РО С С И Й С К А Я Ф Е Д Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное п роф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области
«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы
Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.
Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.
Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.
Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий природный мир»
для обучающихся 2 класса
(АООП У О 2 вариант)
Составитель:
Казанцева
Татьяна
Викторовна,
учитель,
в. кв. категории
Камышлов, 2025
Пояснительная записка к уроку «Окружающий природный мир»
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для
обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599, на основе
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2022г. № 1026.
Цель обучения: формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений об
объектах и явлениях неживой природы, формирование временных представлений,
формирование представлений о растительном и животном мире
Важным аспектом обучения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью и с ТМНР является расширение представлений об
окружающем природном мире. Подобранный программный материал по предмету
"Окружающий природный мир" рассчитан на формирование у обучающихся
представлений о природе, её многообразии, о взаимосвязи живой, неживой
природы и человека.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет входит в обязательную часть учебного плана, предметную область
«Окружающий мир». На изучение учебного предмета отведено 68 часов в год, 2
часа в неделю, 34 учебные недели.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок
получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман), о цикличности в
природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях
(утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных
явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира,
получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять
характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать
связи между ними. Внимание обучающегося обращается на связь живой и
неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся
условиям среды, ветер переносит семена растений. Наблюдая за трудом взрослых
по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять
доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление
аквариумных рыбок, животных. Особое внимание уделяется воспитанию любви к
природе, бережному и гуманному отношению к ней. Формирование
представлений должно происходить по принципу "от частного к общему".
Сначала ребенок знакомится с конкретным объектом, например, гриб: его
строением, местом, где растет, учится узнавать этот объект среди нескольких
предложенных объектов (кружка, гриб, мяч). Затем ребенок знакомится с
разными грибами (белый, подосиновик, мухомор), учится их различать,
объединять в группы (съедобные или несъедобные грибы). Ребенок получает
представление о значении грибов в природе и жизни человека, о способах их
переработки
(варка,
жарка,
засол,
консервирование).
Формирование
представления о грибах предполагает постановку следующих задач в СИПР:
узнавание гриба, различение частей гриба, различение грибов (подосиновик,
сыроежка), различение съедобных и несъедобных грибов, знание значения
грибов, способов переработки грибов
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного
предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с
этим требования к результатам освоения образовательных программ
представляют собой описание возможных результатов образования данной
категории обучающихся.
Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты
- создавать предпосылки для формирования представления о себе как о
человеке
-создавать предпосылки для формирования личной гигиены
создавать условия для формирования половой принадлежности
создавать условия для формирования уважительного отношения к людям
старшего возраста
создавать предпосылки для формирования умения различать хорошие и плохие
поступки
с помощью учителя будет иметь возможность соотносить результат и образец
своей работы
Предметные результаты
-узнавать изученные объекты и явления живой природы
-сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков
и проводить простейшую классификацию
-понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в доме,
на улице
- с помощью педагога контролировать и оценивать учебные действия в
процессе познания окружающего мира в соответствии с задачей
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные
договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми
- определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения.
Планируемые результаты
природный мир":
освоения
учебного
предмета
"Окружающий
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года
и соответствующих сезонных изменениях в природе, умение адаптироваться к
конкретным природным и климатическим условиям: интерес к объектам и
явлениям неживой природы; представления об объектах неживой природы (вода,
воздух, земля, огонь, лес, луг, река, водоемы, формы земной поверхности,
полезные ископаемые); представления о временах года, характерных признаках
времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека; умение
учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья;
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека: интерес к объектам живой природы; представления о животном и
растительном мире (растения, животные, их виды, понятия "полезные" "вредные", "дикие" - "домашние"); опыт заботливого и бережного отношения к
растениям и животным, ухода за ними; умение соблюдать правила безопасного
поведения в природе (в лесу, у реки).
3) Элементарные представления о течении времени: умение различать части
суток, дни недели, месяцы, их соотнесение со временем года; представления о
течении времени: смена событий дня, смена частей суток, дней недели, месяцев в
году
Основное содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: "Растительный мир",
"Животный мир", "Временные представления", "Объекты неживой природы".
Раздел "Растительный мир"
Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). Узнавание (различение)
частей растений (корень, ствол, стебель, ветка, лист, цветок). Знание значения
частей растения. Знание значения растений в природе и жизни человека.
Узнавание (различение) деревьев (берёза, дуб, клён, ель, осина, сосна, ива,
каштан). Знание строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). Узнавание
(различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). Узнавание
(различение) лиственных и хвойных деревьев. Знание значения деревьев в
природе и жизни человека. Узнавание (различение) кустарников (орешник,
шиповник, крыжовник, смородина, бузина, боярышник). Знание особенностей
внешнего строения кустарника.
Узнавание (различение) лесных и садовых кустарников. Знание значения
кустарников в природе и жизни человека. Узнавание (различение) фруктов
(яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос, киви) по
внешнему виду (вкусу, запаху). Различение съедобных и несъедобных частей
фрукта. Знание значения фруктов в жизни человека. Знание способов переработки
фруктов. Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, репа,
редис, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение
съедобных и несъедобных частей овоща. Знание значения овощей в жизни
человека. Знание способов переработки овощей. Узнавание (различение) ягод
(смородина, клубника, малина, крыжовник, земляника, черника, ежевика,
голубика, брусника, клюква) по внешнему виду (вкусу, запаху). Различение
лесных и садовых ягод. Знание значения ягод в жизни человека. Знание способов
переработки ягод. Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор,
подберёзовик, лисичка, подосиновик, опенок, поганка, вешенка, шампиньон) по
внешнему виду. Знание строения гриба (ножка, шляпка). Различение съедобных и
несъедобных грибов. Знание значения грибов в природе и жизни человека. Знание
способов переработки грибов. Узнавание или различение садовых цветочно
декоративных растений (астра, гладиолус, георгин, тюльпан, нарцисс, роза, лилия,
пион, гвоздика).
Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений
(ромашка, фиалка, колокольчик, лютик, василек, подснежник, ландыш); знание
строения цветов (корень, стебель, листья, цветок). Соотнесение цветения
цветочно-декоративных растений со временем года. Знание значения цветочно
декоративных растений в природе и жизни человека. Узнавание травянистых
растений. Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых
растений (петрушка, укроп, базилик, кориандр, мята, одуванчик, подорожник,
крапива). Знание значения трав в жизни человека. Узнавание (различение)
лекарственных растений (зверобой, ромашка, календула). Знание значения
лекарственных растений в жизни человека. Узнавание (различение) комнатных
растений (герань, кактус, фиалка, фикус). Знание строения растения. Знание
особенностей ухода за комнатными растениями. Знание значения комнатных
растений в жизни человека. Узнавание (различение) зерновых культур (пшеница,
просо, ячмень, рожь, кукуруза, горох, фасоль, бобы) по внешнему виду. Знание
значения зерновых культур в жизни человека. Узнавание (различение) растений
природных зон холодного пояса (мох, карликовая береза). Знание особенностей
растений природных зон холодного пояса. Узнавание (различение) растений
природных зон жаркого пояса (кактус, верблюжья колючка, пальма, лиана,
бамбук). Знание особенностей растений природных зон жаркого пояса.
Раздел "Животный мир
Знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть,
лапы, хвост, ноги, копыта, рога, грива, пятачок, вымя, уши). Знание основных
признаков животного. Установление связи строения тела животного с его образом
жизни. Узнавание (различение) домашних животных (корова, свинья, лошадь,
коза, овца (баран), кот, собака). Знание питания домашних животных. Знание
способов передвижения домашних животных. Объединение животных в группу
"домашние животные". Знание значения домашних животных в жизни человека.
Уход за домашними животными. Узнавание (различение) детенышей домашних
животных (теленок, поросенок, жеребенок, козленок, ягненок, котенок, щенок).
Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось, белка,
еж, кабан, тигр). Знание питания диких животных. Знание способов передвижения
диких животных. Объединение диких животных в группу "дикие животные".
Знание значения диких животных в жизни человека. Узнавание (различение)
детенышей диких животных (волчонок, лисенок, медвежонок, зайчонок,
бельчонок, ежонок). Узнавание (различение) животных, обитающих в природных
зонах холодного пояса (белый медведь, пингвин, олень, песец, тюлень, морж).
Установление связи строения животного с его местом обитания. Знание питания
животных. Знание способов передвижения животных. Узнавание (различение)
животных, обитающих в природных зонах жаркого пояса (верблюд, лев, слон,
жираф, зебра, черепаха, носорог, обезьяна, бегемот, крокодил). Установление
связи строения животного с его местом обитания. Знание питания животных.
Знание способов передвижения животных. Знание строения птицы. Установление
связи строения тела птицы с ее образом жизни. Знание питания птиц. Узнавание
(различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Знание
особенностей внешнего вида птиц. Знание питания птиц. Объединение домашних
птиц в группу "домашние птицы". Знание значения домашних птиц в жизни
человека. Узнавание (различение) детенышей домашних птиц (цыпленок, утенок,
гусенок, индюшонок). Узнавание (различение) зимующих птиц (голубь, ворона,
воробей, дятел, синица, снегирь, сова). Узнавание (различение) перелетных птиц
(аист, ласточка, дикая утка, дикий гусь, грач, журавль). Знание питания птиц.
Объединение перелетных птиц в группу "перелетные птицы". Объединение
зимующих птиц в группу "зимующие птицы". Знание значения птиц в жизни
человека, в природе. Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка,
гусь, пеликан). Знание значения птиц в жизни человека, в природе. Знание
строения рыбы (голова, туловище, хвост, плавники, жабры). Установление связи
строения тела рыбы с ее образом жизни. Знание питания рыб. Узнавание
(различение) речных рыб (сом, окунь, щука). Знание значения речных рыб в
жизни человека, в природе. Знание строения насекомого. Установление связи
строения тела насекомого с его образом жизни. Знание питания насекомых.
Узнавание (различение) речных насекомых (жук, бабочка, стрекоза, муравей,
кузнечик, муха, комар, пчела, таракан). Знание способов передвижения
насекомых. Знание значения насекомых в жизни человека, в природе. Узнавание
(различение) морских обитателей (кит, дельфин, морская звезда, медуза, морской
конек, осьминог, креветка). Знание строения морских обитателей. Установление
связи строения тела морского обитателя с его образом жизни. Знание питания
морских обитателей. Знание значения морских обитателей в жизни человека, в
природе. Узнавание (различение) животных, живущих в квартире (кошка, собака,
декоративные птицы, аквариумные рыбки, черепахи, хомяки). Знание
особенностей ухода (питание, содержание).
Объекты природы. Узнавание Солнца. Знание значения солнца в жизни
человека и в природе. Узнавание Луны. Знание значения луны в жизни человека и
в природе. Узнавание (различение) небесных тел (планета, звезда). Знание
знаменитых космонавтов. Узнавание изображения Земли из космоса. Узнавание
глобуса - модели Земли. Знание свойств воздуха. Знание значения воздуха в
природе и жизни человека. Различение земли, неба. Определение
месторасположения земли и неба. Определение месторасположения объектов на
земле и небе. Узнавание (различение) форм земной поверхности. Знание значения
горы (оврага, равнины) в природе и жизни человека. Изображение земной
поверхности на карте. Узнавание (различение) суши (водоема). Узнавание леса.
Знание значения леса в природе и жизни человека. Различение растений
(животных) леса. Соблюдение правил поведения в лесу. Узнавание луга.
Узнавание луговых цветов. Знание значения луга в природе и жизни человека.
Узнавание некоторых полезных ископаемых (например, уголь, гранит, известняк,
песок, глина), знание способов их добычи и значения в жизни человека.
Узнавание воды. Знание свойств воды. Знание значения воды в природе и жизни
человека. Узнавание реки. Знание значения реки (ручья) в природе и жизни
человека. Соблюдение правил поведения на реке. Узнавание водоема. Знание
значения водоемов в природе и жизни человека. Соблюдение правил поведения
на озере (пруду). Узнавание огня. Знание свойств огня (полезные свойства,
отрицательное). Знание значения огня в жизни человека. Соблюдение правил
обращения с огнем.
Временные представления. Узнавание (различение) частей суток (утро, день,
вечер, ночь). Представление о сутках как о последовательности (утро, день, вечер,
ночь). Соотнесение частей суток с видами деятельности. Определение частей
суток по расположению солнца. Узнавание (различение) дней недели.
Представление о неделе как о последовательности 7 дней. Различение выходных и
рабочих дней. Соотнесение дней недели с определенными видами деятельности.
Узнавание (различение) месяцев. Представление о годе как о последовательности
12 месяцев. Соотнесение месяцев со временами года. Узнавание (различение)
календарей (настенный, настольный). Ориентация в календаре (определение года,
текущего месяца, дней недели, предстоящей даты). Узнавание (различение)
времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. Представление
о годе как о последовательности сезонов. Знание изменений, происходящих в
жизни человека в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни
животных в разное время года. Знание изменений, происходящих в жизни
растений в разное время года. Узнавание (различение) явлений природы (дождь,
снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). Соотнесение явлений
природы с временем года. Рассказ о погоде текущего дня.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. М.: ТЦ Сфера,2023
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. - М.: Просвещение,2023
4. Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Варианты 1,2. 2
класс/ М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2023
5. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью/ под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - Спб.: ЦДК проф. Л.Б.
Баряевой, 2011.
6. Матвеева Н.Б. Мир природы и человека: рабочая тетрадь. 2 класс/ Н.Б. Матвеева.
- М. Просвещение, 2019. - 61с.
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым
образовательным потребностям обучающихся.
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В
процессе обучения используются:
натурные объекты предметов, которые предусмотрены программой;
печатные пособия по разделам программы;
предметные и сюжетные картинки по темам:
1. натуральные объекты (игрушки, одежда)
2. домашние животные
3. дикие животные
4. одежда и обувь
5. игрушки
6. фрукты
7. овощи
8. демонстрационные карточки "Птицы"
9. демонстрационные карточки "Цветы"
10. демонстрационные карточки "Времена года"
—
—
—
Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7-8
9
10
11-12
13-14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29-30
31
32
33-34
35
36-37
Тема урока
Количество
уроков
Осень. Признаки осени.
1
Осенние месяцы.
Экскурсия «О сень в природе».
Растения осенью.
Ж ивотные осенью.
Труд и занятия лю дей осенью.
Различение растений (дерево, куст, трава).
Части растений
Экскурсия «П рирода в октябре»
Фрукты.
Ягоды.
Овощи.
Значение фруктов, ягод и овощ ей в жизни человека.
Кто такие птицы.
Домаш ние птицы.
Дикие птицы.
Значение птиц в жизни человека.
Солнце.
Значения солнца в жизни человека и в природе.
Луна.
Значение луны в природе и жизни человека.
Вода.
Значение воды в природе и жизни человека.
Зима.
Экскурсия «Зима в природе»
Ж ивотные зимой.
Труд и занятия лю дей зимой.
Повторение
Огонь. Свойства огня.
Значение огня в жизни человека.
П равила обращ ения с огнем.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
38-39
40
41
42
43
44-45
46
47
48
49
50
51
52
53-54
55-56
57
58-59
60
61
62
63-64
65
66
67-68
Дикие и домаш ние животные._____________________________________
П итание и образ жизни домаш них ж ивотных.______________________
П итание и образ жизни диких животных.__________________________
Значение домаш них животных в жизни человека.__________________
Значение диких животных в природе и жизни человека.____________
Детеныш и диких и домаш них ж ивотных.__________________________
Весна. П ризнаки весны.___________________________________________
Весенние месяцы._________________________________________________
Растения весной.__________________________________________________
Ж ивотные весной._________________________________________________
Экскурсия «Весна в природе»._____________________________________
Одежда людей весной_____________________________________________
Труд и занятия людей весной._____________________________________
Узнавание травянистых растений._________________________________
Части травянистых растения: корень, лист, цветок._________________
Экскурсия «Что растет на клумбе»_________________________________
Значение травянистых растений в природе и жизни человека._______
Лето. Признаки лета.______________________________________________
Летние месяцы.___________________________________________________
Растения летом.___________________________________________________
Ж ивотные летом.__________________________________________________
Одежда людей летом._____________________________________________
Экскурсия «Лето в природе»______________________________________
Повторение
Итого: