Изобразительная деятельность 2 класс, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф Е Д Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное проф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ШМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
учебного курса
«Изобразительная деятельность»
для обучающихся 2 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Казанцева
Татьяна
Викторовна,
учитель,
в. кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка к уроку «Изобразительная деятельность»
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность»
для обучающихся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599, на
основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 24.12.2022г. № 1026.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование
умений изображать предметы и объекты окружающей действительности
художественными средствами.
Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности,
формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным
приемам работы с различными материалами, обучение изображению
(изготовлению) отдельных элементов, развитие художественно-творческих
способностей.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком
с
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью,
с
ТМНР.
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной
деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру,
формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная
координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют
возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности
или к предмету изображения, доступными для них способами осуществить
выбор
изобразительных
средств.
Многообразие
используемых
в
изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в
этот вид деятельности всех детей без исключения.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «Изобразительная деятельность» входит в обязательную часть
учебного плана, в предметную область «Искусство». На изучение учебного
предмета отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели.
Личностные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностные результаты:
осознание себя как «Я»
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности
-овладение
первоначальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющимся и развивающемся мире
- освоение доступных социальных ролей (обучающийся, художник)

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных
социальных ситуациях
Предметные результаты:
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка,
аппликация, рисование, использование различных изобразительных
технологий:
-интерес к доступным видам изобразительной деятельности
-умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности
-умение использовать различные изобразительные технологии в процессе
рисования, лепки, аппликации.
2.Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:
-положительные эмоциональные реакции в процессе
деятельности
-стремление к
собственной
творческой
демонстрировать результаты работы

изобразительной

деятельности

и

умение

-умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности
3.Готовность к участию совместных мероприятиях:
-готовность к взаимодействию в изобразительной деятельности совместно со
сверстниками, взрослыми
-умение использовать полученные навыки для изготовления творческих
работ, для участия в выставках, конкурсах, поделок.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела:
«Лепка», «Рисование», «Аппликация». Во время занятий изобразительной
деятельностью
необходимо
вызывать
у
ребенка
положительную
эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие
устремления,
развивать
самостоятельность.
Ребенок
обучается
уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя
в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты
его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает
жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации,
формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на занятиях
изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в
последующей трудовой деятельности.

Содержание предмета

Лепка
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто,
глина. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с
пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка,
штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины)
скалкой.
Отрывание
кусочка
материала
от
целого
куска.
Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка
материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой.
Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на
доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем
выдавливания формочкой. Вырезание заданной формы по шаблону стекой
(ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в
жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок. Проделывание
отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями,
между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание
краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием,
прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.). Нанесение
декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими
деталями. Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением
растительного (геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов,
объединённых сюжетом.
Аппликация
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон,
фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и
приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы,
шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги
заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по
диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части)
поверхности клеем. Выкалывание шилом: прокол бумаги, выкалывание по
прямой линии, выкалывание по контуру. Разрезание бумаги ножницами:
выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру.
Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование
объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение деталей между
собой. Соблюдение последовательности действий при изготовлении
предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации:
заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации:
придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка
деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание
деталей к фону.

Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти,
емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов
рисования карандашом. Соблюдение последовательности действий при
работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с
кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край
баночки, рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение
приемов рисования кистью: прием касания, прием примакивания, прием
наращивания массы. Выбор цвета для рисования. Получение цвета краски
путем смешивания красок других цветов.
Рисование
точек.
Рисование
вертикальных
(горизонтальных,
наклонных) линий. Соединение точек. Рисование геометрической фигуры
(круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри
контура (заполнение всей поверхности внутри контура). Заполнение контура
точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по диагонали), двойная
штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по опорным
точкам, по трафарету, по шаблону, по представлению). Дорисовывание части
(отдельных деталей, симметричной половины) предмета. Рисование предмета
(объекта) с натуры. Рисование растительных (геометрических) элементов
орнамента.
Дополнение
готового
орнамента
растительными
(геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и
геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате). Дополнение сюжетного
рисунка отдельными предметами (объектами), связанными между собой по
смыслу. Расположение объектов на поверхности листа при рисовании
сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта.
Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного
рисунка по образцу (срисовывание готового сюжетного рисунка) из
предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием
нетрадиционных техник: монотипии, «по - сырому», рисования с солью,
рисования шариками, граттаж, «под батик».
Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение
1. Федеральный государственный
образовательный
стандарт
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) /мин-во образования и науки
РФ.- М.: Просвещение, 2019
2. Федеральная
адаптированная
образовательная
программа
начального общего образования для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья. - М.: ТЦ Сфера,2023
3. Примерная
адаптированная
основная
общеобразовательная
программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)\Мин-во просвещения РФ. - М.:
Просвещение,2023

4. Примерные рабочие программы по учебным предметам и
коррекционным курсам образования обучающихся с умственной
отсталостью. Варианты 1,2. 2 класс/ М-во образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2023
5. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью/ под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. Спб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
6. Зыкова М.А. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь.2
класс/М.А. Зыкова. - М.: Просвещение, 2023
7. Евдокимова, М. Волшебный карандаш: пособие для занятий с детьми по
рисованию/ М. Евдокимова. - М.: Школьная Пресса, 2002.
Технические средства обучения
- Компьютер
Материалы и оборудование:
наборы инструментов для занятий изобразительной деятельностью,
включающие кисти, ножницы (специализированные, для фигурного
вырезания) стеки, пластиковые подложки.
-

- натуральные объекты, изображения (картинки, фотографии) готовых
изделий и операций по их изготовлению;
расходные материалы для ИЗО: клей, бумага (цветная, папиросная,
цветной ватман и др.), карандаши (простые, цветные), мелки (восковые и
др.), фломастеры, маркеры, краски (акварель, гуашь), бумага разных
размеров для рисования;
-

пластичные материалы (пластилин)
Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Тема урока
Рисование по ш аблону больш их и маленьких квадратов.
Ш триховка в заданном направлении.
Рисование по ш аблону больш их и маленьких треугольников.
Ш триховка и раскрашивание.
Рисование по ш аблону больш их и маленьких кругов.
Ш триховка и раскрашивание.
Рисование по ш аблону больш их и маленьких овалов.
Ш триховка и раскрашивание.
Лепка по показу: «колобок», «лепешка», «палочка».
И зготовление палочек и наложение их на треугольники.
И зготовление палочек и наложение их на овалы. И зготовление
палочек.
Аппликация из геометрических фигур «дом».
Лепка. И зготовление по показу лестницы.
Лепка. И зготовление по показу пирамидки.
Рисование по пунктиру и раскраш ивание матрешки.

Количество
уроков
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

12

И
И
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53_
54
55
56
57
58
59
60
61

Работа с трафаретом «овощи». Ш триховка и раскрашивание.
Аппликация из листьев «морковка».___________________________
И зготовление из пластилина «помидор»._______________________
Аппликация из бумаги «фрукты».______________________________
Аппликация из листьев «гриб».________________________________
Аппликация из рванных кусочков бумаги «грибочек».__________
Работа с трафаретом «рыбы». Ш триховка и раскрашивание.
Работа с листьями и пластилином «рыбы плавали в пруду»._____
Работа с трафаретом «транспорт». Ш триховка и раскрашивание.
Рисование по пунктиру. М ашина.______________________________
Работа с бумагой «складывание кораблика»».__________________
Аппликация из листьев «лодочка»._____________________________
Работа с трафаретом «насекомые». Ш триховка и
раскрашивание._______________________________________________
И зготовление из пластилина «жук».____________________________
Работа с пластилином «бабочка»_______________________________
Работа с пластилином «гусеница»._____________________________
Работа с трафаретом «домаш ние животные». Ш триховка и
раскрашивание._______________________________________________
Работа с бумагой «складывание собачки».______________________
Работа с пластилином. Собачка.________________________________
Работа с трафаретом «посуда». Ш триховка и раскрашивание.
Аппликация из бумаги «чайная чашка».________________________
Работа с пластилином и семенами «чайная чашка»._____________
Работа с трафаретом «цветы». Ш триховка и раскрашивание.
Аппликация из листьев «Цветок».______________________________
Работа с пластилином и семенами «Подсолнух»._______________
Рисование по пунктиру и раскрашивание. Елка.________________
Лепка по показу. Елка._________________________________________
Аппликация из бумаги «Елочка»_______________________________
Рисование по пунктиру. Снеговик._____________________________
Лепка по показу «Снеговик».__________________________________
Аппликация из ваты «Снеговик»_______________________________
Работа с трафаретом «Варежка». Ш триховка и раскрашивание.
Аппликация из зерна «Варежка».______________________________
Работа с пластилином «Ветка ели с игрушками»._______________
Рисование по пунктиру и раскрашивание. Дед М ороз.__________
Аппликация из рванных кусочков «Дед Мороз».________________
Аппликация из рванных кусочков «Дед Мороз».________________
Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Неваляшка».
Аппликация из бумаги «Неваляшка».__________________________
Лепка «Неваляшка».___________________________________________
Рисование по пунктиру и раскраш ивание рисунка «Пирамидка».
Аппликация из бумаги «Пирамидка».__________________________
Лепка. «Пирамидка».__________________________________________
Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Кошка».
Аппликация из бумаги «Кошка»._______________________________
Оригами из бумаги «Кошка».__________________________________
Рисование по пунктиру и раскрашивание рисунка «Медведь».
Работа с пластилином. Раскраш ивание пластилином «Медведь».
Оригами из цветной бумаги «Медведь».________________________
Рисование по точкам и раскрашивание рисунка «Заяц»._________

62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102

Аппликация из рванных кусочков бумаги «Зайчонок».
Лепка «Зайчонок».
Раскраш ивание рисунка «23 февраля».
И зготовление поздравительной открытки «День Защ итника
Отечества».
И зготовление поздравительной открытки «День Защ итника
Отечества».
Рисование по пунктиру и раскраш ивание рисунка «Самолёт».
Лепка по показу «Самолёт».
Оригами «Самолёт».
Раскраш ивание рисунка «8 Марта».
И зготовление поздравительной открытки «8 Марта».
И зготовление поздравительной открытки «8 Марта».
Рисование по пунктиру и раскраш ивание рисунка красками
«Цветы».
Аппликация из природного материала «Цветы».
Работа с трафаретом «Цветы». Ш триховка и раскрашивание.
Рисование губкой. Цветы.
Рисование по пунктиру. Раскраш ивание. Подснежник.
Раскраш ивание рисунка «Капель».
Работа с манной крупой и красками «Капель».
Аппликация из бумаги «Сосульки».
Рисование по пунктиру и раскраш ивание рисунка «Грачи
прилетели».
Работа с пластилином и семечками «Грач».
Лепка по показу «Грач».
Рисование по пунктиру и раскраш ивание рисунка «День
Космонавтики».
Аппликация из цветной бумаги «Овощ и »
Лепка «Овощ и на тарелке».
Рисование по пунктиру и раскраш ивание рисунка красками
«Ваза с фруктами».
Лепка. «Ваза с фруктами».
Аппликация из бумаги «Ваза с фруктами».
Рисование по пунктиру и раскраш ивание рисунка «Весна идёт,
весне дорогу».
О брывная аппликация «Берёзки».
Работа с пластилином. Раскраш ивание пластилином «Весеннее
дерево».
Раскраш ивание рисунка «День Победы».
Аппликация из бумаги «День Победы».
Раскраш ивание рисунка «Весенние деньки».
Рисование и раскраш ивание красками «Весеннее солнышко».
Рисование по пунктиру и раскраш ивание рисунка красками
«Божья коровка».
Лепка «Божья коровка».
Аппликация из бумаги «Божья коровка».
Раскраш ивание рисунка «Труд лю дей весной».
Раскраш ивание рисунка «Весенние забавы».
Рисование по пунктиру и раскраш ивание рисунка «Скоро лето».

Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».