Окружающий природный мир 4 класс, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Окружающий природный мир»
для обучающихся 4 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Баданина
Елена
Сергеевна,
учитель,
в. кв. категории

Камышлов, 2025

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий природный мир» для
обучающихся 4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599, на основе
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приказ Министерства просвещения Российской Федерации от
24.12.2022 г. № 1026.
Подобранный программный материал по предмету «Окружающий природный
мир» рассчитан на формирование у обучающихся представлений о природе, её
многообразии, о взаимосвязи живой, неживой природы и человека.

Цель обучения - формирование представлений о живой и неживой природе, о
взаимодействии человека с природой, бережного отношения к природе.
Основными задачами программы являются: формирование представлений
об объектах и явлениях неживой природы, формирование временных
представлений, формирование представлений о растительном и животном
мире.
В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает
знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе
—сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро,
день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных
явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира,
получает представления о среде обитания животных и растений, учится
выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам,
устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой
и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся
условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом
взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится
выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление
аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию
любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Принципы организации учебного процесса:
— Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста,
который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в
интересах ребенка.
— Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и
развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции
нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также
всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,

взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка;
участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
— Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или
определения подхода к ее решению.
— Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для
получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом
и (или) психическом развитии.
—Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает
соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных
представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать
формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать
законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с
родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе)
детей с ограниченными возможностями здоровья в специальные
(коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).

Направления коррекционной работы:
1. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при
работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты. Стимуляция сенсорного
развития очень важна и в целях формирования творческих способностей детей.
2. Формирование и развитие речи.
3. Развитие познавательной деятельности. Система психологического и
педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации
нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти,
восприятия, мышления, речи).
4. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция
невротических проявлений (страхов, капризности и т. п.). Повышение
эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции
другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и
чувства, важно для всех категорий детей.
5. Содействие личностному росту, и коррекция отклонений личностного
развития. Работа в этом направлении предполагает воздействие на
формирование системы мотивов ребенка, формирование адекватной
самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации
субъекта (например, застенчивости) и т. п.
6. Формирование видов деятельности: игровой, продуктивных видов
(рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой
деятельности.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий природный мир» входит в обязательную часть учебного
плана в образовательную область «Окружающий мир».
Количество часов в 4
классе: 2 часа в неделю; 68 часов в год.

Планируемые результаты изучения учебного курса
Личностные результаты:
1.

Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей.

2.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты:
1. Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времён года
и соответствующих сезонных изменениях в природе, умений адаптироваться к
конкретным природным и климатическим условиям:
-интерес к объектам и явлениям неживой природы;
-расширение представлений об объектах неживой природы (солнце, луна,
звёзды, вода, воздух, земля);
-представления о временах года, характерных признаках времён года,
погодных изменениях, их влияние на жизнь человека;
-умение учитывать изменения в окружающей среде для выполнения правил
жизнедеятельности, охраны здоровья.
2. Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни
человека:
-интерес к объектам живой природы;
-расширение представлений о животном и растительном мире (растения:
деревья, кустарники, травы, цветы; животные, их виды, понятия «дикие» «домашние» и др.);
-опыт заботливого и бережного отношения к растениям и животным, ухода за
ними;
-умение соблюдать правила безопасного поведения в природе (в лесу, у реки и
др.).
3. Элементарные представления о течении времени:

-умение различать части суток, дни недели;
-представления о течении времени: смена событий дня, суток.

Содержание курса состоит из следующих разделов:
«Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления»,
«Объекты неживой природы».
Все разделы программы взаимосвязаны и соответствуют различным этапам
формирования социально окружающего мира у детей.
Содержание обучения на уроках очень разнообразно, что определяется
многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной
отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и, в
частности, зрительно-двигательной координации, которые прямым образом
отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной
отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па
коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные
уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов
деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены
специальные упражнения и игры.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью
учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель
должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого
ребенка.
Учебную работу на уроках окружающий природный мир необходимо
строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые
виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на
различных уроках.
Материально-техническое обеспечение
Специальный учебный и дидактический материал отвечающий особым
образовательным потребностям обучающихся
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Матвеева Н.Б. Мир природы и человека: рабочая тетрадь. 4 класс\Н.Б.Матвеева.
- М.Просвещение, 2019. - 63 с.
Ивченкова Г.Г. Окружающий мир: рабочая тетрадь\ Г.Г. Ивченкова, И.В.
Потапов. - М.: АСТ. Астрель, 2003

,

Главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия. В
процессе обучения используются:
• натуральные объекты предметов, которые предусмотрены программой;
• печатные пособия (таблицы) по разделам программы;
• предметные и сюжетные картинки по темам;

• интернет-ресурсы.

Тематическое планирование
Н азвание раздела, темы урока
Время года. Лето.
Экскурсия в природу.
Признаки лета.
Различение растений. Дерево.
Различение растений. Трава.
Различение растений. Куст.
Сезонные изменения в природе
Ф ормирование представлений о грибах. Полезные и
ядовитые грибы.
Экскурсия в природу.
Фрукты. Узнавание.
Овощи. Узнавание.
Ягоды. Узнавание.
П овторение
П овторение
Времена года
Различение частей суток
Представление о строении животных
Домаш ние животные. П ольза
Дикие животные. Н азвания детёнышей.
Неделя. Н азвание дней недели.
Сезонные изменения в природе. Зима.
Экскурсия в природу.
Повторение.
У знавание хвойных деревьев. Ель. Сосна.
Представление о огне (тепло, свет, пожар)
Зимние забавы.
Свойства воды. Снег. Лёд.
Дикие и домаш ние птицы
Представления о зимую щ их птицах. П омощ ь птицам.
Комнатные растения. Уход. П рактическое занятие.
Я вления природы.
Ф ормирование представлений о рыбах.
Небесные тела. Солнце. Звёзды. Луна.
Смена времён года.
Экскурсия в природу
Повторение.
Сезонные изменения в природе Весна.
Признаки весны. Экскурсия в природу.
Смена времён года
Насекомые.
Домаш ние животные.
П тицы города и леса.
Ф ормирование представлений о цветах.
Объекты неживой природы
Дни недели.
П равила безопасного поведения в природе

Количество часов
1
1
2
1
1
1
1
2
1
2
2
2
1
1
2
2
1
2
2
1
1
1
1
2
2
1
1
2
2
1
2
2
2
1
1
1
1
2
1
2
3
2
1
1
1
1

Повторение.
Итого:

1
68 часов


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».