Человек 2 класс, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф ЕД ЕРА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Человек»
для обучающихся 2 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Казанцева
Татьяна
Викторовна,
учитель,
в. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка к уроку «Человек»
Рабочая программа учебного предмета «Человек» для обучающихся 2 класса с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 19.12.2014г. №1599, на основе федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г. № 1026.
Цель: формирование представления о частях собственного тела, их назначении,
расположении, о собственных возможностях и умениях.
Задачи:
- формировать представления о себе как «Я», осознание общности и различий «Я»
от других;
- формировать умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей (принимать пищу и пить, ходить в
туалет и т.д.);
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью
доступных пантомимических, мимических и других средств;
- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми
(бабушка, дедушка, папа, мама, я).
Общая характеристика учебного предмета
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления
о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности,
познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания
себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает
понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со
своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами
«Представление о себе», «Семья»
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет входит в обязательную часть учебного плана, в предметную область
«Окружающий мир». На изучение предмета отведено 102 часа в год, 3 часа в
неделю, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные:
- Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определённому полу, осознание себя как «Я».
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным
и духовным ценностям.
- Формирование этических чувств, доброжелательности, эмоционально­
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные результаты:
1)
Представление о себе как "Я", осознание общности и различий "Я" от
других.
- Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии,
отражением в зеркале.
- Представление о собственном теле. Отнесение себя к определенному полу.
-Умение определять "моё" и "не моё", осознавать и выражать свои интересы,
желания.
-Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место
жительства, интересы.
-Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к
своим возрастным изменениям.
2) Умение решать каждодневные жизненные задачи, связанные с
удовлетворением первоочередных потребностей.
-Умение обслуживать себя: принимать пищу и пить, ходить в туалет,
выполнять гигиенические процедуры, одеваться и раздеваться.
-Умение сообщать о своих потребностях и желаниях.
3) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту,
потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с
необходимыми оздоровительными процедурами.
-Умение определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), показывать
или сообщать о болезненных ощущениях взрослому.
-Умение соблюдать гигиенические правила в соответствии с режимом дня
(чистка зубов утром и вечером, мытье рук перед едой и после посещения
туалета).
-Умение следить за своим внешним видом.
4) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье. -Представления о
членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли,
обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

Основное содержание учебного предмета
Задачи формирования представлений детей с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на
комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению. Они
структурируются в виде тематических групп: «Это - я», «Моя семья»,
«Формирование культурно-гигиенических навыков», «Безопасность дома и на
улице»». Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное
развитие обучающихся, формирование их представлений о себе, об окружающей
предметной и социальной действительности.

Это - я. Упражнения на ориентировку в собственном теле. Уточнение знания
обучающимися названий частей тела: голова, руки, ноги, туловище, живот, колено,
локоть. Использование пиктограмм и показ на себе. Закрепление в речи

обучающихся названий эмоциональных состояний: смеется, плачет. Знакомство с
состоянием: радуется, грустит. Игры и этюды с картинками, изображающими
основные эмоции и их главные признаки. Имя, фамилия, пол. Использование этих
сведений в общениисо взрослыми.

Моя семья. Совместное рассматривание фотографий, беседа о его семье (мама,
папа, бабушка, дедушка). Занятия с пиктограммами «мама», «папа», «ребенок»,
«дедушка», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями. Знакомство с
пиктограммами «брат», «сестра». Соотнесение пиктограмм с фотографиями (при
наличии таковых).
Расширение круга игровых ситуаций, позволяющих
обучающимся с помощью вербальных и невербальных средств общения выражать
радость от достижения своих целей, побуждение учеников вступать в общение
друг с другом (парное).
Формирование культурно-гигиенических навыков. Формирование алгоритма
последовательных действий обучающихся по одновременному уходу за руками и
лицом. Чтение обучающимся потешек, стихов и сказок о последовательности,
необходимости, значении умывания.(«Водичка, водичка», «Да здравствует мыло
душистое» и др.)Заучивание названий частей лица, показ частей лица на себе,
кукле, на фотографии. Название частей лица с помощью учителя или
самостоятельно: глаза, уши, рот, нос, щёки.Чтение стихов и рассказов, пение
песенок об уходе за глазами и ушами. Сопряжённое или самостоятельное
проговаривание коротких стихов, потешек.
Безопасность дома и на улице
Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Правила обеспечения безопасности дорожного движения.
Правила безопасного поведения на воде.
Правила безопасного поведения в быту.
Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях.

Основы безопасного поведения человека в чрезвычайных ситуациях
Что такое чрезвычайная ситуация.
Понятия об авариях, эпидемиях, пожаре, наводнении, землетрясении.
Правила безопасного поведения при пожарах.
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях. Сигнал «Внимание всем!»
Эвакуация. Обязанности и правила поведения людей при эвакуации.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019

2. Федеральная адаптированная образовательная программа начального общего
образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. М.: ТЦ Сфера,2023
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. - М.: Просвещение,2023
4. Примерные рабочие программы по учебным предметам и коррекционным
курсам образования обучающихся с умственной отсталостью. Варианты 1,2. 2
класс/ М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2023
Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью/ под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - Спб.: ЦДК проф. Л.Б.
Баряевой, 2011.
5. Безруких, М.М. Разговор о правильном питании: рабочая тетрадь для школьников/
М.М. Безруких, Т.А. Филиппова. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
6. Клюшник Л.В. Тело человека: энциклопедия/Л.В.Клюшник.- М.:Росмэн,2022
7. Иванова В.В. Как устроен человек?/В.В.Иванова. - М.: АСТ,2020

Технические средства обучения
• Компьютер

,

Специальный учебный и дидактический материал отвечающий особым
образовательным потребностям обучающихся
Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В
процессе обучения используются:
- Картины, наглядные пособия - предметов различной формы, величины, цвета.
- Невербальные средства общения (жест, мимика, голос).
- Электронные презентации.
- Шнуровки, липучки.
- Посуда: стаканчики одинаковой величины).
- Виды одежды и обуви.
- Принадлежности для ухода за своим телом: мыло, зубная паста, зубная щётка,
полотенце.
- Пазлы, лото, разрезные картинки, мозаики
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).

Тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Тема урока
Реж им
Реж им
Реж им
Реж им
Реж им
Реж им

дня.
дня.
дня.
дня.
дня.
дня.

Лото.
М ой весёлый будильник.
Аппликация.
Полезные привычки.
Составление предложений по картинкам.

Количество
уроков
1
1
1
1
1
1

7

Реж им дня. М оделирование ситуаций_________________________
Питание

9
10
11

Рисование «М олочные продукты»____________________________
Лепка по образцу «Коробочка для молока»____________________
П равила здорового образа жизни. Творог. Сюжетно -ролевая
игра «Покорми куклу»________________________________________
Лото «М олочные продукты»__________________________________
П равила здорового образа жизни. Загадки.____________________
П равила здорового образа. Сон._______________________________
Рисование «М оя лю бимая подушка»__________________________
М оделирование ж изненных ситуаций. Проветривание
комнаты .____________________________________________________
П равила здорового образа. Прогулка._________________________
Одежда для прогулки. Рисование._____________________________
Лепка «Обувь для прогулки»_________________________________
Лото «Одежда и обувь для прогулки»_________________________
П равила здорового образа. Занятия физической культурой.
Делай как я. Веселы е физ. минутки___________________________
Рисование по ш аблону «М иш кина зарядка»___________________
П равила здорового образа. П роф илактика болезней.___________
П равила здорового образа. Советы доктора Айболита.________
Рисование. Витамины круглый год.___________________________
Повторение
П равила личной гигиены в течение дня_______________________
Еж едневные гигиенические процедуры._______________________
Средства личной гигиены.____________________________________
Выбор мыла для гигиенических процедур.____________________
Рисование «М ыло душ истое»_________________________________
П редметы личной гигиены.
Сю жетно ролевая игра «Купаем куклу М аш у»_________________
Н азначение предметов личной гигиены._______________________
Уход за предметами для личной гигиены: расческой, мочалкой
П редметы личной гигиены. Загадки.__________________________
Аппликация. П редметы личной гигиены.______________________
Виды полотенец. Банное полотенце, для рук, для ног).________
П олотенце для рук.___________________________________________
П олотенце для ног.___________________________________________
Аппликация «Разноцветные полотенца»_______________________
П редметы гигиены и санитарии:
зубная паста, зубная щетка.___________________________________
Детская зубная паста._________________________________________
П редметы гигиены и санитарии: зубная щетка.________________
К ак беречь зубы. П рактическая работа «Волш ебная зубная
паста и щетка»_______________________________________________
М оделирование жизненный ситуаций. Если заболели зубы.
Полоскание полости рта питьевой водой после приемов пищи.
Аппликация «Предметы гигиены: зубная паста, зубная щетка,
стакан»______________________________________________________
Повторение__________________________________________________
Правильная осанка человека._________________________________
Весёлые физ. М инутки для осанки.____________________________
П овторяй за учителем. Комплекс упражнений на осанку_______
П рофилактика простудных заболеваний______________________
Чистота -зал о г здоровья. Повседневная уборка в помещении.

J2
13
14
15
16

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
~34
35
36
37
38
39
40
41
42
~43
44
45
1б
47

18
50
51
52
53
54

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82

Закаливание организма. Зарядка. П рактическая работа.
Составление предложений по картинкам. Зарядка.
Закаливание организма. Обтирание. Закаливание.
Укрепление здоровья. П олезны е продукты.
Рисование. П олезны е продукты.
М оя семья. М ама, папа.
М оя семья- бабушка, дедушка.
М оя семья. М ой старш ий брат.
М оя семья. М оя старш ая сестра.
М оя семья. О бязанности в семьи.
М оя семья. Я помощ ник мамы, бабушки.
М оя семья. П рактическая работа «Влажная уборка в комнате»
М оя семья. Семейных отдых.
М оя семья. Сю жетно -ролевая игра «М ы в продуктовом
магазине»
П рактическая работа «Семейный праздник»
Аппликация «Букет цветов для моей семьи»
Столовые приборы. Нож. Разновидность ножей.
Столовые приборы. Нож. Н авык пользования столовыми
приборами
Нож. Опасности при использовании столовых приборов.
Лепка. Столовый прибор - нож.
Столовые приборы. Сюжетные картинки.
Вилка. Н авык пользования столовыми приборами.
Ложка. Вилка. Сю жетные картинки.
Сю жетно-ролевая игра «М аш а обедает».
Лепка. Столовые приборы.
Составление коротких предложений по сю жетным картинкам
«Я принимаю гостей»
Аппликация «Столовые приборы»
П рактические навыки уборки стола после приема пищи
«П омоги маме»
Я - один дома.
Рисование «Опасности в быту»
П равила обращ ения за помощью «Один дома»

83
84
85­
86
87­
Будь осторожен «Встреча с незнакомым человеком»
88
89­
М оделирование жизненных ситуаций.
90
91­
П равила обеспечения безопасности дорож ного движения.
92
93­
П равила безопасного поведения на воде.
94
95­
П равила безопасного поведения в быту.
96
97­
Скоро каникулы.
98
99­
Это-я. Я грустный. М оделирование ситуации
100
101­ Я веселый. М оделирование ситуации
102
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».