Альтернативная коммуникация, 3 класс, 2 вариант, 2025

РО С С И Й С К А Я Ф ЕД Е РА Ц И Я
М инистерство образования С вердловской области
Г осударствен н ое автоном ное п роф ессиональное образовательное учреж дение С вердловской области

«Камышловский гуманитарно-технологический техникум»
структурное подразделение
школа-интернат, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы

Рассмотрено:
на заседании ТПМО
начальных классов
протокол № 2
от 18.06.2025 г.

Рассмотрено:
на заседании педсовета
протокол № 4
от 19.06.2025 г.

Утверждено:
приказом директора № 339-од
от 26.06.2025 г.

Рабочая программа
коррекционного курса
«Альтернативная коммуникация»
для обучающихся 3 класса
(АООП У О 2 вариант)

Составитель:
Прозорова
Галина
Николаевна,
учитель,
1.кв. категории

Камышлов, 2025

Пояснительная записка по коррекционному курсу
«Альтернативная коммуникация»
Рабочая программа по
для обучающихся 3 класса с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии
с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от
19.12.2014 г №1599, на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства
просвещения Российской Федерации от 24.12.2022г №1026
Рабочая
программа
коррекционных
занятий
«Альтернативная
коммуникация» направлена на обучение детей с ограниченными
возможностями здоровья, их социализацию в современном мире через
привитие им норм социально-адекватного поведения, повышение уровня
коммуникативной компетентности.
Цель программы: формировать коммуникативные и речевые навыки,
расширять жизненный опыт и повседневные социальные контакты в
доступных для ребёнка пределах, тем самым способствуя успешной
адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с
нарушением интеллекта.
Основные задачи:
1) Учить детей овладевать доступными средствами коммуникации и общения
- вербальными и невербальными.
2)Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике
экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения
соответствующих возрасту житейских задач.
3) Развивать речь как средство общения в тесной связи с познанием
окружающего мира, личным опытом ребёнка.
4) Создать условия для коррекции и развития познавательной
деятельности учащихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков,
слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания) и психомоторного
развития.
В процессе таких занятий у учащихся повышается речевая активность,
обучающиеся становятся открытыми для общения, комплексный подход
позволяет решить задачи обучения, развития, воспитания.
Устанавливается эмоциональный контакт с неговорящими детьми,
снимается напряжение, развиваются предпосылки позитивного общения,
происходит корректировка восприятия, внимания, памяти через
использование игровых приёмов.
Формируется правильное эмоциональное состояние. Появляется желание и
потребность общения с педагогом, родителями и сверстниками.
Данное сопровождение обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
позволит улучшить их социальную адаптацию, даст возможность для
дальнейшего развития ребёнка и компенсации нарушений.

Описание места учебного предмета в учебном плане
Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» входит в часть
учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса, в
коррекционно-развивающую область. На изучение курса в 3 классе отведено
2 часа в неделю (68 часов за год)
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Результаты освоения учебного предмета делятся на две группы.
Личностные результаты:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные результаты:
- Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других
графических изображений), неспецифических жестов.
- Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его,
используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства
коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
- Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в
практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих
возрасту житейских задач.
- Умение использование предметов для выражения путем на них
жестом, взглядом.
- Использование доступных жестов для передачи сообщения.
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты
рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предметные результаты:
- понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных
графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других
графических изображений), неспецифических жестов;
- умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя
традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации,
соблюдая общепринятые правила поведения;
- умение пользоваться доступными средствами коммуникации
экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту
житейских задач;
- умение использовать предметы для выражения потребностей путём
указания на них жестом, взглядом;
- использования доступных жестов для передачи сообщения;

- понимание слов, обозначающих объекты и явления природы/,
объекты рукотворного мира и деятельности человека;
- умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в
коммуникативных ситуациях;
- обучение глобальному чтению в доступных ребёнку пределах;
- формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова,
копирование образца известных букв.
Планируемые результаты формирования базовых учебных
действий
Подготовка ребёнка к нахождению и обучению в среде сверстников, к
эмоциональному,
коммуникативному
взаимодействию
с
группой
обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса, зала, учебного помещения,
пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать
руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в учебную деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
Формирование учебного поведения:
1) Направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание:
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущейся игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с утрированной мимикой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора;
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимать жестовую инструкцию;
- понимать инструкцию по инструкционным картам;
- понимать инструкцию по пиктограммам;
- выполнять стереотипную инструкцию (отрабатываемую с
конкретным учеников на данном этапе обучения);
3) использование на назначению учебных материалов:
- бумаги, цветной бумаги, пластилина, карандаша;
Формирование умения выполнять занятие:
1) в течение определённого периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении
посильного задания 3-4 минуты;
2) от начала до конца:

при организующей, направляющей помощи способен выполнять
посильное задание от начала до конца.

Планируемые результаты:
-понимать обращённую речь, понимать смысл доступных жестов и
графических изображений: рисунков, фотографий, символов и т.д.;
-использовать средства альтернативной коммуникации: жесты, взгляд,
мимику, графические изображения, символы,
коммуникативные тетради;
-использовать вербальные средства общения (слово);
-использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных
ситуациях;
-понимать слова, обозначающие объекты/субъекты предметы,
материалы, люди, животные и т.д.);
-выполнять задания по словесной инструкции учителя;
-правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании;
-выполнять артикуляционные и дыхательные упражнения;
-выполнять развивающие упражнения для рук;
-выполнять графические упражнения.
Содержание учебного материала
*Обследование обучающихся —
*Жесты и символы: «Ближайшее окружение»
*Жесты и символы: «Развлечение на улице»
*Жесты и символы: «Животные»
*Жесты и символы: «Свойства объектов»
*Жесты и символы: «Еда-поощрение»
*Жесты и символы: «Повседневные действия»
*Жесты и символы: «Повседневные действия»
*Жесты и символы: «Животные»
*Жесты и символы: «Транспорт»

Учебно - методическое обеспечение
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
/мин-во образования и науки РФ.- М.: Просвещение, 2019
Басилова, Т.А. Как помочь малышу со сложными нарушениями развития:
пособие для родителей / Т.А. Басилова, Н.А. Александрова - М.:
Просвещение, 2008.
Воспитание и обучение детей с умеренной и тяжёлой интеллектуальной
недостаточностью/ А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. - М.: Просвещение, 2003.

Наглядно-демонстрационный материал
На занятиях используются: карточки с эмоциями, рисунки, графические
изображения, предметы, игрушки, дидактические пособия, символы,
индивидуальный раздаточный материал, технические средства обучения
(презентации), коммуникативные тетради для общения, сюжетные картинки
различной тематики для развития речи.

Тематическое планирование
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Тема урока
Реагирование на собственное имя
Узнавание (различение) имён членов семьи
Узнавание имен учащ ихся класса
П онимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя)
П онимание слов, обозначаю щ их предмет посуда
П онимание слов, обозначаю щ их предмет мебель
П онимание слов, обозначаю щ их предмет игрушки
П онимание слов, обозначаю щ их предмет одежда
П онимание слов, обозначаю щ их предмет обувь
П онимание слов, обозначаю щ их предмет овощи
П онимание слов, обозначаю щ их предмет фрукты
П онимание слов, обозначаю щ их предмет бытовые приборы
П онимание слов, обозначаю щ их предмет транспорт
П онимание слов,
обозначаю щ их предмет
ш кольные
принадлежности
П онимание слов, обозначаю щ их предмет продукты
П онимание слов, обозначаю щ их предмет животные
П онимание обобщ ающ их понятий посуда
П онимание обобщ ающ их понятий мебель
П онимание обобщ ающ их понятий игрушки
П онимание обобщ ающ их понятий одежда
П онимание обобщ ающ их понятий обувь
П онимание обобщ ающ их понятий овощи
П онимание обобщ ающ их понятий фрукты
П онимание обобщ ающ их понятий бытовые приборы
П онимание обобщ ающ их понятий транспорт
П онимание обобщ ающ их понятий ш кольные принадлежности
П онимание обобщ ающ их понятий продукты
П онимание обобщ ающ их понятий животные
П онимание слов, обозначаю щ их признак предмета-цвет
П онимание слов, обозначаю щ их признак предмета-величина
П онимание слов, обозначаю щ их признак предмета-форма
П онимание слов, указываю щ их на предмет, его признак (я, он, мой,
твой и др.)
П онимание слов, обозначаю щ их число, количество предметов
(пять, второй и др.)
П онимание
слов,
обозначаю щ их
взаимосвязь
слов
в

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60

предложении (в, на, под, из, из-за и др.).
П онимание простых предложений
Сообщ ение собственного имени посредством напечатанного слова
Сообщ ение имён членов семьи (учащ ихся класса, педагогов класса)
посредством напечатанного слова
Сообщ ение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса)
посредством напечатанного слова
И спользование графического изображения
для обозначения
предметов и объектов посуды
И спользование графического изображения
для обозначения
предметов и объектов мебели
И спользование графического изображения
для обозначения
предметов и объектов игрушек
И спользование графического изображения
для обозначения
предметов и объектов одежды
И спользование графического изображения
для обозначения
предметов и объектов обуви
И спользование графического изображения
для обозначения
предметов и объектов овощей
И спользование графического изображения
для обозначения
предметов и объектов фруктов
И спользование графического изображения
для обозначения
предметов и объектов фрукты
И спользование графического изображения
для обозначения
предметов и объектов школьных принадлежностей
И спользование графического изображения
для обозначения
предметов и объектов продуктов
И спользование графического изображения
для обозначения
предметов и объектов транспорта
И спользование графического изображения
для обозначения
действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять)
И спользование графического изображения
для обозначения
действия предмета - бегать, спать
И спользование графического изображения
для обозначения
действия предмета - рисовать, играть, гулять
И спользование напечатанного слова для обозначения слова,
указываю щ его на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
И спользование напечатанного слова для обозначения слова,
указываю щ его на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).
Составление простых предложений с использованием графического
изображения
Составление простых предложений с использованием графического
изображения
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям с использованием графического изображения
Составление рассказа по последовательно продемонстрированным
действиям с использованием графического изображения
Составление
рассказа
по
одной
сю жетной
картинке
с
использованием графического изображения
Составление
рассказа
по
серии
сюжетных
картинок
с
использованием графического изображения

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

61
62
63
64
65
66
67
68

Составление
рассказа
по
серии
сю жетных
картинок
с
использованием графического изображения
Составление рассказа о себе с использованием графического
изображения
Составление рассказа членах семьи с использованием графического
изображения
Составление рассказа о учащ ихся класса
с использованием
графического изображения
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначаю щ их имена
людей
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающ их
названия предметов
Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающ их
названия действий
П овторение

1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».