (Австралия)
Океания. Остров Новая Гвинея
Географическое положение. Антарктика
Открытие Антарктиды русскими мореплавателями
Разнообразие рельефа, климат
Растительный и животный мир. Охрана природы
Современные исследования Антарктиды
Контрольное тестирование за 2 четверть
Обобщающий урок
Открытие Америки
Географическое положение
Разнообразие рельефа, климат
Реки и озера
Растительный и животный мир
Население и государства
Соединенные Штаты Америки (США)
Соединенные Штаты Америки США)
Канада
Мексика, Куба
Географическое положение
Разнообразие рельефа, климат
Реки и озера
Растительность тропических лесов
Животные тропического леса
Растительность пустынь, саванн, степей и горных районов
Животные саванн, степей, полупустынь, гор
Население и государства
Бразилия,
Аргентина, Перу
Географическое положение
Очертания берегов. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов.
Острова и полуострова
Очертания берегов. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и
полуострова
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы
Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии
Климат Евразии
Реки и озера Европы
Реки и озера Азии
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Растительный и животный мир Европы
Растительный и животный мир Азии
Население Евразии
Культура и быт народов Евразии
Обобщающий урок
Итоговая контрольная работа за год (тест)
Повторение пройденного
1
1
1
1
1
1
1
68
часов
Тематическое планирование география 9 класс
Название раздела, темы уроков
Политическая карта Евразии. Государства Евразии
Великобритания (Соединённое Королевство Великобритании и Северной
Ирландии): географическое положение, природа, экономика
Великобритания: население, культура, обычаи и традиции
Франция (Французская Республика): географическое положение, природа,
экономика
Франция: население, культура, обычаи и традиции
Колво
часов
1
1
1
1
1
Германия (Федеративная Республика Германия)
1
Австрия (Австрийская Республика).
1
Швейцария (Швейцарская Конфедерация)
1
Испания (Королевство Испания). Португалия (Португальская Республика)
Италия (Итальянская Республика): географическое положение, природа,
экономика
Италия: население, культура, обычаи и традиции
Греция (Греческая Республика)
Норвегия (Королевство Норвегия)
Швеция (Королевство Швеция)
Финляндия (Финляндская Республика)
Польша (Республика Польша), Чехия (Чешская Республика), Словакия
(Словацкая Республика)
Венгрия
Румыния (Румынская Республика), Болгария (Республика Болгария)
Сербия (Республика Сербия). Черногория
Эстония (Эстонская Республика)
Латвия (Латвийская Республика)
Литва (Литовская Республика)
Белоруссия (Республика Белоруссия
Украина
Молдавия (Республика Молдова)
Казахстан (Республика Казахстан)
Узбекистан (Республика Узбекистан)
Туркмения (Туркменистан)
Киргизия (Кыргызская Республика)
Таджикистан (Республика Таджикистан)
Грузия (Республика Грузия)
Контрольная работа за 2 четверть (тест)
Азербайджан (Азербайджанская Республика)
Армения (Республика Армения)
Турция (Республика Турция)
Ирак (Республика Ирак)
Иран (Исламская Республика Иран)
Афганистан (Исламская Республика Афганистан)
Индия (Республика Индия): географическое положение, природа,
экономика.
Индия: население, культура, обычаи и традиции
Китай (Китайская Народная Республика): географическое положение,
природа, экономика
Китай: население, культура, обычаи и традиции
Монголия
Корейская Народно – Демократическая Республика (КНДР)
Республика Корея
Япония: географическое положение, природа, экономика
Япония: население, культура, обычаи и традиции
Тайланд (Королевство Тайланд)
Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам)
Индонезия (Республика Индонезия)
Контрольная работа за 3 четверть (тест)
Границы России
Россия (Российская Федерация) – крупнейшее государство Евразии
Административное деление России
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Столица и крупные города России
История возникновения нашего края
Положение на карте области, границы. Поверхность
Климат. Народные приметы. Предсказание погоды по местным признакам
Реки, пруды, озера. Водоснабжение края питьевой водой. Охрана водоемов
Растительный мир нашего края
Животный мир. Охрана животных. Заповедники
Население. Его состав. Национальные обычаи, фольклор, национальная
кухня
Промышленность. Предприятия, где могут работать выпускники школы
Специализация сельского хозяйства
Архитектурно – исторические и культурные памятники края
Наш город
Обобщающий урок «Моя малая Родина»
Итоговая контрольная работа за год (тест)
Повторение пройденного
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
68
часов